Конспект занятия «Путешествие по заповеднику «Оренбургский» группа общеразвивающей направленности детей 5 - 6 лет образовательная деятельность «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель:Расширить знания детей о  заповедных местах Оренбургского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovednik_t.a.docx58.28 КБ

Предварительный просмотр:

                          Методическая информация

Доминирующая ОО

Образовательная деятельность «Познавательное развитие»

Возрастная группа

Группа общеразвивающей  направленности  детей  5 - 6 лет № 5

Тема занятия

«Путешествие  по заповеднику «Оренбургский»

Цель

Расширить знания детей о  заповедных местах Оренбургского края.

Задачи

Образовательные:

- расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, среде обитания ;

-уточнить представление о леснике – человеке, который заботится о лесе, о его обитателях;

- развивать умение классифицировать предметы по качеству материалов;

- закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.);

Развивающие:

- развивать мыслительную и речевую деятельность; зрительное внимание и восприятие, логическое мышление;

- развивать умение классифицировать предметы по качеству материалов;

- развивать познавательный интерес к родному краю;

- совершенствовать общую и мелкую моторику рук

Воспитательные:

- воспитывать у детей любознательность, сосредоточенное внимание, творческую активность, самостоятельность,

- воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;

- воспитывать привычку дослушивать воспитателя и сверстника до конца;

- воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

Планируемые результаты

- сформированы представления детей о многообразии  объектов живой природы, их особенностях, среде обитания ; 

- уточнены знания детей о профессии лесника;

-развито умение классифицировать предметы по качеству материалов;

-закреплены правила поведения в природе;

-проявляют познавательный интерес, внимание, творческую активность, самостоятельность, умение сопереживать, прийти на помощь;

Виды деятельности

Игровая деятельность:дидактическая игра «Объясни   знак», «Сортировка мусора», «Угадай растение», игровое упражнение «Расскажи  о птицах».

Общение со взрослыми: ситуативно-деловое.

Речевая деятельность: слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая речь.

Изобразительная деятельность: продуктивная деятельность.

 Двигательная деятельность:  физминутка, пальчиковая игра, двигательная активность во время занятия.

Элементарная трудовая деятельность: самообслуживание, продуктивная деятельность.

Музыкальная деятельность: слушание фоновой музыки во время продуктивной деятельности.

Методы и приемы реализации

Словесные методы: беседа, постановка проблемы с поиском путей ее решения, объяснение в продуктивной деятельности.

Наглядные методы:

 Метод демонстрации: использование образца в продуктивной деятельности.

Метод иллюстраций: использование иллюстраций.

Практические: игровой метод(создание проблемной ситуации ), продуктивный метод: изобразительная деятельность  и аппликация.

Информационно – рецептивный метод: педагог предоставляет информацию, организуя этим действия детей.

Репродуктивный метод: обучение согласно предварительно выданной инструкции и раннее полученных знаний.

Метод проблемного изложения: постановка проблемы и раскрытие путей ее решения в процессе  организации деятельности.

Эвристический метод: решение проблемной ситуации с участием детей.

Способы (технологии и приемы)

Здоровьесберегающая технология.

Приемы: физкультминутка, пальчиковая игра, контроль за соблюдением осанки во время продуктивной деятельности, двигательная  активность на занятии.

Игровая технология.

Приемы: мотивация детей на деятельность и целеполагание через создание проблемной ситуации и диалог; активизация деятельности детей путем чередования ее видов; поддержание интереса у детей через игровую деятельность (поисковую – игру путешествие); оценка и самооценка образовательной деятельности через рефлексию.

Формы

Занятие – путешествие в заповедник, дидактическая игры «Объясни знак», «Сортировка мусора», «Угадай растение», «Расскажи о птицах».

Средства (организация РППС)

Демонстрационное оборудование и пособия: пазлы «Лошадь Пржевальского»; ИКТ со слайдами: макет водоема ; картинки с птицами.

Раздаточные: камень, карточки –знаки ,листы бумаги, шаблоны лошадей, кисточки,  салфетки, клей, фломастеры, кусочки пряжи  по количеству детей.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие»: дидактическая игры «Сортировка мусора», «Объясни   знак», ситуативный диалог с педагогом на тему занятия.

«Речевое развитие»: дидактические  игры «Угадай растение», «Расскажи о водоплавающих птиц»

 «Социально-коммуникативное развитие»: диалог с детьми, создание условий для сотрудничество  детей и взрослого.

«Художественно-эстетическое развитие»: продуктивная деятельность: нетрадиционная техника- аппликация  с использованием пряжи и рисование.

«Физическое развитие»: физкультминутка, пальчиковая гимнастика, двигательная активность в ходе занятия, контроль за соблюдением осанки во время продуктивной деятельности. 

