Конспект итогового занятия по теме: "Животные Севера" -"Попасть бы вдруг на северный полярный круг"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Завацкая Ольга Михайловна

Цель: воспитывать речевую культуру детей, развивать монологическую речь, уточнить и обобщить представления детей о животных Севера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popast_by_vdrug.docx45.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе: «Попасть бы вдруг, за северный полярный круг! Животные Севера»

Цель: воспитывать речевую культуру детей, развивать монологическую речь, уточнить и обобщить представления детей о животных Севера.

Задачи:

формировать у детей представление о животных Севера, закрепить имеющиеся знания о внешнем виде, жизни, повадках этих животных;

активизировать и расширять словарь признаков;

развивать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных во множественном числе);

закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные; закреплять        умение        образовывать        множественное        число

существительных; развивать слуховое внимание;

развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве; воспитывать        интерес        к        окружающему        миру,        активность,

внимательность, инициативность.

Оборудование: глобус, животные севера (игрушки, картинки с изображением животных Севера.

Ход занятия

  1. Орг. момент.

Еще одно правило давайте вспомним:

Воспитатель и дети:

Говорим всегда красиво,

Тихо и неторопливо.

Верно, чётко говорим,

Никуда мы не спешим.

2.Сообщение темы, постановка проблемного вопроса.

Воспитатель: - Дети, сегодня мы с вами познакомимся с животными, которые живут далеко, на Севере. К нам пришло письмо. И вы узнаете, кто его прислал, если выделите 1-ый звук в слове - названии картинок.  (Утка, Мак, Конфета, Апельсин)

Дети: - Умка.

 (Читаем письмо с детьми: «Здравствуйте, дети! Я живу на Севере. Здесь очень интересно, кругом всё белое, пушистое, блестящее и красивое. Я хочу с вами дружить. Приезжай- -те к нам. До встречи! Умка».

 Воспитатель: - Ребята, а что такое Север?

Дети (ответы)

- Сегодня мы с вами отправимся на Северный полюс. У меня в руках Снежинка, она волшебная. Она поможет нам и отправит нас на Северный полюс. Встаньте.

2.Актуализация знаний.

 Давайте скажем волшебные слова: «Ты, Снежинка, помоги. Вокруг себя оборотись и на Севере окажись».

(Дети произносят слова, садятся на стулья.)

- Отправимся в путешествие? (Дети отвечают: да)

- Посмотрите, ребята, какая снежная гора на нашем пути…а за нею кто-то прячется! Давайте присядем с вами и посмотрим, куда же мы попали, и кто же здесь живет?! (Дети садятся на стульчики) А Умка нам в этом поможет!

2. Просмотр презентации «Животные Севера», отгадывание загадок

- Крайний Север – это далекие края, где до холодных морей Северного Ледовитого океана простирается тундра: зимой — белая, а летом — красочная и пестрая, где даже в жару не тает снег. Здесь суровые условия жизни, которые являются нелегким испытанием на выносливость и способность терпеть лишения для немногих видов животных. Зимой в тундре и Арктике наступает полярная ночь. Несколько месяцев солнце совсем не показывается – темнота. Зато в ночном небе бывает Северное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями… Это очень красивое зрелище!!! Ну а чтобы узнать, кто живет здесь, отгадайте загадки!

Толст, морщинист, два клыка

Он похож на старика.

Он на льду лежит — и что ж?

Не мёрзнет толстокожий …                  (Морж)

Морж – очень крупный зверь. Основным универсальным инструментом моржа являются его бивни. При помощи своих бивней-клыков моржи взбираются на льдины, а также роют морское дно в поисках мелких моллюсков. Пища моржа состоит главным образом из моллюсков, моржи едят иногда рыбу.  

Воспитатель:Для чего моржу ласты?

Дети. Ласты нужны моржу чтобы плавать.

Воспитатель:Что делает клыками морж?

Дети: защищается от врагов и цепляется за льдины.

Воспитатель:У моржей есть усы. Как можно сказать про моржа? Он какой?

Дети: Морж усатый.

Он в шубе белой щеголяет, 

Умеет плавать и ныряет. 

У моржа соседи –

Белые ...                                                (Медведи)

Белый медведь - самый крупный хищник в мире. Обитает у берегов северных полярных морей. Шуба его желтовато-белого цвета. Он силён и кровожаден, отличный пловец.  Белый медведь - превосходный охотник. Питается рыбой, тюленями, и пингвинами.

огопед. Среди хищных зверей Севера самым крупным является Белый медведь.

– Какой Белый медведь?

Дети. Белый медведь крупный, большой.

Воспитатель:Тело медведя покрыто длинной, густой шерстью.

