Конспект по познавательной деятельности "Травянчики Моркуля и Перчик в гостях у ребят" (трудовое и экологическое воспитание)
план-конспект занятия по окружающему миру

данная методическая разработка полезна педагогам ДОУ для проведения исследований и наблюдений в огороде на окне в весенний период. Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. Раздел: природный мир. Возрастная группа: средняя Цель: Создать условия для исследовательской деятельности. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию гороха. Задачи: Расширить знания детей о семенах и необходимых условиях для их прорастания. Формировать умение отличать семена по внешнему виду. Развивать умение детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы; активизировать словарный запас и развивать связную речь; через организацию продуктивной деятельности развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать любознательность, воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе исследовательской и трудовой деятельности, бережное отношение к растительному миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по познавательной деятельности "Травянчики Моркуля и Перчик в гостях у ребят" (трудовое и экологическое воспитание)

Автор: воспитатель Муликова Гульшат Фаритовна
Назначение: данная методическая разработка полезна педагогам ДОУ для проведения исследований и наблюдений в огороде на окне в весенний период.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Раздел: природный мир.
Возрастная группа: средняя
Цель: Создать условия для исследовательской деятельности. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию гороха.
Задачи: Расширить знания детей о семенах и необходимых условиях для их прорастания.
Формировать умение отличать семена по внешнему виду.
Развивать умение детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы; активизировать словарный запас и развивать связную речь; через организацию продуктивной деятельности развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать любознательность, воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям.
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе исследовательской и трудовой деятельности, бережное отношение к растительному миру.
Материал и оборудование:
-Травянчики - Моркуля и Перчик;
- Ящик с ячейками для создания коллекции семян
- Семена овощей: гороха, фасоли, свеклы, кабачка, огурца, моркови и перца
-Фартуки, клеенки, перчатки, стаканчик или ящик с землей, палочки, грабли, лейки с водой, тарелочка или поднос для семян, табличка с изображением фасоли и гороха, на каждого ребенка.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

ХОД образовательной деятельности.

1.Вводная часть.

Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости давайте поприветствуем их
В группе стало вдруг светлее, а ребятам веселее
Потому что в этот час гости посетили нас.
С радостью мы вас встречаем, и здоровья вам желаем.
Чувствуйте себя как дома, вот и место вам готово,
Приглашаем вас, присядьте да с дороги отдыхайте.

Воспитатель:А сейчас давайте стихами расскажем нашим гостям, что мы с вами сейчас будем делать:
Наши умные головки будут думать много ловко,
Ушки будут слушать, ротик четко говорить,
Ручки будут хлопать, ножки будут топать,
Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.

Воспитатель: Дети слышите, кто-то ещё к нам идёт , давайте посмотрим.
(Появляются травянички – Моркуля и Перчик. )
Воспитетель: Кто это ребята? Да это же – Моркуля и Перчик. Они жили в одном небольшом, но красивом огороде у Ильфара дома.  Вот росли у них  на  окне  и решили они побывать у нас в гостях.

Моркуля и Перчик : Здравствуйте ребятки !
Я девочка Моркуля, а я мальчик Перчик.
У ворот шумит народ

Где у вас здесь огород?
Говорят, что там растет огуречная рассада
И укропчик и лучок

Смотрят все на огород
И уходят открыв рот.

Воспитатель: Проходите! Посмотрите, какие овощи выросли у нас! Ребята, как думаете понравится им у нас?

Давайте-ка расскажем, что же растёт в нашем огороде? (Ответы детей) Также мы на улице зимой срезали ветки вербы и вишни. Наблюдаем  за изменениями веточек.

     Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на наш огород, как вы думаете, что необходимо нашим грядкам, чтобы мы получили хороший урожай?

Дети: Земля, вода, воздух, свет, тепло.

Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте рассмотрим каждое условие по отдельности.

Самое важное условие для развития и роста любого растения – это земля. Чтобы получить хороший урожай, мы с вами набрали земли, прорыхлили почву. Посадили семена. Но что еще необходимо сделать для нашего семени, чтобы оно проросло?

Дети: Вода.

Воспитатель: Правильно, ребята, чтобы семечко дало росток, необходимо его полить. Любой живой организм не может обойтись без воды. Итак, мы с вами посадили, полили наше семечко и через некоторое время мы увидели, что появился маленький росточек, затем первый листочек, второй и т. д.

Как вы думаете, без чего наше растение не сможет существовать.

Дети: Без воздуха.

Воспитатель: Правильно. Растения, как и мы с вами, дышат воздухом, т. е. или необходим кислород и углерод. А теперь, посмотрим на наш огород. Как вы думаете, почему эти ростки мы не можем сейчас высадить в открытый грунт.

Дети: На улице еще холодно, земля не прогрелась солнце, и наши ростки могут погибнуть.

Воспитатель: Совершенно верно, как Вы думаете, какое еще условие необходимо для дальнейшего роста наших растений?

Дети: Тепло. Земля должна быть прогрета.