Словарная работа

Лесник, таловская степь, тюльпан- Шренка, русский рябчик, предуральская степь, водоплавающая, лысуха, выпь, чомга, лошадь Пржевальского

Предварительная работа в режимных моментах

Беседы об Оренбургском крае, заповеднике «Оренбургский». Чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок на экологические темы.  Рассматривание иллюстраций. Просмотр презентаций, мультфильмов. Различная продуктивная деятельность. Заучивание пальчиковых игр и игр с движениями. Н/п, д/и, с/р игры на занятиях и в свободной деятельности. Слушание  музыки и песен на экологическую тематику.

                           Ход занятия

Часть занятия

                           Содержание

1.Вводная часть

Мотивация детей на деятельность

(создание проблемной ситуации)

Утренний круг приветствия.

Ребята каждый день мы начинаем  с приветствия и говорим добрые слова. Я предлагаю эту традицию продолжить и сегодня.

 «Здравствуй!»

«Пусть утро будет ясным!»

— Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Всем  желаем счастья, любви и красоты!

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца.

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Голосовое сообщение.

 «Здравствуйте ребята, Я лесник,Федор Иванович, обращаюсь к вам с большой просьбой, у нас в заповеднике пропало редкое животное , чтобы выяснить какое это животное, нужно собрать картинку из частей, помогите  мне, пожалуйста»

Целеполагание

(постановка детской цели)

С какой просьбой обратился к  нам  лесник?(помочь найти пропавшее животное)

Вы согласны помочь ему?  Для того ,чтобы найти животное, что нужно сделать? (собрать   все части картинки)

Куда нам надо отправиться, чтобы найти животное?

Что  такое заповедник и для чего они нужны?

( Запове́дник — это место, где охраняются растения, деревья, животный мир.. Здесь запрещены рыбалка, охота, строительство, вырубка лесов, сбор растений.)

В: Заповедники закрыты для посещения, но попасть можно с экскурсионной группой. Заповедники нужны, чтобы охранять редких видов животных и растений, проводить научные исследования и сохранять природу.

 В: Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Прежде чем отправиться  в заповедник на поиски  пропавшего животного,  вспомним  правила поведения в лесу. Предлагаю каждому карточку- знак, расскажите о правилах  в лесу. (дети стоят полукругом, лесник раздает карточки на подносе каждому ребенку )

Дидактическая игра «Объясни знак»

 - Любоваться природой разрешается;

   -Рвать цветы запрещается

-  Мусор оставлять в лесу запрещается;
-  Беречь лес от пожара разрешается;

- Ломать ветки и деревья запрещается;
-  Разжигать костры в лесу запрещается;
- Слушать пение птиц разрешается;

  -Разорять птичьи гнёзда запрещается;
- Беречь лес от пожара разрешается;
-  Разорять муравейники запрещается.

В: Молодцы, вы хорошо знаете правила.  В  награду получаете  часть картинки. У нас уже две части, разместите ее на молберте. Итак, отправляемся  на поиски пропавшего животного, чтобы попасть  в заповедник нам поможет волшебный камень, подойдем к стульчикам и возьмем его, крутим камень в ладошках и произносим слова.

Камень, камень, ты красивый,

Обладаешь большой силой.

Рукой камень мы потрем,

Сразу в заповедник попадем (массаж ладошек с помощью камня). 

2.Оснавная часть Совместная работа педагога с детьми по нахождению способов деятельности для достижения детской цели

.         У 

Итак, вот мы и оказались в самом большом заповеднике  « Оренбургский», первая остановка «Таловская степь »(слайд1)

 Присаживайтесь на стульчики, обратите внимание на экран.

В:Название «Таловской степи» дано по реке Таловой, рельеф этой  местности – «возвышенность и  холмы». Таловская степь - удивительное природное явление, которое привлекает внимание своей уникальной красотой и разнообразием. Эта степь  является домом для множества редких растений и животных.

Здесь весной, до середины мая наблюдается массовое цветение каких цветов-тюльпана шренка, (Слайд 4,5) Их яркие цветки превращают степные участки в пестрые ковры.Степь особенно нарядна летом.

Радуют глаз человека цветущий ковыль. (Слайд 6) 

Здесь растет рябчик русский, Слайд7.8) 

лекарственный шалфей, Слайд 9) 

о следующих  растениях послушайте загадки:

Вася, Васенька, Василий…

Он не мальчик, он цветок.

Полевой цветочек синий,

И зовётся?    Слайд10,11)                             

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

       Это же? Слайд 12)  

Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто. Слайд 13)  

Воздух в это время напоен запахом меда, аромата трав и цветов. Сюда прилетают за нектаром множество пчёл, шмелей, ос, цветочных мух.

