Конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Профессия композитор. Творчество П.И. Чайковского»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Знакомство детей с профессией композитор, её особенностями и с музыкальной культурой П.И. Чайковского.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professiya_kompozitor._tvorchestvo_p.i._chaykovskogo.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тематического занятия

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Профессия композитор. Творчество П.И. Чайковского».

Подготовила:

Воспитатель ГБОУ Школа №1367

Никитина С А

2024 г.

Цель:  - познакомить детей с профессией композитор, её особенностями;

         - расширить кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой П.И. Чайковского;

         - вовлечь дошкольников в различные виды художественно - эстетической деятельности.

Материалы: портрет П.И. Чайковского, фото: фортепьяно, скрипка, виолончель, «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», картины времен года, «Осенняя песнь», «На тройке», «Песня жаворонка», «Марш» из балета Щелкунчик, «Вальс цветов», искусственные цветы, бумага, карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель. Существует множество различных профессий. О какой профессии пойдет речь вы узнаете, отгадав загадку:

Сон и отдых позабыты:

Песню пишет… (композитор).

Верно. Мы будем говорить о профессии композитор. Как вы думаете, чем занимается композитор? (ответы детей).

Композитор -  автор музыкальных произведений, человек, сочиняющий, пишущий музыку.

Какими качествами должен обладать композитор! (ответы детей).

Значимыми качествами являются: музыкальная одаренность, музыкальный слух, чувство ритма, владение музыкальным инструментом (показ фото муз. инструментов), а также композитор должен иметь музыкальное образование (музыкальная школа, консерватория).

Воспитатель. Композитор сочиняет музыку для различных инструментов и различных составов – соло, дуэта, ансамбля, оркестра.

Композиторы живут и творят во всем мире. Если композитор живет в России и пишет музыку, то это русский композитор. А если композитор живет и пишет музыку в Австрии, то он … (ответы детей).

Воспитатель. Сейчас мы познакомимся с выдающимся русским композитором  Петром Ильичем Чайковским. Где же жил и писал музыку композитор? (в России). Чайковский известен во всем мире, его произведения знают и любят люди разных стран. Жил он более ста лет  назад, но музыка его звучит и сегодня! Об этом и мечтал Чайковский. Он желал бы всеми силами души, чтобы музыка его распространялась, чтоб она баюкала в тиши, чтобы вместе с нею улыбались, чтоб она печали отвела, напоила путника в дороге. Он мечтал, чтоб музыка была утешеньем, радостью, подмогой.

Петр Иванович Чайковский проявлял особый интерес к жизни детей. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни» - писал композитор. Для своего племянника П.И. Чайковский написал «Детский альбом». Некоторые произведения Вам уже знакомы, что за музыка у нас начинается?

(звучит фрагмент «Марш деревянных солдатиков»)

Правильно, это  «Марш деревянных солдатиков».

Какое настроение передает эта музыка! (бодрое, веселое, четкое).

К какому жанру она относится? (жанр – марш).

Сколько в ней музыкальных частей? (три музыкальные части).

Сейчас прослушайте следующее произведение «Болезнь куклы»

(звучит «Болезнь куклы»)

Определите настроение музыки? (музыка печальная, неторопливая. В ней слышны звуки похожие на капельки – слезки, которые капают у куклы из глаз).

Следующая музыкальная композиция поможет определить вам, что же произошло дальше с куклой.

(звучит «Новая кукла»).

Как изменилась музыка, что произошло с куклой? (ответы детей).

Кукла выздоровела. Ей купили новое платье, красивый бант и она весело стала танцевать, резвиться и бегать по комнате. Музыка звучит подвижная и отрывистая.

П.И. Чайковский является автором цикла «Времена года».

Ребята, о чем нам будет говорить музыка? (показ времени года)

Послушайте произведение «Осенняя песнь». Вслушайтесь в эту музыку, помечтайте, пофантазируйте.