Воспитатель: Да, ребята, тепло представляет собой основной фактор жизни растений.

Дети: Растение тянется к свету, к солнцу.

Воспитатель: Да, ребята, чем больше света, тем лучше и быстрее растут наши растения. Они как мы, радуются каждому лучику солнца. Рост наших овощей зависит от земли, воздуха, света, тепла, воды.

     Дидактическая игра «С какой ветки детки» У меня имеются карточки с плодами и их листьями. Ваша задача, вспомнить  листья этих растений  и правильно соотнести плоды  с ними. (Дети рассматривают сначала плоды, затем их листья. Называют их. По предложению взрослого: «Детки, найдите свои ветки»  подбирают  соответствующие картинки с листьями и плодами)

Молодцы, ребята. Все правильно соотнесли.

А теперь мы с вами представим, что мы с вами превратились в семена овощей.
 Психогимнастика.
Посадили семена в землю (присели)
Солнышко стало пригревать.
И семенам стало любопытно: Кто их ласкает?
Робко - робко потянули свои росточки
(медленно поднимают руки вверх над головой)
И проклюнулись из -под земли {встали)
Понравилось им солнышко.
А тут и дождик полил.
Стали росточки расти, силу набирать {встали руки вверх).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно рассказали, как можно вырастить овощи и что необходимо для их роста

 Совершенно верно, эти 5 факторов очень необходимы для роста и развития растений.

Ребята, я знаю, что вы с родителями дома тоже сажаете овощи, цветы и т.д. Что вы сажаете, расскажите про них нам. (Рассказ детей по фотографии что они посадили и как они помогают маме)

Воспитатель: Ребята, мы знаем, как вы любите проводить разнообразные опыты, исследовать разные объекты. Посмотрите, что мы вам принесли в подарок
Дети: семена.
Воспитатель: Правильно – это семена различных овощей . Но они все перепутались
А ведь для того, чтобы их посадить, необходимо отделить семена друг от друга.
Давайте разберём все семена и создадим коллекцию.

Игра «Чье семечко?»
Дети перебирают и раскладывают семена по коробочкам с соответствующей картинкой .

Семена какого растения вы взяли? (Ответы детей). Кладите их в ячейку с картинкой огурца. А вот это семена тыквы. Рассмотрите их. Какие они? (Плоские, белые, гладкие, с острым кончиком). Положите их с картинкой тыквы. А у меня семена моркови и перца. ( высыпает семена на тарелочку предлагает детям их рассмотреть и положить в соответствующие ячейки).
Воспитатель: Теперь у нас есть своя коллекция семян овощных культур, которые мы можем выращивать на нашем огороде. Но я бы хотела вас попросить, посадить и вырастить у себя горох. Найдите в нашей коллекции семена гороха и взять его по одной и подойдите к столам (Дети подходят к столам, кладут на него горошины)

Пальчиковая гимнастика
В детский сад пришла весна,
Мы посеем семена
В черную земельку,
В мягкую постельку.
Ты, горошек, уродись,
Над землею поднимись
С пышными цветами,
С крупными стручками!

Воспитатель: Наденем фартуки .Теперь можете приступать к работе. Все необходимое у вас на столе. Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву. Палочкой взрыхлим землю, сделаем небольшое углубление и положим в нее горошинку .После этого присыпаем (закрываем) землей.
Что нужно сделать, чтобы семена проросли?
Дети: Полить.
Воспитатель: - Давайте пометим посеянные семена, табличками.
Будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать

Воспитатель: Ребята, давайте пригласим Перчика и Моркулю в наш огород, погостить. Вместе с ними будем наблюдать, ухаживать за ростом гороха. Огород наш огород
Все на нем всегда растет,
Если руки не ленивы,
Если мы трудолюбивы

Проявить должны заботу,
Видно по труду работу.
И тогда наш огород расцветет и оживет.
Рефлексия.
- Ребята, справились мы сегодня с работой? Все у нас получилось?
- Какую коллекцию мы с вами создали (семян овощей)
- Что мы сажали? (семена гороха).
- Что надо для роста и развития растения? (Свет, тепло, вода, земля ).
- Молодцы! всем спасибо!
- А сейчас отправляемся мыть руки с мылом, после работы с землей на нашем огороде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"

В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...

Конспект интегрированной познавательно-развивающей НОД "Курочка Рябушечка в гости к нам пришла"

Занятие построено на образно-игровой основе,носит познавательно-развивающий характер,с использованием детского экспериментирования....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Поможем белочке» (средняя группа) с использованием технологии экологического воспитания.

Учить детей активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе. Вызвать искреннее возмущение поступкам мальчиков.Закрепить знания детей об осени, активизироват...

Конспект по познавательному развитию в средней группе "В гости к белке"

Конспект по ознакомлению с природным миром. В занятии используется наглядный и литературный материал....

Конспект по познавательному развитию в младшей группе "В гости к белочке" с использованием ИКТ

Задачи:Образовательные:Формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости.Развивающие:Развивать зрительное и с...