– Какой белый медведь?

Дети. Лохматый.

Воспитатель: Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают от холода, и позволяют медведю долго находиться в воде. Про медведя можно сказать – ТОЛСТЫЙ.

Воспитатель: Медведь – белый. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, это облегчает ему охоту за тюленями.

– Какая шерсть у медведя?

ДетиШерсть у медведя белая.

Воспитатель: питается белый медведь тюленями, рыбой. В начале зимы у медведицы рождаются медвежата.

У медведя толстые лапы. (толстолапый)

У него есть большие рога

И бежать ему в тундре не лень,

Потому не боится врага

Очень умный и быстрый…                         (Олень)

Северный олень – парнокопытное млекопитающие. Рога украшают головы не только самцов, но и самок. Самцы сбрасывают свои рога вначале зимы, а самки в начале лета – после рождения потомства. Питаются северные олени растительной пищей: оленьим мхом - ягелем. Зимой олени утоляют жажду, поедая снег. Кроме того, они пьют в больших количествах морскую воду.

У оленя есть рога. Значит, какой он? (рогатый)

У оленя быстрые ноги. (быстроногий)

В тундре белый лис гуляет,

Мышек маленьких пугает.

Очень хитрый он ловец.

Как зовут его?                                                   (Песец)

Песец — сравнительно небольшое хищное животное, семейства волчьих, напоминающее лисицу. По окраске различают обычного белого и голубого песца. Песец всеяден, его основу составляют мелкие грызуны. Песец — важный промысловый зверь, дающий ценный мех.

У песца острые зубы. (острозубый)

У песца длинная шерсть. (длиношерстный)

Про полёты позабыл,

Крылья в ласты превратил,

Рыбку ловит среди льдин

Антарктический …                                         (Пингвин)

Пингвины — это птицы, которые не умеют летать, но отлично плавают. Окрас у пингвинов характерный: черный «фрак» и белый животик. Пингвины живут только в южном полушарии – в Антарктиде, где у них нет естественных врагов. Пища пингвинов состоит из рыб, ракообразных и мягкотелых.

За треской и за селедкой,

Может плавать очень ловко,

И ныряет целый день,

Этот северный…                                        (Тюлень)

Животное Арктики тюлень. Форма тела тюленя веретенообразная, маленькая голова заметно сужается спереди. Шея малоподвижная и короткая, наружные ушные раковины полностью отсутствуют. Тюлень превосходный пловец. Питается тюлень рыбой, мелкими кальмарами и каракатицами, различными моллюсками. Тюлень ярко выраженный хищник, растительная пища в его рационе отсутствует полностью.

Воспитатель: Почему детеныша тюленя называют белек?

Дети. Он белый.

У тюленя короткая шерсть. (короткошерстный)

Летает бесшумно

Кругом голова!

Полярная белая птица…                         (Сова)

Полярная сова – очень крупная птица. Белая сова – активный хищник. Она питается зайцами, птицами и рыбой. Самец белый как снег, а самка тоже белая, только с темным рисунком на брюхе, спине и боках. Все совы днем обычно спят, а ночью охотятся. Полярная сова приноровилась охотиться в любое время.

У совы белые крылья- белокрылая

Ребята, кто-то разбросал слова по лесу, сова их собрала, но она не умеет читать, нам надо расставить слова в правильном порядке прочитать предложение.

 

Воспитатель: предлагаю вам ребята превратиться в животных Севера. Упражнение на развитие дыхания

«Умка сдувает снежинки» - представим, что на ладошке «снежинки». Поднесите их к губам. Медленно набираем воздух через нос. Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на «снежинки».

Артикуляционные упражнения:

«Тюлень» - широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости. «Исхудавшие пингвины» - втянуть щёки;

«Морж широко открывает рот и ловит планктон» - окошечко;

«Тюлень цедит воду сквозь зубы»- улыбочка, сблизить зубы: с-с-с-с-с-с-с. «Морж на лежбище»- положить широкий язык на нижнюю губу;

«Дельфин-нарвал»- острый язык, иголочкой;

«Дельфин-нарвал на охоте»- острым языком двигать влево - вправо; «Тюлень ловит рыбу» - язык чашечкой;

«Птенец пингвина пробивает скорлупу» - стучать за верхними зубами острым кончиком языка: т-т-т-т-т-т-т-т-т;

«Морской слон рычит» - язык за верхними зубами: др-р-р-р-р.

5.Массаж пальцев «Назови семью»


Смотрите, милые друзья, (Развести руки в стороны)
Животных целая семья :
У медведя- медвежонок, (Загибать пальчики, начиная с большого)
У тюленя - тюленёнок,
У пингвина- пингвинёнок,
У оленя - оленёнок.

