Технологическая карта cовместной деятельности с детьми разновозрастной группы ТМНР «Уж тает снег, бегут ручьи»
план-конспект занятия по окружающему миру

Цель данного занятия формировать знания детей о снеге и о его свойствах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: формирование представлений об основных свойствах снега; формирование представлений детей о смене времен года; формирование представлений о признаках весны; формирование умения сравнивать предметы по размеру, цвету, количеству.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие умения воспринимать вербальную инструкцию; развитие произвольного зрительного и слухового внимания; развитие умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи; побуждение к использованию речи: называть свое имя, звукоподражательные слова; развитие речевого дыхания; развитие умения общаться при помощи альтернативной дополнительной коммуникации (АДК); развитие мелкой и крупной моторики; обогащение сенсорного опыта.

Коррекционно-воспитательные задачи: развитие интереса у детей к природным явлениям; воспитание усидчивости, потребности доводить дело до конца; воспитание умения радоваться результату своей работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uzh_taet_sneg.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Невского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта занятия с детьми

разновозрастной группы ТМНР № 3

Совместная деятельность с детьми

 «Уж тает снег, бегут ручьи…»

Воспитатель: Умнова Ю. Ю.

Санкт-Петербург

2024

Воспитатель: Умнова Юлиана Юрьевна

Квалификационная категория: высшая

Цель: формировать знания детей о снеге и о его свойствах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- формирование представлений об основных свойствах снега;

- формирование представлений детей о смене времен года;

- формирование представлений о признаках весны;

- формирование умения сравнивать предметы по размеру, цвету, количеству.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие умения воспринимать вербальную инструкцию;

- развитие произвольного зрительного и слухового внимания;

- развитие умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

- побуждение к использованию речи: называть свое имя, звукоподражательные слова;

- развитие речевого дыхания;

- развитие умения общаться при помощи альтернативной дополнительной коммуникации (АДК);

- развитие мелкой и крупной моторики;

- обогащение сенсорного опыта.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- развитие интереса у детей к природным явлениям;

- воспитание усидчивости, потребности доводить дело до конца;

- воспитание умения радоваться результату своей работы.

Демонстрационный материал:

  • Шапочка медведя, солнышко;
  • карточки-символы: «снег», «белый», «холодный», «тает»;
  • книга с АДК «Свойства снега»

Оборудование:

  • колокольчик;
  • аудиозаписи;
  • платок;
  • белые жилетки с фотографиями детей;
  • контейнер со снегом;
  • стаканы и ложки;
  • карточки АДК;
  • полоски бумаги разных цветов;
  • пары рукавиц;
  • изображение медведя и капель для фланелеграфа;
  • дорожка (ручей с камушками);
  • емкости с мыльной водой и камушками;
  • изображение солнца с лучами;
  • разноцветные кораблики и паруса к ним.
  • книга «Свойства снега»

Предварительная работа:

  • Дидактические игры: «Кто где живет», «Кто что ест»;
  • Разучивание приветствия «Колокольчик наш звенит»;
  • Разучивание музыкальной игры «Лужа»;
  • Разучивание движений «Мы погреемся немножко…»;
  • Рассматривание альбома «Весна»;
  • Беседы о времени года весна, о сезонных изменениях весной;
  • Чтение стихотворения «Тает снег, кап-кап-кап», книги с АДК «Белым холодным снегом зима…»
  • Наблюдение за сезонными изменениями на прогулке.

Используемые в совместной деятельности здоровьесберегающие технологии:

  • Поддержание постоянной двигательной активности детей с использованием игровых ситуаций, музыкальных игр;
  • Самомассаж с использованием рукавичек;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Технология музыкального воздействия;
  • Релаксация.

Этап

деятельности

Содержание совместной деятельности

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

Планируемый результат

1. Организационный

Вовлечение детей в деятельность

Воспитатель: Давайте поздороваемся с колокольчиком. Игра «Позвени – передавай!» Будем заниматься!

Колокольчик наш звенит,

«С добрым утром!» -  говорит,

Динь-динь-динь,

Динь-динь-динь,

«С добрым утром!» -  говорит!

С добрым утром, мои ушки!

С добрым утром, мои глазки!

С добрым утром, мои щечки!

С добрым утром, носик!

Выше ручки подними,

Солнышку привет скажи,

Ниже ручки опусти,

Травушке привет скажи.

Другу ты помаши,

Другу ты привет скажи.

Привет, …(назвать всех по очереди)

Поздоровайтесь с нашими гостями: привет!

Показ движений,

Индивидуальная помощь, побуждение к деятельности

Побуждение  сказать «Привет»

Садятся на стулья,

звенят в колокольчик по очереди, передают колокольчик.

Повторяют за педагогом действия

Организация направленного внимания, создание положительного настроя на деятельность,

установление положительного взаимодействия, формирование умения здороваться, используя жесты приветствия.

Мотивационно-побудительный

Проблемная ситуация

Поиграем с платочком!

Посмотри, платочек легкий, прямо в небо полетел.

Он летел, летел, летел,

На … (имя) прилетел!

(Накрыть ребенка платком, побуждать называть его имя)

Последний раз платок прилетает на воспитателя в роли медведя.

Посмотрите, кто здесь! Кто это?

Воспитатель (Медведь): «Я всю зиму проспал под снегом, а проснулся – вокруг вода. Не понимаю, как такое случилось».

Откуда же взялась вода?

Спрятать детей по очереди, побуждать называть имена детей, последний раз платочек прилетает на воспитателя в роли медведя

Побуждение детей к ответу.

Отвечают на вопрос.

Прячутся под платочком

Ответы детей

Формирование представлений об окружающих людях

Создание положительного эмоционального настроя,

Развитие умения следить за речью педагога

Активизация  познавательной мотивации, представлений о смене времени года

2. Основная часть.

Исследование свойств снега

Медведь: Давайте с вами узнаем. Будем изучать снег. Мы будем сегодня учеными. Найдите свою жилетку, наденьте.

Садитесь за стол (На столе стоит контейнер со снегом)

Что это? (Добиваться ответа детей) Это снег. (Прикрепить на доску карточку АДК «Снег»

Показывает жилетки с фотографиями детей.

Обращает внимание на контейнер со снегом

Побуждает детей к ответу, прикрепляет карточку на доску

Ищут жилетку по фото, надевают ее

Ответы детей

Формирование образа «Я»,

Развитие умения надевать одежду

Привлечение произвольного внимания

Цвет снега

Задание «Один-много»

Игра «Сортировка по цвету»

Возьмите стаканчик, положите в него одну ложку снега.

 Поставим его в теплое место, туда, где солнышко, на батарею.

Положи много ложек снега в другой стаканчик.

Покажи (скажи) мишке, какого цвета снег. (Ответы детей при помощи карточек АДК)

Снег белый (прикрепляет символ на доску)

Воспитатель (Медведь): А я не знаю, что такое белый цвет. Помогите разобраться.

Выберите белую полоску, в снежок воткните.

Демонстрирует карточки АДК «Один» -«Много» Показ воспитателя

Индивидуальная похвала

Побуждает каждого из детей к показу и ответу.

Раздает полоски бумаги разных цветов, показывает действия

Повторяют действия педагога.

Ответы детей

Выполняют по заданию

Развитие умения различать один-много

Развитие умения различать цвет, крупной моторики

Умение работать с карточками АДК, различать предметы по цвету, выполнять инструкцию

Температура снега

Лепка из снега

Дидактическая игра «Найди пару»

Пальчиковая гимнастика «Ручки, ручки согреваем»

Потрогайте снег ладошкой. Слепим комочки.

Снег возьми, на ладошку положи, снежок слепи. Из комочков можно сделать снеговичка.

Какой снег? Покажите (скажите) какой снег. Холодный (Прикрепляет символ на доску)

Снег белый, снег холодный!

Ладошки замерзли, согреем их.

У меня есть теплые рукавички. Найдите к ним пару. Наденьте рукавички, погреем ладошки.

Пальчиковая гимнастика

«Ручки, ручки согреваем»

Ручки, ручки согреваем.

Ручки, ручки потираем,

Чтоб нее мерзли ручки крошки,

Мы похлопаем в ладошки!

Мишка «трогает» снег лапой.

После ответов детей прикрепляет карточку символ «холодный» на доску.

Раздает рукавички, предлагает найти пару, помогает в случае затруднения.

Индивидуальная похвала.

Показывает движения пальчиковой гимнастики

Трогают снег, лепят комочки, снеговичка

Ответы детей с помощью коммуникатора

Ищут пару к рукавичке, надевают рукавички

Выполняют движения по показу

Сенсорное развитие тактильных ощущений

Развитие умения находить одинаковые предметы, надевать рукавички

Развитие мелкой моторики

Таяние снега

Наблюдение за растаявшим снегом

Воспитатель (Медведь): Пришла весна. Весной светит яркое теплое солнышко. Снимайте жилетки, пойдем гулять, на солнышке греться!

Погладьте солнышко. Солнышко теплое

Смотрите, теплое солнышко согрело снег, и он растаял.

Да, снег тает! (Прикрепить карточку символ «Таять» на доску)

Снег белый. Снег холодный. Снег тает.

Вот почему я спал под снегом, а проснулся – кругом вода.