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья жёлтые по ветру летят…

(Звучит «Осенняя песнь»).

Какое настроение передает музыка? (музыка - грустная, тихая, печальная, нежная, мягкая, напевная, протяжная).

Какие картины осени можно представить? (ответы детей)

«Осенняя песнь» сменяется пьесой «На тройке». Внимательно слушаем её.

(Звучит «На тройке»).

К какому времени года можно отнести это произведение? (Зиме, показ картины).

Верно.

«Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой во след не спеши

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши»

Какие чувства передает нам эта музыка? (музыка – протяжная, напевная, широкая, слышен звон колокольчиков).

Ребята, но на смену суровой зиме, торопится весна – красавица (показ картины). В музыке можно услышать, как стремительно бегут ручьи, как радуется все вокруг теплому весеннему солнышку. Сейчас послушаем, чье же это пение раздается в тишине?

(звучит «Песня жаворонка»)

Да, это “Песня жаворонка”. Композитор услышал пение этой маленькой птички и языком музыки рассказал об этом.

«На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий…»

А какое настроение передает эта музыка?

(музыка - легкая, прозрачная, светлая, воздушная).

Воспитатель. П.И. Чайковский также писал музыку к сказкам « Щелкунчик» и «Спящая красавица». Но эти сказки нам рассказывает музыка и танцоры на сцене.

Сейчас прозвучит музыка из балета «Щелкунчик», к какому жанру она относится.

(Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик»).

Жанр – марш.

А кто такой Щелкунчик?

Щелкунчик – забавная кукла в виде человеческой фигурки и огромной головой. Использовалась для раскалывания орехов.

А сейчас давайте покружимся под музыку «Вальса цветов». Я произнесу волшебные слова для того, чтобы вас превратить в цветы:

Покружитесь, покружитесь

Все в цветочки превратитесь!

Звучит «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик».

Дети с искусственными цветами кружатся в танце.

Я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую. А сейчас садитесь за столы и попробуйте нарисовать музыку, которую услышали.

Анализ рисунков: жёлтые, розовые, оранжевые – тёплые цвета, потому что музыка светлая, радостная, торжественная.

Воспитатель. Музыка с нами всё время. Она приносит радость, надежду, утешение, поддерживает в трудной жизненной ситуации. Такими создали свои бессмертные произведения композиторы. Московская консерватория носит имя П.И. Чайковского.

Сегодня мы познакомились с творчеством композитора (Чайковского)

А кто такой композитор?

Прослушали музыкальные произведения. Какие?

Что вам понравилось в нашем занятии?

В дальнейшем мы познакомимся с творчеством других великих композиторов, вы научитесь понимать и любить классическую музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста "В мире творчества Е.И. Чарушина"

На интегрированном занятии "В мире творчества Е.И. Чарушина"  дети знакомятся с творчеством художника - иллюстратора и писателя, рисуют способом "тычка", импровизируют под музыку....

Конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка по городу Санкт-Петербург»

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29комбинированного вида Московского района Санкт-Петербург «Вечер развлечений для детей старшего дошкольного возраста»Подготовил...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ для детей старшего дошкольного возраста «ПОГОВОРИМ О ТЕАТРЕ»

Цель: формирование у дошкольников основы общечеловеческой и музыкальной культуры.Задачи: Развивать у дошкольников музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗИМА БЫВАЕТ РАЗНАЯ»

Развитие ритмического слуха, творческих способностей в процессе музыкальной деятельности, удовлетворение потребности в самовыражении....

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА»

Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении....

Конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста "Международный день пряника"

Конспект к "Международному дню пряника". Конспект включает беседу о происхождении пряника, видах пряников, пальчиковая игра, слушание песни, танец по показу и игры....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Зима в творчестве уметской поэтессы Любови Майской»

Дети знакомятся с творчеством уметской поэтессы Л. А. Майской. Как в стихах Л.А. Майской отражается зима....