Конспект занятия по окружающему миру на тему: "Комнатные растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Солдатова Ирина Михайловна

Расширить знания детей о комнатных растениях. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Комнатные растения»

Педагог: Солдатова Ирина Михайловна

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить знания об основных потребностях растений.

2. Закрепить умение наблюдать и делать выводы.

3. Побуждать детей к сравнительным характеристикам.

4. Закрепить знания о приемах посадки комнатных растений.

Развивающие:

  1. Развивать навыки исследовательской деятельности.
  2. Развивать память, внимание.
  3. Развивать любознательность, трудолюбие.

Воспитательные:

1.Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, понимание необходимости помощи живому существу.

2.Воспитывать умение работать аккуратно, сохраняя целостностъ корней и других частей растений.

Материалы и оборудование: Письмо; комнатные растения; эмблемы (яркое солнце, тучки, лейка полной воды, лейка, в которой мало воды);  баночки с водой и красителем, в которые несколько дней назад поставили цветы; растение накрытое пакетом и обвязанное снизу веревочкой; банка, закрытая крышкой, на дне которой лежат листья цветка; горшочки, дренаж, земля, вода.

Ход ООД:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня утром я нашла у нас в группе на подоконнике письмо. Оно адресовано вам ребята. Послушайте.

«Здравствуйте, дети! Нам очень нравится жить в этой комнате, радовать вас своими листьями и цветами, очищать воздух". Догадались, ребята, от кого это письмо?» 

Дети: От комнатных растений.

Воспитатель: «Но многие из нас страдают» Ребята, как вы думаете, почему они страдают?

Дети: Они страдают от неправильного ухода. Их не поливают. Им не хватает солнца.

Воспитатель: «Поэтому мы обращаемся к вам за помощью - узнайте, как правильно за нами ухаживать?» Поможем нашим растениям?

Дети: Да.

     Воспитатель: Тогда отправляемся на помощь нашим растениям.

2. Основная часть.

Воспитатель: Посмотрите, сколько у нас здесь цветов. Придумайте, пожалуйста, красивые слова для наших цветов.

Дети: Красивые, прекрасные, изящные, разноцветные, ласковые.

Воспитатель: Скажите, ребята, все наши цветы похожи друг на друга?

Дети: Нет.

Воспитатель: Чем они отличаются?

Дети: Цветом листьев. У всех растений листья разной формой. Стебли разные. Одни растения высокие, а другие низкие.

Воспитатель: А чем схожи?

Дети: Все они растения, все зеленые, есть корень, стебель, листья, цветы; нуждаются в воде, тепле, свете, земле, воздухе.

Воспитатель: Верно. Как вы сказали, всем растениям необходим свет. Но одним нужен яркий свет, а другим не нужен. Почему?

Дети: Есть некоторые растения светолюбивые. При недостатке света такие растения перестают цвести. Но есть другие теневыносливые растения, они могут выносить тень.

Воспитатель: Давайте расставим эмблемы около растений, где яркое солнце – светолюбивое растение, а закрыто тучками – теневыносливые.

(Дети расставляют эмблемы около растений).

Воспитатель: Мы с вами знаем, что всем растениям нужна вода. Но растения и к воде относятся по-разному: одни очень любят воду, а другие нет. Почему?

Дети: Некоторые растения влаголюбивые. У них листья могут пожелтеть, если не поливать. Другие растения устойчивы к засухе.

Воспитатель: Теперь давайте расставим эмблемы: лейка, полная воды - влаголюбивые, лейка, в которой мало воды – засухоустойчивые.

(Дети расставляют эмблемы)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот мы с вами и определили, что растения имеют так сходства, так и различия. Ребята, объясните, а зачем нам необходимо знать, что растения имеют разные условия жизни?

Дети: Чтобы правильно за растениями ухаживать.

Воспитатель: А теперь мы проведем несколько опытов.

Опыт 1. Как вода движется по стеблям растений и как она попадает в листья и цветы.

Воспитатель: Мы в баночки несколько дней назад налили воды и добавили туда красители. Затем в эти баночки поставили цветы. Хотите посмотреть, что из этого получилось?

Дети: Подкрашенная вода впитывается стеблем растения и поднимается до цветка.

Воспитатель: Какой цветок окрасится быстрее: с длинным или коротким стеблем? Почему?

Дети: С коротким, в них воде нужно пройти более короткий путь.

Опыт 2. Всасывая воду, растения используют ее не всю.

Воспитатель: Сейчас мы сделаем следующий опыт и посмотрим, что происходит с лишней водой. Вчера поздно вечером мы накрыли растение пакетом и обвязали снизу веревочкой и поставили на солнечное место. Внимательно посмотрите. Что на пакете образовалось?

Дети: Капельки воды.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что растения используют не всю воду, которую они берут из почвы. От лишней воды они избавляются через крохотные дырочки в листьях.

