Конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста "Международный день пряника"
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа)

Конспект к "Международному дню пряника". Конспект включает беседу о происхождении пряника, видах пряников, пальчиковая игра, слушание песни, танец по показу и игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_zanyatie_dlya_dlya_doshkolnikov.docx19.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематическое занятие для для дошкольников

«День пряника»

Звучит задорная русская народная музыка. Дети рассаживаются в зале.

Музыкальный руководитель: Проходите, детушки. Мы гостям всегда рады. На экране различные виды пряников. Узнали, что это такое?

Дети: Пряники.

Музыкальный руководитель: Правильно, это пряники. А вы пряники любите? А вы знаете, что сегодня отмечается международный день пряника? Часто у вас в доме на столе бывают пряники?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: Да, в наши дни пряники можно купить в любом магазине и есть их хоть каждый день. Теперь пряники в большом количестве изготавливают на хлебозаводах. Делают их специальные машины. Выпускают пряники разной формы и размера, с разными начинками. Цена на пряники не высокая, покупай да ешь на здоровье! Но так было не всегда. Сто, двести и триста лет тому назад не во всякий день разрешали есть пряники и не каждому гостю их подавали. Прежде всего пряники подавали гостям в день, когда в доме крестили малыша или в день именин, и конечно без пряника не обходилась ни одна свадьба. Жених приезжал к невесте с пряниками. На свадебный стол ставили в конце пиршества не торты, как сейчас, а огромный пряник, украшенный изображениями дерева, птиц, рыб, солнца. Считалось, что это должно принести молодым счастье. Жених и невеста угощали молодых кусочками пряника. Также молодежь в старину использовала пряники в своих играх. Парни устраивали соревнования: на спор разбить об угол стола огромный пряник. Причем не просто разбить, а чтобы он разломился на определённое количество кусочков по числу гостей.

Слушание песни «Пряники русские»

Музыкальный руководитель: Хотите узнать, как люди научились изготавливать пряники? Тогда устраивайтесь поудобнее да послушайте внимательно.

Первые пряники стали изготавливать ещё в глубокой древности, но не для еды, а для того, чтобы задобрить ими богов, в которых тогда верили люди: Бога солнца, дождя, земли, реки и других. Этим богам люди приносили в подарок самое вкусное, что у них было. Люди верили, что боги полакомятся их вкусными подношениями и будут добрее: солнце не выжжет посевы, вовремя пройдёт дождик, озёра и реки принесут рыболовам вдоволь рыбы. Прошло время и люди на Руси приняли веру в единого бога Иисуса Христа. Теперь не нужно было приносить Богу такие жертвы, и люди стали сами есть пряники. И очень пряники им по вкусу пришлись. Рецепты изготовления пряников разошлись по всей Руси. В разных городах и деревнях изготавливали пряники. Появились пряники «тульские», «вяземские», «городецкие» - по названиям русских городов: Вязьма, Городец, Тула. В городе Туле в наши дни поставили памятник Тульскому прянику. Так же в городе находится музей «Тульский пряник». В залах музея представлен огромный ассортимент пряников.

Начинка у этих пряников была из пастилы, варенья и мармелада, а украшали их картинки или надписи. В тесто для пряников добавляли мёд и пряные травы, отсюда и название – пряник.

Для детей делали специальные пряники в виде птичек, петушков, рыб, различных животных, а также отдельных букв. Они служили сладкой азбукой, учили грамоте не назойливо и «со вкусом».

Есть несколько видов пряников. Пряники с картинками назывались – печатные. Оказывается, в старину на пряниках печатали картинки и узоры, поэтому и называли такие пряники – печатные. Для этого использовали специальные пряничные доски.

Витой пряник – это пряник, свитый из жгута. Так называемые тетеры или витушки. Скрученному из ржаного теста жгуту придают замысловатые формы. В этих пряниках невольно проступали черты каких-то древних символов, связанных с представлениями людей о мире и о природе. Эти пряники делают из ржаной муки с солью, то есть лакомство получалось соленым, но детям оно было по душе.