В: Про какие растения мы говорили? С какими растениями мы познакомились?  Вы много узнали о степных растениях, в награду получаем еще одну часть картинки( прикрепляю на мольберт)Помните, о чем просил лесник  в голосовом сообщении. Получилось собрать? Продолжаем свой путь.

 

Физкультминутка.

Только в лес мы вошли  (ходьба)

Появились комары (хлопают в ладоши)

Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем  (раскачиваются)

Мы шагаем, мы шагаем. руки кверху поднимаем.

Дальше по лесу идём - вдалеке там водоём  (смотрят вдаль)

Прыгать мы уже умеем  Раз, два. раз, два.

К водоёму подойдём и беседу заведём. –

В: Посмотрите ребята, путь к водоему замусорен, как же мы к нему подойдем? Что мы можем сделать?(очистить от мусора)

А вы знаете как правильно собирать мусор?(нужно сортировать)

 Д:.Разложить мусор по контейнерам бумагу – в контейнер для бумаги,пластик – в контейнер для пластика,стекло – в контейнер для стекла.

Лесник: Правильно , вот и контейнера стоят  приступаем сортировать мусор по контейнерам..

 Дети очищают территорию от мусора вокруг водоема.

В: Молодцы, спасибо вам ,вы сделали  большое доброе дело, теперь к водоему могут свободно подойти животные и птицы. Звуки природы.

В: Ребята,  посмотрите какие здесь птицы  живут?( Серая цапля, лысуха, выпь, чомга.)Вы знаете этих птиц? Дети сейчас расскажут о них. София  расскажи о чомге.

Чомга

 В России эта птица называется большой поганкой, или чомгой. Несмотря на свое непривлекательное название (поганка), чомга — птица очаровательная. Белоснежный животик, рыжеватые бока,спина и гребешок на голове черные.Она бысто плавает В отличие от уток, у чомги немного вытянутый, заостренный клюв, которым она  ловит рыбу. Глаза малиново-красные. По берегу чомга передвигается медленно и неуклюже, напоминает пингвина.

В: Чомга с узбекского языка переводится  нырять, погружаться. Чомга  внимательна и сосредоточена, чтобы  увидеть в реке проплывающую рыбку, и в то же время самой не стать пищей для коршуна.

Про серую цаплю нам расскажет .

Серая цапля.

Цапли обитают  на берегах водоемов и болот. Гнёзда  цапли строят на высоком дереве или в зарослях камыша. Любимая еда цапель рыба и лягушки ,а также поедают раков, ящериц, жуков- плавунов, моллюсков. Малоподвижная птица, способна часами стоять на одном месте, иногда на одной ноге, поджав вторую под себя.

В:Цапли перелетные птицы ,всегда возвращаются на  старое  место  в свое гнездо и из года в год гнездо достраивают.В первый год вид гнезда  неопрятный, с большими дырами Если оно большое, без прорех и на вид аккуратное – значит, ему несколько лет.

Интересно наблюдать ,когда цапли летают. Если большинство птиц вытягивают шею и голову вперед, то цапли, наоборот, втягивают шею глубоко в плечи.

В:Еще про одну водоплавающую птицу нам расскажет Степан. 

Лысуха

Свое название получила благодаря белому кожистому пятну на лбу, не покрытому оперением. Лысуха бывает  серого или черного цвета.. Глаза птицы темно-красного цвета. Хвост у лысухи короткий, перья мягкие. Летает тяжело, но довольно быстро. Образ жизни лысухи дневной. Птица лысуха очень доверчива и   подпускает к себе людей на  близкое расстояние. Питается птица растениями, мелкой рыбой, яйцами  других птиц.

 В:Особое внимание привлекают лапки  лысухи,они белого цвета с черными короткими полосками.  Большую часть собственной жизни они проводят на воде. Во время опасности лысуха также предпочтет нырнуть в воду и затаиться в зарослях, нежели улетать.Гнездо устраивают в зарослях околоводной растительности или на берегу. Иногда делают плавучие гнезда. Еще об одной интересной птице расскажет Андрей. 

Выпь 

Большая выпь - птица из семейства Цаплевых. Окрас птицы светло коричневый с темными полосами и крапинками,благодаря окраске перьев она  может прятаться в траве. В народе выпь получила название водяной бык , так как крик выпи похож на короткое мычание коровы. Выпь питается рыбой и другими водными животными - головастиками, лягушками, моллюсками, насекомыми.

В: Если к ней приближается  хищник , выпь встает в угрожающую позу, шипит и может атаковать противника клювом в глаз. Выпь опасная птица, люди, работавшие в зоопарке, отмечали, что с этой птицей нужно быть осторожным - выпады ее клюва молниеносны, а метит она часто в глаза.

В:Как называют птиц плавающих в водоемах?  Ребята мы очистили с вами водоем , познакомились с  птицами , за это получаете часть картинки. Собрали мы картинку? Продолжаем искать  пропавшего животного.

