Конспект занятия-беседы «История создания автомобиля» (старшая группа)
план-конспект занятия по обж

Печенова Наталья Ласловна

 

Конспект занятия-беседы

«История создания автомобиля»

(старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_avtomobilya.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г.Ярцева Смоленской области

Конспект занятия-беседы

«История создания автомобиля»

(старшая группа)

Разработала:

Печенова Наталья Ласловна

воспитатель МБДОУ детский сад №10

г.Ярцево

2019 год

Тема занятия-беседы: «История создания автомобиля»

Место проведения: МБДОУ детский сад №10

Группа: старшая «Ромашка»

Количество воспитанников: 16 человек          

Форма НОД: Познавательно-исследовательская деятельность путешествие по «реке времени»

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) подгрупповая

Учебно-методический комплект:  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 год. Короткова Н.А. «Организация образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте»

Средства:

наглядные: демонстрационный материал, наборы иллюстраций по истории транспорта

мультимедийные: компьютерная презентация 

музыкальные: звуковые эффекты

Оборудование: загадки о транспорте, мультимедийный проектор, презентация, коробка с машиной, таблица пятиэкранка «системный оператор» (ТРИЗ, методическое пособие «Река времени»).

Педагогические технологии, используемые на занятии: здоровьесберегающие (физкультминутка), личностно-ориентированные, групповые.

Цель: формирование у детей представления об истории появления автомобиля и развития автомобилестроения.

Задачи:

1.Обучающие задачи:

  • Познакомить детей с историей появления и развития транспорта;
  • Рассмотреть предпосылки возникновения автомобиля, его изменения за время существования;
  • Формировать навыки исследовательской работы (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени) с помощью мультимедийной технологии.

2Развивающие задачи:

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера;
  • Развивать активную речь детей.

3. Воспитательные задачи:

  • Воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира;
  • Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения творческой задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Этапы

 деятельности

Содержание  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей,

Предполагаемый  результат

 I. Обсуждение реального события

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся и улыбнемся.

- У вас хорошее настроение? Вы готовы к новым открытиям и исследованиям?

Ответы детей

- Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что лежит в этой коробке. Я загадаю вам об этом загадку. А ленточкой она завязана, потому что отгадка у моей загадки быстрая, шустрая, умчится быстрее ветра, и не догонишь её.

Послушайте загадку:

Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит (автомобиль).

Педагог приветствует детей.

Ведет диалог с детьми.

Воспитатель показывает детям коробку, крепко перевязанную ленточкой.  

Загадывает загадку.

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети присоединяются.

Отвечают на вопросы педагога

Отгадывают загадку.

Организация  и настрой детей на познавательно-исследовательс

кую деятельность.

II. Постановка целей исследования

 - Верно, это машина – верный друг и помощник человека. Сегодня на дорогах можно увидеть различные марки автомобилей. Какие марки автомобилей вы знаете?

Ответы детей

-Плохо было бы человеку без машин.

Для чего нужна машина? (ездить, быстро передвигаться, перевозить грузы, путешествовать и др.)

А в далёком прошлом не было автомобилей, человек не знал что это такое.

Как же появился автомобиль?

(Предположения детей.)

 Сегодня мы с вами будем учёными исследователями и узнаем, как появился автомобиль.

Педагог создает проблемную ситуацию.

Озвучивают знание и жизненный опыт; выстраивают полный ответ.

Обогащение словаря по теме «Транспорт»

Проявление готовности к совместной деятельности;

Проявление интереса к предстоящей деятельности.

III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала.

Динамическая пауза

Гимнастика для глаз

 Работа с пятиэкранкой

-А поможет нам в этом вот этот лифт (показываю пятиэкранку).

-Но на лифте можно ездить только вверх и вниз, а здесь – ещё и в стороны. Давайте покатаем на этом лифте автомобиль (помещает в середину изображение автомобиля);

если поехать вниз, узнаешь части, из которых состоишь;

 если вверх – места, где можешь быть;

 если назад – узнаешь прошлое,

 вперед – будущее.

Сначала поедем вверх. Где чаще всего мы можем встретить автомобиль? (на улице, на дороге)

(вывешивает картинку с изображением улицы города)

- Какие правила должен знать пешеход? (Ответы детей)

- А теперь пора двигаться вниз по волшебному лифту. Из каких частей состоит автомобиль? (Ответы детей).

