конспект занятия - экспериментирования для детей 6-7 лет по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гасюкова Маргарита Александровна

Экспериментирование - особый вид деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их активность, инициативность; деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие-экспериментирование по исследовательской деятельности детей в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»

Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Задачи:

Образовательные: Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды.

Развивающие: Учить детей анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения, обогащать словарь.

Воспитательные: Воспитать любовь и бережное отношение к природе; вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении материала.

Оборудование: пакет на застежке; цветные маркеры; горячая вода, чайник.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята к нам пришло письмо от мамы Тучки, она потеряла своих деток – капетошек, они ушли гулять и еще не вернулись. Мама Тучка просит нас помочь найти ее капетошек.

Ребята, поможем найти Капетошек и вернуть их маме Тучке? Ответы детей.

У нас есть подсказка, капитошки любят видоизменятся. Давайте угадаем в кого они могут превратится.

Загадки:

На дворе переполох: с неба сыпется горох.

Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град)

Без досок, без топоров через речку мост готов.

Мост — как синее стекло: скользко, весело, светло. (Лед)

Покружилась звездочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

Физкультминутка «Капельки»

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть. Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, куда пошли гулять капитошки? Приглашаю вас в клуб «Юный исследователь». Согласны? Ответы детей.

Воспитатель: Тогда переходим в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям воды и ее свойств. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость?».

Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что- нибудь. Куда можно налить воду? Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.

Воспитатель: Что еще можно сделать с водой? Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.

Вывод детей: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Она не имеет собственной формы, а занимает то пространство которое ей дают.

Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».

Воспитатель: Вот интересно: А теперь выясним вкус и запах воды?

Пальчиковая гимнастика

"Рыбки плавали, ныряли, В чистой, тепленькой воде.

То сожмуться, разожмуться, То зароются в песке. "

Воспитатель: Отдохнули? Пора продолжать узнавать новые следы капитошек. Прошу занять ваши места.

Опыт № 3 «Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей»

Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?

Дети: Когда её нагревают.

Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает? Дети: Огонь, газ, бытовые электроприборы.

Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это электрический чайник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

Вывод: Вода при нагревании превратилась в пар.

(Затем к струе пара воспитатель подносит холодное стекло). Подержав его некоторое время над паром, выключает чайник, убирает в недоступное место и приглашает детей посмотреть, что произошло со стеклом. Дети видят, что на стекле образовались капельки воды. Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым, сухим.

Вывод: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

Опыт №4 "Круговорот воды в природе"

Подогреем воду, чтобы над ней образовался пар, но не доводите до кипения.

Заливаем подогретую воду в пакет и застегиваем его.

Когда вода начнет испаряться, ребенок увидит, как вверху пакета начнет собираться конденсат.

Через какое-то время капельки воды появятся внутри пакета. Когда они станут очень большими и тяжелыми, они, в конце концов, сползут вниз. Это стадия возвращения воды обратно в море.

Воспитатель: Вот так происходит и в природе, каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагревалась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки – и падают на землю в виде снега.

Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. (Свой рассказ воспитатель иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды.

Воспитатель: Ребята, теперь мы знаем, что капитошки скоро вернуться в виде пара к маме тучки.

Вывод: Свойства воды способны влиять на нашу среду обитания, поэтому знания и эксперименты, связанные с ней, очень полезны. Благодаря такому простому наглядному эксперименту с водой ребенок сможет сам увидеть и понять, как происходит круговорот воды в природе на примере маленького пакета с жидкостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Матрешкино новоселье" 1 млдшая группа, образовательная область «Познавательное развитие» (сенсорика + ФЭМП)

Занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ДО, построено на едином сюжете, с использованием ИКТ.  Включены задания по сенсорике, элементарной математике, упражнения с Монтессори - мат...

Конспект занятия с учетом требований ФГОС по образовательной области «Познавательное развитие» - «Деньги и их история» для подготовительной группы

Конспект занятия с учетом требований ФГОС по образовательной области «Познавательное развитие» - «Деньги и их история» для подготовительной группы...

Конспект занятия НОД на тему «Приключение в галактике» ОО «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа

Конспект занятия НОД на тему  «Приключение в галактике» ОО «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений.Старшая группаВоспитатель:  Мойсиева  Елизаве...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Подводный мир" (Познавательное развитие)

Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему.Воспитывать умение, строить предложения по заданному количеству слов.Учить делить слова на слоги и на ...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Шестиногие малыши" (Познавательное развитие)

Цель: Расширить и уточнить знания детей о насекомых, об их характерных признаках.Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.Воспитывать бережное отношение ко всему живом...

Конспект занятия-экспериментирования для детей подготовительной группы на тему «Свойства воды»

Цель: прививать интерес к исследовательской деятельностиЗадачи:- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способнос...

Конспект занятия-опыта для детей 5—6 лет по познавательному развитию Тема: «Воздух и его свойства»

Занятие разработано для работы с детьми 5-6 лет в виде познавательно - исследовательской деятельности. На занятии показывает педагог, что воздух есть вокруг нас, определяют вместе с детьми способы его...