Проект "Приобщение к труду взрослых посредством разнообразных видов деятельности, как важное направление ранней профориентации детей дошкольного возраста"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Терновская Татьяна Анатольевна

Цель проекта: сформировать у детей предпосылки ранней профориентации посредством обобщения знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации. Предоставить дошкольникам возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Задачи проекта:

• обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей нашего города, воспитывать интерес к организациям города;

• формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

• закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;

• стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

• воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

• помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priobshchenie_k_trudu_vzroslyh_-_proforientatsiya.docx269.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №51»

ПРОЕКТ

«Приобщение к труду взрослых посредством разнообразных видов деятельности, как важное направление ранней профориентации детей дошкольного возраста»

                             Подготовила:

воспитатель высш. кв. кат.

Терновская Т.А.   

г. Оренбург, 2024г.

Паспорт проекта

«Приобщение к труду взрослых посредством разнообразных видов деятельности, как важное направление ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Образовательная организация – МДОАУ «Детский сад №51» г. Оренбурга

Наименование проекта - «Приобщение к труду взрослых посредством разнообразных видов деятельности, как важное направление ранней профориентации детей дошкольного возраста».

Разработчик и составитель проекта – Терновская Татьяна Анатольевна воспитатель высшей квалификационной категории МДОАУ №51

Цель проекта: сформировать у детей предпосылки ранней профориентации посредством обобщения знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации. Предоставить дошкольникам возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Задачи проекта:

• обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей нашего города, воспитывать интерес к организациям города;

• формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

• закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;

• стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

• воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

• помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• создание системы работы по ранней профориентации детей;

• активизация творческого потенциала педагогов ДОУ в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста;

• расширение системы взаимодействия по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в условиях города.

Дети: имеют представление о разных профессиях; об истории возникновения и развития данных профессии; знают, где и кем работают родители, и в чем ценность их труда; соотносят результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеют обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; используют предметы - заместители в качестве атрибутов для сюжетных и творческих игр.

Пояснительная записка

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.

По словам Министра образования и науки: “деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и ценности”. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: “Для родителей” или “Чтобы получат пятерки” и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.

И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Например, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т. п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

- потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере;

- не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;

- работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда;

- нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально - эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Актуальность проекта определяется рядом факторов, среди которых наиболее важными являются:

• научно обоснованная целесообразность ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых;

• потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно - обоснованной педагогической системы, обеспечивающей более полное согласование задач и преемственность дошкольного и общего образования в части профессиональных ориентировок детей;

• необходимость более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей дошкольника.

Для решения этой актуальной проблемы Министерством просвещения РФ внедрена программа внеурочной деятельности «Профминимум», одно из направлений профориентационного минимума - курс «Россия – мои горизонты». Это еженедельные занятия, которые проходят по четвергам для Российских школьников. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Работа с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:

• дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества;

• дошкольный возраст является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.

Актуальными направлениями такой работы являются:

• формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;

• воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.

Данные направления имеют место на протяжении всего периода получения воспитанником дошкольного образования и реализуются: в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд) в процессе организованных педагогом форм работы: занятие, экскурсии, праздники, развлечения и др.

Объект: ранняя профориентация детей дошкольного возраста.

Предмет: условия сопровождения системы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Научная новизна состоит в разработке системы ранней профессиональной ориентации дошкольников.

Теоретическое значение состоит в обосновании ранней профессиональной ориентации, определении условий, способов и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка.

Практическое значение состоит в разработке методических и обучающих разработок по организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста.

Достоверность и обоснованность результатов работы обеспечивается анализом исследования представлений детей о профессиях с опорой на результаты наблюдений в повседневной педагогической практике; адекватностью выбора педагогических методов исследования, обработкой результатов.

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации проекта - 2 года.

В рамках реализации проекта предусмотрены творческие задания на взаимодействие ребёнок + родитель, экскурсии, встречи с представителями разных профессий, просветительская работа с родителями и педагогами по сопровождению профессионального самоопределения дошкольников.

В ходе реализации проекта планируется проведение мастер – классов, анкетирования и опросов:

• изучение затруднений педагогов дошкольных образовательных организаций в сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;

• изучение затруднений родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций в сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;

• изучение затруднений в профессиональном самоопределении дошкольников;

• изучение эффективности реализации проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта для детей дошкольного возраста:

• обобщенное представление у дошкольников о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

• повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• построение модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.

• создание системы работы по ранней профориентации детей.

• формирование обобщенного представления у дошкольников о структуре трудового процесса, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

• повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых.

• активизация творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных организаций в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

• расширение системы взаимодействия по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях города.

