Проект во второй младшей группе «Времена года»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Создание условий для формирования элементарных представлений о временах года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx196.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №79 «Соловушка»

Проект

во второй младшей группе

«Времена года»

Воспитатель

     Максимова Т.Н.

2023 г.

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Времена года».

Основные разработчики проекта

Воспитатель Максимова Татьяна Николаевна.

Цели и задачи проекта

Цель:

Создание условий для формирования элементарных представлений о временах года.

Задачи:

  1. Продолжать учить детей различать признаки времён года;
  2. Помочь познать последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят;
  3. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и с помощью поэтического слова показать красоту различных времён года, разнообразие сезонных явлений;
  4. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Сроки реализации проекта

 С сентября 2023 года по июнь 2024 года

Тип проекта

Долгосрочный. Информационно -  практико - ориентированный

Перечень основных мероприятий реализации проекта

Беседы;  чтение художественной литературы (загадки, стихи, сказки, рассказы);  изготовление работ из пластилина, выполнение рисунков, аппликаций;  проведение дидактических, ролевых, подвижных игр;  создание макета «Осень, зима, весна, лето». Труд в уголке природы и на огородной грядке.

Исполнители проекта

Дети второй младшей группы, родители, воспитатель.

Проблема проекта

У младших дошкольников не достаточно сформированы представления о временах года; не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года; не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

Новизна проекта

Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ.

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество экологического воспитания.

Ожидаемые результаты

  1. Лучше научить замечать красоту родной природы.
  2. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
  3. Дети станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
  4. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.

Пояснительная записка

        Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

        «Любовь к Родине, к родному краю начинается с любви к природе».

        Задача ДОУ – научить любить Родину через любовь к окружающему миру.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

         Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

        Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.

Обоснование актуальности проблемы, ее практическая значимость

- Повышение качества образовательного процесса по экологическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.

- Создание методической копилки по экологическому воспитанию.

- Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию основ экологической культуры у дошкольников.

 - Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к экологическому воспитанию через проектную деятельность, конкурсы, выставки.

- Укрепление связи семьи и ДОУ.

Теоретическая значимость проекта

        Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к основам экологической культуры, повышению интереса к ближайшему окружению.

Цель проекта:

Создание условий для формирования элементарных представлений о временах года.

Задачи:

1.Продолжать учить детей различать признаки времён года;

2.Помочь познать последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят;

3.Развивать умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и с помощью поэтического слова показать красоту различных времён года, разнообразие сезонных явлений;

4.Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Гипотеза

Процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если:

- Формировать представления и вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не только в ДОУ, но и в семье.

- Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.

- Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.

- Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.

Технологии

Личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения.

Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения.

Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Развития творчества.

Творческий процесс помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проблемно – поисковая.

Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Формы работы

С детьми

С родителями

- Беседы;

- занятия;

- рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;

- выставки детских работ по проекту

- дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;

 -заучивание стихов, пословиц, поговорок;

- творческая речевая деятельность;

- утренники, развлечения;

- конкурсы.

- Наглядная пропаганда;

- беседы и консультации;

- родительские собрания;

- конкурсы.

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

 метод сравнения.

элементарный анализ

метод эксперимента

метод моделирования и конструирования.

метод проектной деятельности.

метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.

метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний: 

игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют

желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

Методы и приемы

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности: прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о природе, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.

беседа – является связующим звеном.

Этапы реализации проекта

 1 этап –организационно – диагностический (сентябрь 2023 года)

 Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап – формирующий (сентябрь 2023 года – июнь 2024 года)

 Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.

3 этап – обобщающий (июнь 2024 года)

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта

Пути реализации проекта

Блок № 1 «Осень разноцветная»: сентябрь  – ноябрь 2023 года»

Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Форма реализации

Взаимодействие педагога с детьми

Взаимодействие родителей

с детьми

Взаимодействие педагога с семьёй

Чтение художественной литературы:

З. Александрова «Дождик»

Беседы: «Осень в гости к нам пришла».

Д/игра «Что нам осень принесла» «Весёлый огород», «Что есть что», «Собираем урожай», . Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку».

Аппликация « Дождик, дождик – кап, кап, кап».

Рисование «Что нам осень принесла»

Лепка «Репка»

Разучивание стихотворений об осени

Консультация

«Витамины с грядки»

Выставка работ «Дары Осени»

Беседы «Любимые красоты осени», «Осень золотая»

Чтение художественной литературы:

И. Бунин «Листопад».

П/ игра: «Листья»

Аппликация «Осеннее дерево».

П/игра «Солнышко и дождик». Рисование  «Разноцветный осенний листик», «Дерево осеннее»

Сбор гербария Экскурсия в осенний парк.

Фотовыставка

«Осень золотая».

Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме»

Рассматривание картин зайчиха с зайчатами.

П/игра «Зайка беленький….». Раскрашивание «Морковка для зайчика».

Совместное ухаживание за домашними животными дома.

Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе»

Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских  работ «Дары осени», праздник «Золотая осень».

Блок № 2 «Волшебница – зима»: декабрь 2023 – февраль 2024 года

Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Форма реализации

Взаимодействие педагога с детьми

Взаимодействие родителей

с детьми

Взаимодействие педагога с семьёй

Беседы на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос».

Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий).

Рисование: «Падает, падает снег»

П/и «Два Мороза», «Мороз красный нос».

Игровая ситуация «Не идется и не едется, потому что гололедица».

Д/и «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».

Рассматривание альбома: «Зимующие птицы».

П/И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке».