Игра «Назови часть целого»

Путешествие в прошлое

- Наш волшебный лифт поехал влево, это значит, что пора отправиться в прошлое автомобиля.

-Как в прошлом передвигался человек? (Пешком, верхом на лошади)

-Ребята, закройте глаза, сейчас мы перенесемся из настоящего в прошлое, когда человек ещё не придумал автомобиль (звук машины времени).

Рассказ воспитателя о предпосылках создания автомобиля и об изобретении первых автомобилей.

Слайд 1, 2, 3. Мы оказались с вами в глубокой древности. Скажите, вы знаете, как жил первобытный человек? (Ответы детей)

Давным-давно в древности первобытный человек жил в пещере, носил шкуру животных вместо одежды, жарил еду на костре и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги. Человеку приходилось догонять животных во время охоты, а иногда и убегать от хищников. Трудно было ему соревноваться с животными в беге.

Слайд 4. Шли годы. Древний человек думал, как же ему облегчить себе жизнь? И однажды он приручил дикую лошадь, и она стала для человека другом и помощником. С помощью лошади человек охотился, пахал землю, перевозил грузы, она стала для него первым транспортом.

Слайд 5. Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал? КОЛЕСО - великое изобретение, которое изменило жизнь людей.

Слайд 6. Люди стали делать повозки на колёсах. В них стали запрягать лошадей, быков. Появился первый транспорт на колёсах.

Прошло много лет, но весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес. Сможет ли машина двигаться без колёс?

Физкультминутка 

Еду - еду я в машине.

Руль туда-сюда кручу.

Ты быстрей езжай, машина!

На педали я давлю.

Что-то стало вдруг темно

И не видно ничего

Я включу скорее фары.

Чик - и стало все светло

Не пойму, что же случилось

Вдруг машина покосилась

У нее спустилась шина -

В этом есть и вся причина

Я насос скорей возьму,

Колесо качать начну.

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш

Руки чисто отряхну

И опять свой путь начну.

(Выполнять движения руками в соответствие со словами).

- Молодцы ребята, продолжим наше путешествие.

Слайд 7, 8. Долгие годы лошадь оставалась самым распространённым видом транспорта. Лошадей запрягали в телеги, в сани. Знатные люди ездили в каретах. В кареты запрягали не одну, а несколько лошадей.

Слайд 9. Очень любили на Руси кататься на тройке лошадей, запряжённой в сани или повозку. Под дугой подвешивали колокольчик и слышно далеко, да и ехать веселей.

Слайд10. Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было удобнее, быстрее, на дальние расстояния. Человек хотел облегчить жизнь и себе, и бедной лошади, которая тянула повозку с тяжёлым грузом и в жару, и в мороз. Он думал: как сделать, чтобы тележка поехала сама? И вот наступило время создания автомобиля.

Слайд11. Первые автомобили были похожи на кареты или повозки, поэтому их так и прозвали – «безлошадные повозки». Что же приводит в движение автомобиль? (двигатель, мотор)

Первый автомобиль с паровым двигателем. Котёл с водой поставили на повозку, пар приводил в движение автомобиль.

Слайд 12.

Первый автомобиль с бензиновым двигателем

Слайд 13, 14.

Генри Форд - первый человек, создавший доступный для всех жителей планеты автомобиль(1908 г).

Слайд 15, 16.

-Машин на дорогах становилось всё больше и больше, не стало на улицах лошадей с повозками. Началось время автомобилей.

Игра «Найти сходства и отличия»

Воспитатель показывает две картинки с лошадью, запряжённой в тележку, и автомобиль. Что общего? В чем отличие?

- Ребята понравилось вам путешествие в прошлое? Пора возвращаться в наше время.

Закройте глаза, мы возвращаемся.

 Звук машины времени.

Слайд17, 18.

-Ребята, мы с вами вернулись в наше время.

- В настоящее время по дорогам ездят разнообразные модели автомобилей, с каждым годом появляются новые и новые: спокойные и надежные машины, удобные и скоростные, с хорошей проходимостью и безопасные. В современных машинах есть навигаторы, (спросить детей, что ещё есть в современных машинах) подушки безопасности, кондиционеры и многое другое. Человек чувствует себя уютно в своём автомобиле, он может ездить на далёкие расстояния, без особого труда, давит на педаль, немного поворачивает руль, и автомобиль едет сам. Автомобиль это великое изобретение человека, но всё ли так хорошо?

