Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Зимующие птицы нашего края»
проект по окружающему миру (старшая группа)

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy_nashego_kraya.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе

Тема: «Зимующие птицы нашего края»

Воспитатель: Стрельникова В.В.  

 Тема проекта: «Зимующие птицы нашего края»

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

Пояснительная записка.

«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н.Николаева.

В настоящее время всё большее значение приобретают вопросы экологии и защиты окружающей среды. Огромную важность имеют вопросы экологического оздоровления нашей малой Родины, возрождение природы родного края, воспитание уважения и любви к красоте окружающего мира. Экология - одна из важнейших проблем современного общества. Интерес к вопросам обучения и воспитания экологии обусловлен еще и тем, что экология - интересная и полезная наука о защите природы, которая дает возможность детям узнать как можно больше о природе родного края, воспитывать у них любовь к растениям и животным. Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в душу наших детей любовь и заботу о природе. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе.

 Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей.

Данный проект " Зимующие птицы нашего края" первый шаг к приобретению дошкольниками знаний о природе, которая их окружает в настоящее время, развитию практических умений и навыков, необходимых для созидательного и ответственного отношения к природе той территории, где они проживают с учетом региональных особенностей. Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями праздники: «Птицы наши друзья», «Поможем птицам зимой», «Сохрани этот мир» и выставки художественного творчества детей и родителей

 Проблема проекта: Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, о повадках и питании зимующих птиц. Дети путают зимующих и перелётных птиц.

Актуальность:

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе и окружающему миру. В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о зимующих птицах. У них не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Тема проекта «Зимующие птицы нашего края» выбрана мною не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Общие сведения о проекте:

Тип проекта познавательно-исследовательский

Место реализации МБДОУ «Детский сад №33»

По виду деятельности познавательный

По продолжительности краткосрочный

По форме реализации групповой

Участники проекта дети старшей группы, родители, воспитатель.

Возраст детей 5 - 6 лет

Образовательная область «Познавательное развитие»

Области интеграции «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Новизна проекта: гармонизация детско-родительских отношений при реализации принципа сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности.

Цель проекта: Формирование экологической культуры детей через привитие любви к птицам.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять знания о зимующих птицах.

-  Расширять знания об условиях жизни в зимний период

- Продолжать учить детей узнавать зимующих птиц по внешнему виду

- Дать представление о значении подкормки для зимующих птиц.

Развивающие: 

- Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин.

-  Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

Воспитательные: 

- Вызвать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.

- Воспитывать любовь к родной природе

 Оснащение предметно-развивающей среды 

 - Подборка художественной литературы о птицах

 - Подборка иллюстраций зимующих птиц нашего края

- Подборка аудиозаписей с голосами птиц

- Изготовление шапочек-масок с изображениями птиц для подвижных игр

Механизмы реализации проекта: 

- совместная образовательная деятельность педагога с детьми (в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтение художественной литературы);

-  самостоятельная деятельность детей;

- взаимодействие с родителями.

Планируемый результат 

Реализация данного проекта предполагает:

Для дошкольников: 

- Формирование системы знаний о зимующих птицах нашего края;

- Получение детьми интересной и полезной информации о зимующих птицах родного края посредством художественной литературы

- Создание необходимых условий в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц нашего края;

- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

- Активное участие детей и родителей в помощи птицам в трудных зимних условиях.

- Обогащение словарного запаса детей.

Для родителей: 

- Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, вовлечение родителей в педагогический процесс, приобщение к миру природы.

Для педагогов:

- повышение уровня сотрудничества с семьей;

 - использование новых технологий, направленных на взаимодействие детей и родителей на основе сотворчества.

- Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

- Использование различных форм работы по экологическому воспитанию детей.

- Распространение и обобщение опыта работы по экологическому воспитанию.

Этапы проекта: 

1 этап. Предварительный этап

 - Определение темы проекта, подготовительная работа с детьми.

- Формулировка цели и определение задач проекта.

- Подбор методической литературы, детской художественной литературы.

- Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, музыкальных произведений.

-Разработка циклов НОД, бесед

- Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, дыхательной и артикуляционной гимнастики.

- Наблюдение за птицами на прогулке

-Информирование родителей

Работа с родителями: 

- Консультация для родителей «Покормите птиц зимой»

- Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»

 - Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».

2 этап. Реализация проекта

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Беседы

 «Что ты знаешь о птицах?»

 «Трудно птицам зимовать» ϖ

 «Чем накормим птиц зимой?»

 Решение проблемной ситуации: 

«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?» Конструирование 

«Кормушка для птиц»

Просмотр презентации 

 «Зимующие птицы нашего города»

«Покормите птиц зимой»

 НОД

 «Птицы – наши друзья»

 «Птицы зимой»

Эксперементирование 

«Исследование птичьего пера».

Наблюдения на прогулке 

За синицей

За снегирем

За воробьем

За сорокой

Исследовательская деятельность на участке: 

«Где чей след»

Просмотр мультфильмов

«Ворбьишко»

«Серая шейка»

 «Высокая горка»

 Речевое развитие

Беседы с детьми

 «Птичья столовая»

Рассматривание альбома 

«Зимующие птицы»,

рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

 Рассказ по картине «Птицы на кормушке»

НОД

 «Составление сравнительного рассказа» (зимующие птицы)

 «Зимние гости»

Чтение художественной литературы 

И. Тургенев « Воробей»

М. Горький «Воробьишко»

Н.Рубцова «Воробей» и «Ворона»

Сухамлинский «О чем плачет синичка»

В. Бианки «Синичкин календарь» («Сова», «Тетерева в лунках»)

 Г.Скребицкий «Крылатые соседи»

 С.Алексеев «Снегирь»

 Н.Павлова «Зимние гости»

Заучивание стихотворения Н. Рубцов «Воробей»

 Просмотр мультфильмов

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра

«Птичий питомник»

«Больница птиц»

Дидактические игры:

«Птичья столовая»

«Летает – не летает»

«Узнай птицу по описанию»

«Скажи ласково» (птицы)

«Один – много» (птицы)

«Четвёртый лишний»

«Собери картинку»

«Отгадывание загадок»

«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь»

«Прилетели птицы»

 «Меню для птиц»

Настольно-печатные игры

«Лото»

«Зимующие птицы»

«Чей клюв»

Игра – драматизация:

«Где обедал воробей?»