Воспитатель: Что еще необходимо для роста растений? 

Дети: Воздух.

Опыт 3.

Воспитатель: Мы с вами 2 дня назад положили на дно банки листья цветка. Банку закрыли. Крышка запотела. Почему? 

Дети: Листья дышат, они живые.

Воспитатель: Что необходимо для жизни растений?

Дети: Солнце согревает растения, дает им тепло. Почва, в которой находятся корни. Вода поит их и умывает. Воздух нужен растениям - они как и все живые существа ~ дышат.

Воспитатель: И еще растениям нужен уход, забота и любовь.

Физкультминутка «Цветы»

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)

Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не сломай! (приседают)

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

Воспитатель: Для чего растению нужны корни? 

Дети: Корни впитывают влагу. Так растение питается. Корень удерживает растение в земле.

Воспитатель: Если мы не будем поливать растения. Что с ними станет?

Дети: Они завянут. Цветы погибнут. Цветы засохнут.

Воспитатель: Как узнать, что растение нужно полить?

Дети: Нужно потрогать землю пальчиком. Если земля сухая к пальцам не прилипает, то нужно поливать.

Воспитатель: Растения наши живые?

Дети: Да.

Воспитатель: А корни?

Дети: Тоже живые.

Воспитатель: Чтобы корням было легче дышать, что мы делаем? 

Дети: Рыхлим землю.

Воспитатель: Чем мы рыхлим?  Как нужно правильно рыхлить?

Дети: Специальной лопаткой, чтобы не повредить корень растения.

Воспитатель: Зачем мы ухаживает за растениями? 

Дети: Чтобы они были красивыми, хорошо цвели и росли. Радовали нас.

Воспитатель: Значит, нам необходимо ухаживать за растениями. Поливать их, рыхлить землю. 

Воспитатель: Из чего можно вырастить наши комнатные растения?

Дети: из семян, из луковиц-деток.

Воспитатель: Какие есть еще способы выращивания цветов?

Дети: Черенками, отводками, усиками, деление.

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы будем садить наши цветы разными способами.

1. Фиалка - листовым черенком.

2. Бальзамин - стеблевым черенком.

3. Хлорофитум - усами.

4. Пальма – семенами.

5. Пересадка.

Воспитатель: Пока наш цветок был маленьким, ему было хорошо в маленьком домике, но теперь оно выросло. Мы должны пересадить в домик побольше. Зачем?

Дети: У каждого растения увеличиваются корни, корням становится тесно в маленьком горшочке.

Воспитатель: Посмотрите, как сильно переплелись корни. Когда мы это растение пересадим в горшок побольше, корни почувствуют свободу, будут хорошо расти и кормить свое растение.

Растение станет больше и красивее. Оно скажет нам «спасибо». А мы ему скажем «пожалуйста».

У вас есть горшочки. Посмотрите на дно горшочка. Что там?

Дети: Дырочки.

Воспитатель: Для чего эти дырочки? 

Дети: Чтоб дышали корни, стекала лишняя вода.

Воспитатель: На дно горшочка мы должны положить мелкие камни - дренаж. Затем землю. Немного полить, пусть земля немного впитается. В середине горшка сделаем небольшую ямку, опускает растение в лунку, присыпаем и легонько прижимаем землю вокруг растения.

3.Итог

Воспитатель: Свои горшочки с посаженными цветами ставим на стол.  Наши цветочки говорят нам «спасибо!» Что вы нового узнали? Что вам больше всего понравилось? Молодцы, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Где растения любят жить?" для старшей - подготовительной группы

Дети отправляются в путишествие по земному шару, по разным климатическим зонам. Побывают в пустыне, тропиках, вечных снегах, на дне морском. Познакомятся с основными представителями растительного мира...

Конспект занятия по окружающему миру :«Комнатные растения. Ознакомление с комнатными растениями»

Конспект занятия по окружающему миру во второй группе раннего возраста  "Комнатные растения. Ознакомление с комнатными растениями"...

Конспект занятия по окружающему миру. Тема «Рассматривание злаковых растений (Пшеница – овес, ячмень – рожь)»

Конспект занятия по окружающему миру.Тема «Рассматривание злаковых растений (Пшеница – овес, ячмень – рожь)»Цели:...

НОД по окружающему миру на тему: "Комнатные растения".

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся…. Дети, давайте посмотрим в окно и подумаем какое время года сейчас на улице? А кто скажет какой месяц? Сегодня на занятии мы пог...

Занятие "Влаголюбивые и засухоустойчивые растения" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

laquo;Почему некоторые из них имеют тонкие, мягкие листья, а некоторые – толстые, мясистые, или колючки?»...

Конспект занятия по окружающему миру на тему "Комнатные растения"

Дети познакомятся с правилами ухода за комнатными растениями....