Игра «Хорошо-плохо»

Ребята, а сейчас поиграем в игру «Хорошо-плохо». В любом предмете есть хорошее и плохое. Автомобиль – это хорошо, почему? (Хорошо: автомобиль используют для передвижения людей, перевозки груза, он быстро может довезти в нужное место, в нём тепло, уютно).

 

Автомобиль – это плохо. Почему? (Плохо: автомобиль загрязняет воздух выхлопными газами при сгорании топлива, попадает в аварии, надо заправлять бензином, а он дорогой, пробки бывают.)

Человек постоянно хочет сделать автомобиль всё лучше и лучше.

Путешествие в будущее.

-Наш лифт поехал вправо, нам пора поговорить о будущем автомобиля. Ребята, каким вы представляете автомобиль будущего?

Давайте пофантазируем.

(Ответы детей. Воспитатель размещает фото автомобиля будущего.)

Слайды 19-26.

Уже сегодня учёные, изобретатели, дизайнеры разработали   машины будущего.

Они разработали автомобили, работающие на солнечных батареях, от электричества они не загрязняют воздух; автомобили амфибии, которые могут ездить по дорогам и плавать по воде, во время плавания колёса убираются и автомобиль превращается в катер;

летающие автомобили уже стали не из мира фантастики, их тоже изобрели и представляют на выставках, они проходят первые испытания. Пройдёт немного времени, и мир автомобилей изменится. Без автомобиля мы не можем себе представить жизнь, ведь теперь он - друг и помощник человека.

Автобус

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед,

А автобус не везет.

Внизу речка – глубоко,

Вверху птички – высоко.

Щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят.

Колёса закружились

Вперёд мы покатились.

Игра «Пазлы»

Составить из частей автомобиль будущего.

Вводит элемент новизны; использует наглядно информационные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает.

Слушают; узнают разновидности автомобилей и выстраивают последовательность.

Обогащение знания и жизненного

 опыта;

Проявление интереса к истории создания автомобиля.

 

IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

Игра «Река времени»

-Вы очень много узнали об истории создания автомобиля, предлагаю вам заключительную игру «Река времени».

-Возьмите по одной картинке и расположите на макете «Реки времени» что было сначала, что потом. (Дети выполняют задание.)

Вот так человек на протяжении всего времени пришёл к созданию автомобиля, и сейчас продолжает делать его всё лучше.

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность;

постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; наблюдают за преобразованием предмета; выражают собственное суждение; осваивают последовательность размещения средства связи на «реке времени»;

практикуются в осуществлении выбора.

Умение подбирать автомобили и транспорт на карточках, соответствующие «реке времени»;

Умение делать логические выводы;

Умение следовать правилам.

V. Итог. Рефлексия

- Ребята понравилось вам путешествие?

- Что нового интересного вы узнали?

- Как появился автомобиль?

- Что же люди изобрели, чтобы исполнить свою сказочную мечту о чудо-машинах? (сначала колесо, потом двигатель, его поставили на повозку, и появился автомобиль).

-Ребята, я предлагаю дома подумать и нарисовать свой автомобиль будущего и рассказать нам о нём в следующий раз.

 Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение «реку времени».

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную), деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение выражать чувства;

Умение делать выводы;

Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

VI. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

 - У меня еще есть картинки, с которыми вы можете поиграть в группе со своими ребятами.

Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы

Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов.

Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-беседы о ПДД в 1 младшей группе

Цели:- Воспитывать уважение к профессиям.- Закреплять с детьми правила дорожного движения.- Знать цвета светофора.- Развивать внимание, ориентировку на местности.- Знать, что играть на проезжей части ...

Конспект занятия-беседы о ПДД в 1 младшей группе

знакомство детей со светофором...

Конспект занятия-беседы по развитию речи в старшей группе на тему «Моя любимая игрушка»

Учить детей составлять рассказы на тему из личного опыта. упражнять в образовании слов - антонимов....

Конспект занятия – беседы по развитию речи в средней группе

Программное содержание:Задачи: 1. Образовательные:* Продолжать учить детей составлять описательный рассказ.2. Развивающие:* Совершенствовать...

Конспект занятия-беседы по развитию речи в старшей группе на тему «Моя любимая игрушка»

Конспект занятия-беседы по развитию речи в старшей группе на тему «Моя любимая игрушка» Подготовила : Камалова Линара Радиковна...

Конспект занятия-беседы «Что такое Красная книга?» (старшая группа)

Конспект занятия-беседы «Что такое Красная книга?» (старшая группа)...