 Следующая остановка «Предуральская степь»

Звуки степь

Предуральская степь — уникальный объект, где сохранилась естественная степная растительность и животный мир. Ландшафт степи преимущественно равнинный с небольшими холмами. Особо привлекательным местом можно отметить каменные глыбы причудливой формы, которые называются «Бандитские горы». слайд 15.

Вам интересно узнать какие животные здесь живут?

Предлагаю игру  «Разрезные картинки». Для этого надо поделиться на 4  группы. Каждая группа за столами собирает животного( заяц, барсук, лисица,  косуля)

За выполненное задание получаем последнюю часть картинки. Кого мы видим на картинке? Какое животное пропало из заповедника? слайд 16

 Но главной особенностью Предуральской степи является разведение дикой лошади — лошади Пржевальского. 

Дикая лошадь была обнаружена давно,более ста лет назад русским ученым-путешественником Николаем Михайловичем Пржевальским. В честь этого ученого названы эти лошади.

Лошадь Пржевальского – это грациозное красивое животное. Роста они небольшого с короткими, но крепкими ногами, массивной головой, толстой шеей и небольшими ушами. 

слайд 19

На голове у лошадей короткая стоячая грива, а вот чёлки нет. Хвост у нее словно палочка покрытая короткими волосами, а потом длинная кисть на конце(как веничек). На спине тёмный ремень, а на ногах полоски. 

слайд 20

Конец морды светлый, нос «мучнистый», то есть в его области волоски окрашены в белый цвет, создается впечатление, что животное ткнулась носом в муку.

Шерсть у лошади Пржевальского песчано-рыжего цвета (саврасая) под цвет степи, более светлая на нижней сторон туловища, хвост, грива и «чулки» на ногах буро-черные. Шерсть, особенно зимняя, длиннее и теплее, чем у домашних лошадей.

Питаются животные овсяницей, ковылем, житняком, диким луком, полынью, листьями кустарников. Во время пастьбы несколько животных стоят «на страже», обозревая окрестность, а другие в это время скусывают траву.

Слайд 21

В зимнее время животные «тебенюют» - добывают корм из-под снега, разрывая его передними копытам. Но бывает, что после дождя образовывается наледь, которая прилепляет ее к земле. В таком случае мы работники заповедника заготавливаем сено, потому что еды не хватает.

Ребята, для чего разводят лошадей Пржевальского?

Д.: Разводят лошадей Пржевальского, потому что их осталось очень мало. Они занесены в Красную книгу.

 - Ребята, а кто знает, что это за книга? (в Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось).

В: А почему она называется красной книгой?

Д: Обложка у нее красного цвета, а красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им. 

В:. В память о нашей экскурсии предлагаю сделать коллективную работу  и поместить в уголок «Мой край Оренбургский».

Дети клеят шаблон лошади на листок с фоном, украшают лошадь частично пряжей(хвост, гриву), готовыми шаблонами украшают степь(цветы, бабочки) .

В: Нам  пора  возвращаться в детский сад. Готовы?

Заключительная часть Камень, камень, ты красивый,

Обладаешь большой силой.

Рукой камень мы потрем, Сразу в  детский садик попадем.

Воспитатель: Где мы были сейчас? Для чего мы отправлялись в заповедник?(чтобы найти пропавшее животное)

Что мы для этого делали? Выполняли задание  и собирали картинку. В каких степях мы останавливались? Какие цветы вы запомнили,птиц,животных.  Почему лошадь Прожевальского занесена в красную книгу?

 Что мы встретили  на пути, когда путешествовали?Что мы для этого делали? Спасибо вам, ребята, за помощь. Надеюсь, что путешествие не прошло для вас даром и вы  поделитесь своими впечатлениями  с друзьями, родителями.

Анализ и самоанализ деятельности детей

Рефлексия.

Дальнейшая разработка темы в режимных моментах

Создать    Изготовить красную книгу  заповедника «Оренбургский»

Муниципальное  дошкольное образовательное  автономное учреждение № 69

                                Конспект занятия

 «Путешествие  по заповеднику «Оренбургский»

 группа общеразвивающей направленности  детей 5 - 6 лет

образовательная деятельность «Познавательное развитие» 

           Составила: Звонкова Т.А. воспитатель  1-ой квалификационной категории  

                                        г Оренбург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность (познавательное развитие )" Мы - друзья природы" (группа общеразвивающей направленности для детей 6 -7 лет)

Природа - источник| жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ|, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живо...

Конспект Непосредственной организованной деятельности с воспитанниками средней группы общеразвивающей направленности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Свойства соли»

Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности Цель: Создать условия для расширения знаний  детей о соли и ее свойствах через игру.Психолого-педагогические...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Познавательное развитие» образовательная область «математика» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Математика» образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы составлена на основе ос...