Чтение: М. Познанская «Снег идет»,

О. Высотская «Холодно»

Игра-опыт: «Цветной снег».

Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей» 

Беседа «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек»,

Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку».

Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает»;

Работа детско- родительская на тему «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками»

Совместное кормление птиц в садике и дома. Изготовление кормушек.

Детско-родительский рисунок на тему «Волшебница- зима»

Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме». Объявление конкурса: «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками».

Папка-передвижка: «Как помочь птицам Оформление папки – передвижки «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?»

зимой?»

Подвижные игры «На земле снежок лежит», «Снежиночки-пушиночки», «Два мороза», «Остановись возле игрушки»; «Игра в снежки»

Итоговое мероприятие: Выставка «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками». Новогодний утренник. Спортивное  развлечение

Блок № 3 «Весна-красна»: март  – апрель 2024 года»

Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Форма реализации

Взаимодействие педагога с детьми

Взаимодействие родителей

с детьми

Взаимодействие педагога с семьёй

Наблюдение за состоянием погоды; за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, ледоход, проталины.

Чтение В.Берестов «Март».

Рисование «Вот какие у нас сосульки». Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки? »

Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла»

Аппликация «Ледоход»

Словесно-речевые игра «Что весной бывает».

Пальчиковая игра «Возвращение птиц». Д/игра «Перелётные птицы.

П/игра «Птички, раз! Птички, два!».

Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд»

Изготовление скворечника с ребёнком дома.

Консультация «Чем же занять ребенка на прогулке весной?»

Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!»

Итоговое мероприятие: Праздник «Времена года»

Блок № 4 «Ах, лето»: июнь  2024 года»

Программное содержание: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Форма реализации

Взаимодействие педагога с детьми

Взаимодействие родителей

с детьми

Взаимодействие педагога с семьёй

Чтение художественной литературы: «Дождик», заучивание стихотворения З.Александрова «Одуванчик»; Чтение и заучивание потешек «Солнышко», «Солнечный зайчик», «Водичка-водичка»; Чтение К.Чуковского «Краденое солнце»; Загадки о летних явлениях в природе.

Подвижные игры: «Солнечный зайчик»; «Солнышко и дождик»; «Самолѐты»; «Пузырь»; «У медведя во бору», «Ловишки».

Пальчиковые игры: «Насекомые»; «Бабочка»; «Колокольчики»; «Дождик»; «Жук»; «Солнышко-ведрышко».

Дидактические игры: «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям);  игровые упражнения «Дружи с водой»; «Солнце, воздух и вода» - на  прищепках;

Беседы: «О том, что в солнечную погоду нужно носить панаму»; «О безопасности людей на воде»; «О пользе солнца для здоровья человека»;

Наблюдение за изменениями в природе;

Эксперименты: опыты с водой (солѐная, цветная и т. д.); опыты с песком (сырой, сыпучий, сухой); опыты с вертушкой (крутится, не крутится)

Рисование: «Цветы на лугу»;  рисование на асфальте «Солнышко лучистое», «Лужи», «Волны»;

Игры с водой и песком: «Кораблики»; «Мыльные пузыри»; «Печем куличики»; «Рисуем пальчиками по песку»; «Тонет - не тонет»; «Поймай рыбку»;

Наблюдение за изменением под воздействием тепла растительного мира, за птицами на участке.

Экскурсия в летний лес.

Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)».

Итоговое мероприятие: развлечение "Солнышко лучистое, в гости приходи!". Презентация проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта

        В результате реализации проекта предполагается достичь следующих результатов: дети лучше замечают красоту родной природы; у них возникает желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки; дети получают  удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.

        Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.

Литература:

1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

2.  Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

3. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

4. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

5. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).

6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

7. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

8. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.

9. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.

Приложение

Диагностика уровня развития мышления дошкольников

по теме «Времена года»

        Целью проективной методики «Времена года» является исследование уровня развития мышления ребенка-дошкольника 3-4 лет.

        Процедура проведения теста:   Воспитатель показывает ребенку рисунок и инструктирует его о способе выполнения задания.

        Инструкция испытуемому: «Внимательно посмотри на этот рисунок и скажи, какое время года изображено на каждой из его частей, объясни, почему ты считаешь именно так. Если все понятно, начинай!»

        За 2 минуты ребенок должен не только назвать определенное время года, но и обосновать свое мнение, объяснить, почему он так считает, указать признаки, которые по его мнению свидетельствуют о том, что на рисунке изображено именно это время года, а не другое.

Рисунок к выполнению методики «Времена года».

Оценка результатов

10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков,

свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все

картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех

картинках, вместе взятых.

6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но

указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов — ребенок правильно определил время года только на одной-двух

картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не

назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в

зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Времена года, красоты неживой природы"

Цель: Формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года.Задачи:1. Предметно-информационная составляющая:Учить различать объекты и явления пр...

Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе : "Времена года"

Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе : "Времена года"...

Познавательно-продуктивная деятельность для детей второй младшей группы "Времена года"

Цель: повторить и закрепить знания о временах года.Задачи:- закрепить характерные признаки времен года, их последовательность;- развивать речь детей, логическое мышление, умение отгадывать загадки;- в...

НОД по экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе "Времена года"

Возраст детей : 3 года.Длительность : 15 мин. Образовательная область :   «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникати...

Долгосрочный проект во второй младшей группе "Времена года"

Долгосрочный проект во второй младшей группе "Времена года"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы «Времена года».

Цели:- Формировать представления о временах года;- Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года;- Развивать интерес к окружающей природе; активность, вн...