Инсценировка сказки М.Горького «Воробьишко»

Экологическая инсценировка «Доживем до весны»

Трудовая деятельность:

Кормление птиц на прогулке, чистка кормушек

Художественно - эстетическое развитие

Аппликация:

«Снегири на ветках рябины» (из салфеток

«Синички»(обрывная аппликация)

«Совушка»(апплиация из листьев)

Рисование:

Рисование ладошками «Снегири»

«Лесной доктор»

«Пернатые друзья» (рисование в технике тычок)

Лепка

«Птичка-синичка»

«Птицы на кормушке»

Оригами

«Птичка»

 «Сова»

Прослушивание записей пения птиц

Слушание песни «Песенка друзей» муз. Герчик

Игра «Птичий концерт»

Хороводные игры:

«Снегири»

«Воробей»

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Совушка»

«Воробушки и автомобиль»

«Перелет птиц»

«Птички в гнёздышках»

«Воробушки и кот»

Физкультминутки:

«Птицы в кормушке»

«В зимнем лесу»

«Снегири»

«Скачет шустрая синица»

Дыхательная гимнастика

«Воробей»

«Улетают птицы»

«Ворона»

«Филин»

Пальчиковая гимнастика:

«Зимующие птицы»

«Кормушка»

«Десять птичек - стайка»

«Птички»

 «Я зимой кормлю всех птиц»

Зрительная гимнастика:

 «Сова»

 «Птички»

Артикуляционная гимнастика

 «Улетают птицы»

 «Голодные птенчики».

 «Птенчики ждут пищу»

3 этап. III этап –заключительный

- Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах нашего края на книжной полке.

- Викторина «Кто больше знает о птицах?».

- Выставка рисунков «Зимующие птицы»

-Коллективная работа «Кто к нам на кормушку прилетел?»  

- Иллюстрированная книжка-малышка о зимующих птицах с загадками.

- Акция «Лучшая кормушка»

- Презентация проекта.

Была организована встреча с родителями, где мы подвели итоги. Родители отметили, что дети проявили большую заинтересованность этим проектом. Благодаря ему они получили новые знания о жизни птиц

Практическая значимость проекта «Зимующие птицы нашего края» очевидна. Он помог решить ряд важных взаимосвязанных задач, направленных на образование ребёнка, сотрудничество с родителями. У детей повысился уровень знаний о зимующих птицах. Ребята стали более отзывчивы и внимательны к зимующим птицам, возникло желание и потребность сделать доброе дело ради живого существа (накормить). Данный проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала укреплению внутрисемейных связей, обогащению воспитательного опыта родителей.

Перспективы на будущее:

- повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания познавательного развития;

- продолжать использовать проектную деятельность в образовательном процессе;

- распространить опыт работы среди педагогов ДОУ и в социальной сети работников образования.

-Познакомить детей с образом жизни перелетных птиц;

- формировать умение устанавливать причинно

- следственные связи между строением тела, формой тела и образом питания птиц; ¬ собрать методическую копилку для воспитателей по теме «Птицы»; ¬ продолжить изготовление дидактических, обучающих игр по этой теме; Результаты реализации проекта. Развивающая среда группы пополнилась: литературой, иллюстрациями, загадками, стихотворениями, рассказами о зимующих птицах, музыкальным альбомом «Голоса птиц», физминутками. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Родители приняли активное участие в выставке кормушек. Литература 1.Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Сборник статей под редакцией Венковой З.Л., Казанцевой Н. Пермь 2007 2.Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2010 3.Кобзева Т.Г., Холодова И. А. «Организация деятельности детей на прогулке». Старшая группа. Волгоград. Учитель 2011 4.И.Л.Саво «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада». Санкт-Петербург. Детство-пресс. 2010 5.И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду». Москва 2008 6. Н.В.Лободина «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.а.Васильевой»старшая группа. Волгоград. Издательство «Учитель» 2012 7.Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

проект для старшей группы "Зимующие птицы нашего края"

Краткосрочный познавательно-творческий проект, направленный на расширение и закрепление знаний о зимующих птицах нашего края....

Экологический проект в старшей группе " Зимующие птицы-наши верные друзья"

Цель: Формировать у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека в природеЗадачи:- формировать умение различать и называть зимующих птиц- расширять кругозор о зи...

Познавательно – исследовательская деятельность с детьми второй младшей Тема. Птицы нашего двора. Воробей и ворона.

Познавательно – исследовательская деятельность  с детьми второй младшейТема.  Птицы нашего двора. Воробей и ворона.Форма организации- решение проблемной ситуации.  Цель – оз...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Птицы нашего края».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Птицы нашего края»....

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе "Зимующие птицы"

      Зима - суровое время для птиц, поэтому люди стараются заботиться о своих пернатых собратьях.  Зимой, когда температура воздуха опускается ниже минус десяти г...