Конспект познавательно - исследовательской деятельности «Вода и её свойства».
план-конспект занятия по окружающему миру

Материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_i_ee_svoystva.docx242.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Возовский детский сад " Светлячок" Поныровского района Курской области

Конспект

познавательно - исследовательской деятельности

в старшей группе на тему:

«Вода и её свойства».

Воспитатель: Верёвкина Г. С.

Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить  детей со свойствами воды, её состоянием: жидкое, твёрдое, пар.

2. Учить наблюдать, сравнивать, делать выводы.

3. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

4. Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Развивающие:

1. Развитие навыков рассказывания на основе личного опыта, с использованием модели.

2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

3. Развивать у детей фонематический слух.

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к воде.

3. Воспитывать умение работать в группе, учитывать мнение партнера.

Методы и приёмы: беседа, рассказ, загадывание загадок, эксперементирование, наблюдение.

Оборудование: полоски цветной бумаги, глобус, лимон, сосуды разной формы, цветные льдины в формах.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы будем экспериментировать, т. е. ставить опыты. А вот о чем мы будем говорить вы узнаете отгадав загадку:    Если руки наши в ваксе,

                                              Если на нос сели кляксы,

                                              Кто тогда нам первый друг,

                                              Снимет грязь с лица и рук?

                                                                              (вода)

Правильно, дети, это вода.

Как вы думаете много ли воды на земле? (ответы детей)

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный- голубой. А всё потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зелёной, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

Вода находится везде. И в воздухе много воды: облака, тучи. Вода есть и под землёй: родники. Лёд, снег- это тоже вода.

Вода есть и в растениях. Если помять лист любого растения руки станут влажными, значит в нем есть вода.

Вспомним, как много сока в арбузе, апельсине, лимоне- это тоже вода.

В теле животных есть вода. Много воды и в теле человека.

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода моет всех людей, машины, дороги. А ещё вода- это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, людей.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства- ничего ни сделать без воды.

Вот она какая вода.

Но всё, что я перечислила человек стал делать только после того, как изучил свойства воды.

Мы сегодня тоже будем изучать свойства воды, а для этого надо провести опыты.

Опыт 1.

Возьмите ложку и опустите её в воду. Видна ли она?(да) Это доказывает нам, что вода прозрачная, через неё можно всё увидеть.

Опыт 2.

Давайте нальём воду в посуду разной формы. Обратите внимание, вода принимает ту форму, в посуду которой мы налили.

А если мы её прольём на пол, что с ней произойдёт? (она растечётся)

Это доказывает, что вода не имеет формы.

Опыт 3.

Каков запах воды?

Когда мама печёт пироги чувствуется приятный запах. Духи, цветы тоже издают приятный запах. Они сделаны из воды. Я капну в воду капельку лимонного сока. Понюхайте, чем пахнет вода?(лимоном)

А вот понюхайте чистую воду. Она пахнет?(нет) Что мы можем сказать, есть запах у чистой воды?(нет)

Вода запаха не имеет.

Опыт 4.

Возьмём сахар и положим в воду. Попробуйте эту воду. Что вы почувствовали?(вода сладкая) Положим соль. Теперь какой вкус?(вода солёная) А если я добавлю сок лимона?(кислая) А теперь попробуйте чистую воду. Есть у неё вкус?(нет)

Значит, вода не имеет вкуса.

Опыт 5.

Какого цвета вода?

На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Давайте сравним каждую полоску с водой.

Можно сказать, что она синяя? Зелёная? Красная? Белая? Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.

А если мы добавим в воду краску, что с ней произойдёт? Она станет такого цвета, какой мы добавили, что же мы можем сказать о воде, имеет она цвет?(нет) Правильно, вода не имеет цвета.

Итак, что же мы можем сказать о свойствах воды? Вода не имеет цвета, прозрачная, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет вкуса.

Физминутка: Льётся чистая водица,

                          Мы умеем сами мыться.

                          Порошок зубной берём,

                          Крепко щёткой зубы трём.

                          Моем шею, моем уши,

                          После вытремся посуше.

Ребята, мы говорили с вами о жидкой воде, а ведь вода бывает и в твёрдом состоянии. А вот что это такое, вы узнаете из загадок:

                                       Без досок, без топоров

                                       Через речку мост готов.

                                        Мост, как синее стекло!

Скользко, весело, светло!(лёд)

                                       Бел, да не сахар,

                                                  Ног нет, да идёт.(снег)  

При сильном морозе вода замерзает и превращается в лёд.

У вас на столе лежат кусочки льда. Что вы можете о нём сказать?

Лёд твёрдый, холодный, прозрачный, имеет форму сосуда. А ещё он хрупкий, легко раскалывается от удара.

Замораживая воду разной окраски в формочках, можно получить красивые льдинки, вот такие, например(показ) .

Снег, это тоже твердое состояние воды, ведь он не течёт, не жидкий. Дети, обратите внимание снег не прозрачный, через него ничего не видно. Он имеет цвет. Какой?(белый) Но когда он растает, превратится в прозрачную, бесцветную воду. Вот такое это интересное состояние воды.

Ещё, ребята, вода может превращаться в пар. Вы, наверно, видели, когда в чайнике кипит вода из него идет пар. Это вода при нагревании превращается в пар. Давайте понаблюдаем, как это происходит.( слайд на экране)

Вот мы с вами ещё доказали, что вода может быть в трёх состояниях. Каких?(жидком, твёрдом и в виде пара)

На этом наше занятие подошло к концу. Надеюсь вам было интересно. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности "Вода - ратворитель"

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Вода - растворитель» ...

Конспект по исследовательской деятельности "Вода и её свойства"

Интеграция образовательных областей:  «Познание» (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».Виды дет...

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Вода и ее свойства»

Ход занятия:I Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю загадку, и вы узнаете о чем мы сегодня поговорим.Она и в озере, и в лужице, она снежинкою над нами кружится, она и в чайнике у нас кипит, она в рече...

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Вода и ее свойства»

Цель: совершенствовать представление детей о разнообразных свойствах воды.Задачи:- способствовать накоплению у детей конкретных представленийо свойствах, формах и видах воды;- развивать речь, мышление...

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Вода и ее свойства»

Ход занятия.Цель: совершенствовать представление детей о разнообразных свойствах воды.Задачи:- способствовать накоплению у детей конкретных представленийо свойствах, формах и видах воды;- развивать ре...

Проект по познавательно - исследовательской деятельности. Вода и ее свойства.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности....