"Вода и ее свойства" план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) 2024г.
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Гюлвердиева Эльза Ханбабаевна

Познавательное развитие 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, тел. 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

Технологическая карта

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

«Вода и её свойства»

                                                                                                                                                                               Подготовила:  воспитатель

Гюлвердиева Эльза Ханбабаевна

Надым, 2024г.

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

4-5 лет, средняя группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

«Вода и её свойства»

Цель

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде. Изучение путем эксперимента таких свойств как цвет, запах, вкус, прозрачность.

Предварительная работа

Беседы о воде и её роли в жизни человека. Предложите детям в течении всего дня запомнить, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке); как они её использовали, много ли им потребовалось воды. В конце дня обсудите результаты наблюдений, запишите их. Обсудите с детьми вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?». Пусть каждый из них объяснит, что он представляет при слове «вода». Кто-то скажет: «дождь», кто-то «туман» и т.д. получается, что вода бывает очень разной. Может быть, вода, как волшебница, умеет превращаться (дождь, снег, роса, лёд и т.п.)?

Рассмотрите с ребятами зимние, летние, осенние, весенние пейзажи.

Предложите ребятам подумать, где еще можно обнаружить воду. Для чего мы ее используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим обитателей живого уголка и т.п.). Важно, чтобы дети почувствовали, как часто нам нужна вода. Без нее мы не можем прожить. Пусть они представят, что случилось бы, если бы вода вокруг исчезла.

Задачи

Развивающие:

- развивать у детей любознательность, наблюдательность и познавательную активность в процессе экспериментирования;

- развивать обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментирования;

- способствовать развитию конкретных представлений о свойствах воды;

- развивать знания о значении воды в жизни человека и природы в целом;

- развивать чувство бережного отношения к миру и воде в частности;

- активизировать словарный запас детей словами – пресная вода, жидкость, океаническая, морская, речная, болотная;

Воспитательные:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- воспитывать аккуратность при работе.

Материал

Демонстрационный:

- картинки с изображением разнообразных водоёмов, реки, озёра. моря, демонстрационные карточки обозначающие свойства воды, мольберт.

Экспериментальный:

- пластиковые прозрачные стаканчики, салфетки, трубочки, сок, молоко, вода простая.

Раздаточный:

- альбомные листы бумаги, гуашь, кисти, палитра, стаканчики с водой.

Предполагаемый материал

Закрепления знания о новых свойствах воды.

Умеют пользоваться гуашью и кисточками, организовать своё рабочее место. Использовать изображение и самостоятельный творческий подход в исполнении рисунка.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность

воспитателя

Методы,

приёмы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов действия

I. Введение в ситуацию

  • Ребята сегодня по дороге в детский сад я встретила вот эту капельку и пришла она не одна а со своими подружками и принесла для вас загадки. Отгадаем? (ребёнок вытаскивает капельку).
  1. Течет, течет, не вытечет, бежит бежит, не выбежит… (отгадка – река)
  2. Пушистая вата летит куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе…(отгадка- облако)
  3. Люди ждут меня зовут а приду к ним, прочь бегут…(Дождик)

Словесные методы: вопросы, загадки, беседа с опрой на личный опыт детей.

Подведение к теме занятия:

  • Ребята а скажите пожалуйста о чём мы с вами сегодня будем говорить, глядя на эти от гадки?
  • О воде)))

Дети сидят в кружок возле воспитателя. В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом.

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлечённость ребёнка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребёнка)

Визуальный контроль.

Этапные (дидактические) задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, развивать речь.

II. Актуализация знаний

Воспитатель:

А где в природе можно встретить воду?

- в реке, море, океане и вмкране…)))

А вы знаете, что воду в океане называют ОКЕАНИЧЕСКАЯ?

Повторите, пожалуйста)))

-ОКЕАНИЧЕСКАЯ.

А воду в море как можно по другому назвать?

- Морская)))

А воду в реке как можно назвать

- Речная

А воду в болоте?

- Болотная

А воду в роднике

- Родниковая

Ребята? А вы знаете что вода в море и океане солёная? Её нельзя пить, правда? А в отличии от воды в море в роднике и в озере в реке какая вода?

- Пресная

Повторите, пожалуйста все – ПРЕСНАЯ. То есть простая. И её можно пить только если вскипятить, мы знаем что пить можно кипячённую воду.

Ребята, а для чего людям нужна вода?

Чтобы пить, посуду мыть, мыться, стирать, пищу приготовить.

А животным нужна вода?

А рыбам нужна вода? Для рыб вода это их ДОМ.

А растениям нужна вода?

Для чего?

(ответы детей)

Словесный метод, беседа, анализ, наглядный метод

Закрепление новых слов

Участвуют в диалоге с воспитателем, вспоминают где и как наблюдали воду, наблюдают за действиями воспитателя.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребёнка.

Организуется эмоциональная деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.

Участие и наблюдение за процессом деятельности

Контроль ответов детей

Контроль за формулированием правильных ответов детей

Этапные (дидактические) задачи:

  1. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание и творческий нестандартный подход к решению задачи.
  2. Сформулировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
  3. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, логическое мышление.

III. Открытие нового знания

Воспитатель:

- Молодцы ребята, вы так много уже знаете о воде и сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми её свойствами. Потому что вода это одно из самых удивительных веществ на НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ! И для того чтобы это узнать давайте пройдём в нашу лабораторию. Проходите, рассаживайтесь

- Посмотрите, перед вами стоят два стаканчика, один пустой, а во втором находится вода. Давайте попробуем перелить воду из одного стаканчика в другой. Вода льётся из одного стаканчика в другой. А почему она льётся? Кто скажет.

- Потому что она жидкая

- Правильно и поэтому её можно назвать жидкостью. Повторите, пожалуйста – вода это Жидкость 

- Жидкость

- А если вода жидкая и она течет, то она может литься и из нашего крана – вот мы и определили одно из свойств воды – вешаем карточку с краном.

- А теперь давайте возьмём стаканчик и понюхаем воду.

Пахнет? Вода не имеет чего?

- Запаха

- Так мы с вами определили ещё одно свойство  - вода  не имеет запаха -вешаем карточку с носом

- А сейчас возьмём трубочку и попробуем воду. Какая вода на вкус? Она имеет вкус? Она не имеет вкус, А теперь возьмите стаканчик с соком и попробуйте. Какой он на вкус?

 - Сладкий, вкусный, витаминный.

 

-Сок имеет вкус яблок? И тд. А вода не имеет вкуса. И так появилось ещё одно свойство воды – вешает карточку с языком

- Ребята давайте возьмём трубочку ещё раз и поставим ее в стаканчик с соком. А потом в стаканчик с молоком и посмотрим в стаканчик – видно нашу трубочку? А теперь поставим в стаканчик с водой. Почему мы видим трубочку в стаканчике с водой? Потому что вода какая?

- Прозрачная

- Вот мы с вами и определили ещё одно свойство воды. Вода прозрачная -вешаем карточку со стаканчиком

Словесный, наглядный, демонстрация задания. Показ совмещаем с объяснением.

Метод демонстрации: воспитатель показывает как правильно выполнять задания.

Участвуют в диалоге.

Дети в ходе беседы приходят к определению свойств воды, анализируют проводимые опыты, используют сравнение и сопоставление образцов.

Повторяют определяемые свойства воды.

Эмоциональная вовлечённость ребёнка, целенаправленность деятельности ребёнка, самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера.

Наблюдение за процессом совместной деятельности.

Этапные (дидактические) задачи:

  1. Тренировать умение пользоваться предлагаемым материалом для опыта;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление;
  3. Развивать речевые и аналитические способности;
  4. Развивать коммуникативные способности.

IV.  Включение нового знания в систему знаний ребёнка.

Воспитатель:

-А задумывались ли вы , почему вода в море синяя? Точнее, почему глядя на море, мы видим синюю воду, но стоит нам зачерпнуть ее в ладони, как она тут же становится прозрачной? То же самое происходит с водами океанов, озёр и рек. Потому что вода отражает цвет неба. Синего, голубого, фиолетового…. Именно поэтому в ясную погоду мы видим водную гладь синего или голубого вета.

- А в виде чего чаще всего мы наблюдаем воду в море, как она там выглядит… синяя, голубая, в виде волн. Я предлагаю вам переместиться в нашу художественную студию и нарисовать воду в океане или море в виде волн. Можно использовать все оттенки синего цвета.

РИСУЕМ под музыку МОРСКИХ ВОЛН

- детям предоставляется самостоятельность. Задание проверяется.

В процессе рисования воспитатель при необходимости подсказывает, советует, показывает приемы рисования. После того, как дети нарисуют, воспитатель снова обращается к детям.

Словесный, наглядный, наблюдение

Самостоятельная работа.

Дети участвует в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети самостоятельно преодолевают затруднения.

Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребёнка.

Воспитатель оказывает небольшую помощь детям, которые затрудняются в рисовании.

Этапные (дидактические) задачи:

Провести рефлексию деятельности на занятия, создать ситуацию успеха.

V. Закрепление

Воспитатель:

- Пока рисунки сохнут давайте выйдем в кружочек и вспомним о чем мы с вами сегодня узнали, капельки напомнят нам , итак (карточка с краном), вода какая? Что делает?

- Льётся потому что жидкая

- Вода не имеет чего? (карточка с носом)

- Запаха

 - Вода не имеет чего? ( карточка с языком)

- вкуса

- И (карточка стаканчиком)

-прозрачная

- А вода какая? Только чистая….

- Молодцы ребята, вы все так хорошо занимались сегодня. Но это ещё не все о воде , о других свойствах воды мы узнаем с вами на других занятиях… всем спасибо (раздаю наклейки за внимательность , активность, аккуратность, любознательность)

Словесный метод

Оздоровительная пауза

Рефлексия

Умение оценивать свои работы.

Создание ситуации успеха.

Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя, ориентируясь на карточки с изображением свойств воды, которые определили в лаборатории.

Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий. Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

Анализ высказываний

Комментарии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комплексного занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: "Чудо - морковка"

Познакомить детей с полезными свойствами моркови, историей ее выращивания. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на заданную плоскость, не нарушая композицию. ...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект НОД « Как лесные жители готовятся к зиме» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: Расширить первоначальные представление детей о зимнем лесе и его обитателях. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, развивать логическое мышление, умение строить высказывание ти...

Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...

Конспект занятия «4 октября — Всемирный день защиты животных» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа).

Цель занятия: Знакомство детей с международной природоохранной акцией «Всемирный день защиты животных». Познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...