В течении 2023-2024 учебного в практической работе с детьми я использовала, разнообразные методы, такие как:

  1. наглядные методы работы:
  • дидактические пособия;
  • просмотр видео;
  • экскурсии, виртуальные экскурсии;
  • наблюдение за работой взрослых из близкого окружения (младший воспитатель, медсестра, дворник, заведующий и т.д.)
  • рассматривание плакатов, картин, иллюстраций, фотографий, рисунков;
  1. словесные, которые включают:
  • художественное слово;
  • рассказ воспитателя;
  • беседы;
  • проблемные ситуации.
  1. практические:
  • трудовые поручения (дежурство по группе, помощь в накрытии стола и т.д.);
  • обучение отдельным способам выполнения трудовых операций;
  • игровые обучающие ситуации;
  • сюжетно-ролевые игры.
  1. игровые, к которым относятся:
  • дидактические игры;
  • игровые упражнения;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • игры с правилами;
  • словесные игры.

Провела образовательную деятельность:

- «Знакомство с профессией – помощник воспитателя»;

- «Профессия - врач»;

- «Профессия - пожарный»;

- «Знакомьтесь: профессия - дворник»;

- «Профессия – военнослужащий»»;

- «Профессия – космонавт».

Мною разработан и реализуется на практике комплекс бесед «Профессии социальной сферы близлежащего окружения», созданы и закуплены дидактические игры соответствующей тематики.

 Конспекты ОД и комплекс бесед представлены на моем мини-сайте в социальной сети работников образования https://nsportal.ru/

Для педагогов и родителей разработаны и представлены консультации по теме: «Ранняя профориентация дошкольников», которые также представлены на мини-сайте.

Результативность

Результатами проводимой работы по профессиональной ориентации детей является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года. Данные мониторинга за последний учебный год показали повышение у детей потребности использовать знания о профессиях на практике.  Улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о профессиях. Формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

Воспитанники моей группы:

1.     используют в активной речи потешки, считалки, загадки;

2.     умеют играть в сюжетно – ролевые игры, в д/игры;

3.     имеют запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

4.     используют атрибуты для игр в самостоятельной деятельности;

5.     знакомы с рядом профессий и их спецификой работы.

Таким образом, данная система работы позволяет сформировать у детей дошкольного возраста мотивационный компонент социально – профессиональной ориентации.

 Работа по проекту в данный момент осуществлена не полностью, т.к. проект рассчитан на 2 года.

На следующий учебный год запланированы следующие мероприятия:

- экскурсия в библиотеку – знакомство с профессией – библиотекарь;

- встреча с представителями МЧС России, ГИБДД, полиции, военнослужащим и учителем начальной школы;

- подготовка и проведение ОД на тему: «Профессии»;

- родительское собрание по теме: «Профориентация вашего ребенка»;

- мастер-класс для педагогов «Ранняя профориентация дошкольников».

Будущее детей-дошколят предугадать трудно - впереди ещё школьные годы. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы многие ребята в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.

Работу по данным направлениям считаю продуктивной и перспективной. Я убеждена, что в дошкольных организациях необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий. Детские впечатления самые глубокие, кто знает, быть может, выбирая кем пойти учиться, мои воспитанники вспомнят наши игры…

Список литературы

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва. 2002.

2. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010.

3. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013.

4. Бурмистова Н. Н., Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. № 9.

5. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2.

6. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. М., 2014.

7. Волкова Т. Р., Мишин А. В. Секреты поиска работы [Текст]: М.: Генезис, 2003. - 125 с.

8. Голицына Н. С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.

9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.

10. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред. : Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.

11. Медведев Д. А. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]. Утверждена 04 февраля 2010 г. Пр-271.

12. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.

13. Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис, 2010. - 48 с.

14. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012.

15. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет. М., 2010.

16. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013.

17. https://youtu.be/Usc53c3HYl8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ИНЖЕНЕРА»

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА1.     ранняя профориентация естественно-научного и технического направлений2.     информационное сопровождение и продвижение позитивного обр...

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности»

Процесс ознакомления ребенка с миром профессий является актуальной проблемой современности. Проблема самоопределения человека как профессионального специалиста является центральной задачей на пути ста...

Мастер-класс для педагогов по формированию основ ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством различных видов театра

Как театрализованная деятельность с детьми старшей группы влияет на раннюю профориентацию детей...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством LEGO-технологий

laquo;У меня растут года,будет и семнадцать.Где работать мне тогда,чем заниматься?»В. Маяковский«Кем быть?»Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности...

Конспект НОД по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Все профессии важны» (подготовительная группа)

Конспект НОД по ранней профориентации детей дошкольного возраста«Все профессии важны» (подготовительная группа)...