На фланелеграфе с берлоги медведя снимает снег, прикрепляет капли

Прикрепим капельки на ручеек, говорим «кап-кап-кап»

Тает снег, кап-кап-кап

Тает лед, кап-кап-кап,

К нам весна, кап-кап-кап

Красна идет, кап-кап-кап!

Демонстрация картину с АДК «Весна»

Обратить внимание детей на снег в стаканчике

Прикрепляет на доску карточку символ «тает»

На фланелеграфе снимает снег с берлоги медведя, прикрепляет капли.

Показ действий

Побуждает произносить слова

Снимают жилетки.

Подходят к солнышку.

Гладят солнышко, отвечают на вопрос.

Подходят к стаканчикам, наблюдают за растаявшим снегом

Прикрепляют капельки на ручейки.

Произносят звукоподражания

Развитие внимания

Развитие умения различать теплый-холодный

Обогащение словарного запаса, развитие речи

Развитие зрительно-моторной координации,

Динамическая музыкальная пауза

Снег растаял, побежали ручейки. Послушайте! (Журчание ручья) Это ручей журчит. А вот и ручеек! Чтобы ноги не замочить, пойдемте по камушкам. Ручейки потекли, нас к луже привели.  Поиграем с лужей.

Музыкальная игра «Лужа»

Обращает внимание на журчание. Показывает, как пройти дорожку «ручеек». Помогает перепрыгнуть лужу.

Снимают жилетки.

Двигаются под музыку по показу воспитателя.

Развитие умения слушать слова песни, двигаться под музыку, перепрыгивать препятствие

Игра с водой «Найди камушки»

Дидактическая игра «Укрась лучики солнышку»

Смотрите, у нас здесь какая лужа, а в луже лежат красивые камушки. Давайте их найдем.

Украсьте солнышку лучики, большие на большие круги, маленькие на маленькие.

Вот какое яркое весеннее солнышко получилось!

Показывает емкости с мыльной водой и камушками, показывает как выкладывать лучики солнышку

Ищут камушки, прикрепляют их лучики солнышку

Сенсомоторное развитие,

Развитие умения различать «большой»-«маленький»

Продуктивная деятельность

Конструирование

Воспитатель (Медведь): В лужах можно пускать кораблики. Садитесь за стол.

Смотрите, какой у меня кораблик, сделаем такой.

Лодочку возьми, выбери парус, прикрепи.

Флажок возьми, прикрепи.

Какие замечательные кораблики у вас получились!

Предлагает разноцветные основы для корабликов.

Показ коммуникативной схемы.

Предлагает паруса

Показывает, как сделать кораблик.

Индивидуальная похвала

Берут основу кораблика, прикрепляют к нему парус.

Закрепление умения различать цвета, пользоваться карточками АДК, правильно выполнять последовательность действий

Релаксация

Опустите кораблики в лужу. Сделаем им ветерок, подуйте на них.

 Показывает движения

 Дуют на кораблики, слушают спокойную музыку.

Снятие нервного и мышечного напряжения, развитие речевого дыхания

3.

Подведение итогов

Мне пора возвращаться в лес.

Я хочу подарить вам книгу про снег, только у меня карточки потерялись, помогите найти:

Выберите карточки:

Снег белый.

Снег холодный.

Снег тает.

Молодцы!

А у вас занятие закончилось.

Медведь уходит. Прощается индивидуально с каждым.

Предлагает выбрать на фланелеграфе нужную карточку.

Медведь прощается с детьми

Выбирают карточки АДК с нужными свойствами, прикрепляют к книге

Прощаются с медведем

Наглядно-действенное обобщение материала

Закрепление жеста «Пока»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Помоги Незнайке"

Образовательные области: речевое развитиеИнтеграция видов деятельности: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитиеФормы образовательной деятельности: групповое, индивидуальное.Тип зан...

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми средней группы по формированию элементарных математических представлений: «Королевство Математики»

Цель занятия: создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности....

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми средней группы: «День рождения у белочки»

Цель: продолжать учить лепить техникой пластилинографией чайную посуду, передавая форму, величину отдельных частей....

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми средней группы по теме: «Насекомые» (образовательная область «Развитие речи»)

Цель: обучение детей составлению описательного рассказа о насекомом по образцу и данному плану....

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему "Международный день дарения книги".

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему "Международный день дарения книги" разработана по видам деятельности на неделю....

Технологическая карта изобразительной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на тему: «Волшебные цветы в технике ЭБРУ».

Технологическая карта изобразительной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на тему: «Волшебные цветы в технике ЭБРУ».Цель: создать условия для формир...

Календарно-тематическое планирование в разновозрастной группе Тема: «Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною»

Тема: «Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною»Возраст: 4-6летДата: с 26.03.23- 01.04.23Цель: Продолжение знакомства детей с представлениями о весне. Развитие умения устанав...