Лепной пряник – пряник, вылепленный из теста. Лепные пряники известны с древних времен. Распространены они в первую очередь были в северных районах России. Сам процесс изготовления очень прост. Лепим фигурки из теста, замораживаем, а потом замороженные фигурки опускали на 5-10 минут в кипяток, и отправляем в печь запекаться. 

Силуэтный пряник – это вырезанный по определенной форме. Вырезные пряники, как считают историки, пекут с XIX в. Они самые молодые. Их вырезают из темного медового теста с помощью металлической формы, а затем украшают сахаром. С течением времени такие пряники тоже стали называть архангельскими козулями. Видимо, потому что они очень распространены в Архангельской области, а многие по форме напоминают животных. В канун Нового года или Пасхи почти в каждой архангельской семье пекли фигурные вырезные пряники, украшенные цветной сахарной поливой. Изготовление пряников было семейным занятием.

А теперь пришла пора поиграть нам детвора!

Пальчиковая игра «Приходите к нам на чай»

Из пшеничной из муки         испекли мы                  Дети ритмично «лепят куличики». 

Пироги, плюшки, пряники, печенье                Загибают по одному пальцу,

Кексы, торты, калачи,                         перечисляя, то, что они испекли из муки.

Булки, бублики, баранки.

И достали из печи                        медленно произнося текст, дети одновременно протягивают обе руки вперед

Мы румяный каравай.                        Соединяют руки в кольцо «каравай.

Приходите к нам на чай!        Кланяются с движением руки от груди вниз.

Словесная игра с мячом «Какой, какие?» 

Дети по музыку передают мяч, с окончанием музыки называют пряник по признаку предмета. «Пряники с добавлением меда называются…(медовые); с добавлением мяты…(мятные); с добавлением шоколада…(шоколадные). Пряники из печи….(горячие, вкусные, мягкие, ароматные и т.д.).

Музыкальный руководитель: Ребята из пряников делают пряничные домики, вот и я предлагаю вам станцевать танец.

Танец «Пряничный домик»

Музыкальный руководитель: Живало в старину поверье: ежели кто первым чихнет на праздничном действии, того считали счастливым человеком. Вот я и предлагаю всем вместе чихнуть.

Музыкальная игра «Апчхи»

Игра «Апчхи!»

Ведущий делит зал на три группы: первая кричит слово «Ящик», вторая – «Хрящик», третья – «Спички»; по сигналу ведущего все три группы выкрикивают каждая свое слово одновременно, и получается дружное: «А-ап-чхи-и»

Музыкальный руководитель: - Будьте здоровы! Или, как говорят в народе: «Будь здоров на сто годов!». Я вижу, что здесь собрались счастливые и веселые люди. А ещё бытует в народе другая примета - ежели чихнешь натощак:

В понедельник – к гостям;

Во вторник – к вестям;

В среду – к вкусному угощению;

В четверг – к желанному поздравлению;

В пятницу – к дружеской встрече;

В субботу – к новому другу;

А в воскресенье – к веселью!

Так что, ребята, чихайте на здоровье.

Музыкальный руководитель: Сегодня-четверг, значит, чихали вы не зря, и я поздравляю вас с «Международным днём пряника». И хочу подарить вам на память раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка по городу Санкт-Петербург»

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29комбинированного вида Московского района Санкт-Петербург «Вечер развлечений для детей старшего дошкольного возраста»Подготовил...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ для детей старшего дошкольного возраста «ПОГОВОРИМ О ТЕАТРЕ»

Цель: формирование у дошкольников основы общечеловеческой и музыкальной культуры.Задачи: Развивать у дошкольников музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗИМА БЫВАЕТ РАЗНАЯ»

Развитие ритмического слуха, творческих способностей в процессе музыкальной деятельности, удовлетворение потребности в самовыражении....

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА»

Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «День рождения Земли»

В публикации представлен  методический материал  по образовательной области "Познавательное развитие". Он направлен на формирование экологической культуры  и расширение знаний...

Конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста "День города"

Данный конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста, проводится совместно с узкими специалистами, обязательно провести предварительную работу с детьми. Конспект составлен с учетом регио...

Конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Профессия композитор. Творчество П.И. Чайковского»

Знакомство детей с профессией композитор, её особенностями и с музыкальной культурой П.И. Чайковского....