6. Пальчиковая гимнастика

 «Животные севера»

Кто на севере живет? Хлопки ладошки – кулачки, попеременно

Кто там ест и кто там пьёт? Разжимаем и сжимают кулачки

Звери необычные к холоду привычные. Растираем ладошки

Вот песец из норки смотрит, «бинокль»

Белый мишка важно ходит, «шагаем» пальчиками по столу

Ну, а морж как капитан покоряет океан, «Лодочка» двигается вперед

Гордый северный олень грузы возит целый день «рога» и повороты головы влево –вправо

7. Физ. минутка

Дует ветер северный (качают руками над головой) Поднялась метель (кружатся)

Засыпает улицу, засыпает ель (приседают).

Всё равно на улицу мы пойдём гулять (шагают на месте.)

А ты, ветер северный, попробуй нас догнать (бегут по кругу).

9. Физ. минутка

Дует ветер северный (качают руками над головой) Поднялась метель (кружатся)

Засыпает улицу, засыпает ель (приседают).

Всё равно на улицу мы пойдём гулять (шагают на месте.)

А ты, ветер северный, попробуй нас догнать (бегут по кругу).

10. Упражнение "Нелепицы" (закрепление знаний по теме, развитие слухового внимания и связной речи)

Воспитатель: Послушайте предложения, расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Белый медведь живёт в жарких странах. Дети. Белый медведь живёт на Севере. Воспитатель:. Тюлень охотится на белого медведя.

Воспитатель: Северный олень живёт в воде. Дети. Северный олень живёт на суше.

Воспитатель: Морж питается сухой травой, добытой из-под снега.

Дети. Северный олень питается сухой травой, а морж питается моллюсками, рыбой.

Воспитатель: Тюленёнка называют белячок, потому что он… черный. Дети. Тюленёнка называют белячок, потому что он белый. Логопед. Морж клыками ловит рыбу.

Дети. Морж клыками цепляется за льдины.

Дети. Белый медведь охотится на тюленя. Воспитатель: Северный олень живёт в воде. Дети. Северный олень живёт на суше.

Воспитатель:Морж питается сухой травой, добытой из-под снега.

Дети. Северный олень питается сухой травой, а морж питается моллюсками, рыбой.

Воспитатель: Тюленёнка называют белячок, потому что он… черный. Дети. Тюленёнка называют белячок, потому что он белый. Логопед. Морж клыками ловит рыбу.

Дети. Морж клыками цепляется за льдины.

А сейчас мы с вами придумаем сказку для Умки и всех животных севера. Назывется она «Теремок».

ТРИЗ игра «Теремок».

Воспитатель: стоит на льдине теремок, он ни низок, ни высок. Ползет по льдине Морж, видит, стоит теремок, поселился в нем. Подплывает к льдине Тюлень, стучит. Тюлень: Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Это я – Морж. А ты кто? А я Тюлень, пусти меня к себе жить. Пущу, если ты скажешь, чем я на тебя похож. У меня как у тебя есть ласты. Стали они жить вдвоем. Подплывает медведь: : Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Это я – Морж. и я Тюлень, А ты кто? , а я медведь, пустите меня к себе жить. Пустим, если ты скажешь, чем ты на нас похож. А я как и вы люблю рыбу. Стали они жить втроем. Пробегает рядом песец (теплая шубка как у медведя), дальше сова (любит мелких грызунов, как и песец), дальше пингвин (тоже птица и есть клюв). 

 Воспитатель: ну вот и все. Нам порка собираться домой в группу. Попрощаемся с Умкой, возьмем наш волшебный глобус и скажем заветные слова «Как глобус покрутились и в группе очутились».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Умке интересно, понравилось ли вам у него в гостях?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы увидели много животных, какие животные вам больше всего понравились, что нового вы узнали?  А какие игры вам понравились? И в знак благодарности за то, что вы прошли все задания, Умка приготовил вам сладкие сюрпризы.

Итог занятия: где мы сегодня побывали? Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия на тему "Животные и птицы Севера

Конспект на тему Животные и птицы Севера. Итоговое занятие по теме Животные Севера. Направление познавательное развитие с эксперементально- исследовательской деятельностью для детей средней группы 4-5...

Конспект логопедического занятия по теме: «Животные Жарких стран» (старшая группа)

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Животные жарких стран».Задачи:1. Коррекционно-образовательные- активизировать  словарь по тем...

Конспект логопедического занятия по теме "Животные жарких стран"

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме "Животные жарких стран"....

Конспект логопедического занятия по теме "Животные жарких стран"

Материал предназначен для фронтальной работы в подготовительной группе....