Конспект ООД по финансовой грамотности дошкольников "Удивительное рядом: Деньги - Монета. Банкнота"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Будилко Юлиана Евгеньевна

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 57»

Конспект ООД

(образовательная область – познавательное развитие)

Тема: «Удивительное рядом: Деньги - Монета. Банкнота»

(старшая группа)

Воспитатель:

Будилко Ю.Е.

г. Бийск, 2022 год


Цель: Создание условий для формирования у детей понятия «деньги»,  и  умения  определять отличительные особенности купюры от монеты.

Образовательные задачи:

  • Обогащать представления детей об истории возникновения денег;
  • Формировать знания детей, о том, что деньги изготавливают из разных материалов (металл, бумага);
  • Учить детей находить отличительные особенности бумажных денег  и  металлических;
  • Вовлекать детей в беседу в процессе демонстрации презентации;
  • Обогащать знания детей о свойствах денег в ходе экспериментальной деятельности;
  • Вызывать познавательный интерес у детей при работе с ИКТ.

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию логическое мышление, воображение детей;
  • Содействовать обогащению активного словаря детей;
  • Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей;
  • Продолжать формировать умение детей работать в команде сверстников.

   Воспитательные задачи:

  • Воспитывать уважение к труду взрослых;
  • Прививать детям осознанно  бережное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.

Словарная работа:  «Номинал», «купюра», «монета».

 

  Материалы и оборудование:

  • Ноутбук,  с установленным браузером «Яндекс Алиса».
  • Экран
  • Лотки под деньги (2 шт.)
  • Монеты и купюры достоинством 10 рублей.

Предварительная работа: Беседа о деньгах, экскурсии в  магазин, просмотр презентации, с/р игры, дидактические игры, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов по данной теме.

Ход работы:

  1. Вводная часть (3-5 мин)

Цель: организация внимания детей, настрой на активную деятельность.

Методы и приемы: беседа с детьми, сюрпризный момент, художественное слово, объяснение правил игры.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание  

Дети знакомятся  персонажем, рассматривают монеты. Проявляют интерес к занятию, готовы вступить в диалог.

Дети соглашаются отправиться в путешествие.

Повторяют заклинание, выполняют два поворота.

Дети выбирают деньги.

Кому достались бумажные купюры – садятся в первую команду, кому металлические монеты - во вторую.

Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня заглянул  в гости.

Давайте поздороваемся с Гномом.

(воспитатель обращает внимание детей на экран, на экране Гном - Эконом)

Гном эконом предлагает нам отправиться в страну «Финансию», где расскажет все свои секреты? Отправляемся?

Я знаю заклинание, давайте вместе его произнесем:

- Вокруг два раза обернись, в стране «Финансии» очутись.

Ну, вот ребята, мы на месте. Эконом, мы готовы!

Дети, вот гном пополнил нашу копилку, вдруг в дороге нам предстоят траты.  Какие деньги вам больше нравятся? Выбирайте себе.

(предлагает половине детей взять бумажные деньги, второй части детей металлические)

Посмотрите, дети, у одной части детей бумажные купюры. Это будет наша первая команда. Назовем ее «Купюры», у второй части детей металлические монеты. Назовем эту команду «Монетки».

Но тех денег, которые нам дал брат Гнома достаточно только на мелкие расходы, небольшие сладости и  на малюсенькие подарки. А если  мы хотим купить что-то большое, интересное, то, о чем давно мечтали, нам нужно быть бережливыми. Нужно экономить и копить! Копить- это значит все заработанные деньги складывать в копилку, и тратить их не сразу, а спустя какое –то время. Тогда денег точно хватит и на развлечения и на угощения!

Ну что, ребята, вы готовы к испытаниям и хотите заработать много денег, чтобы купить угощения на всех ребят!

Команды, садитесь на места, и начинаем испытания!

Сюрпризный момент, направленный на привлечение внимания детей.

Показ презентации.

Использование художественного слова.

Объяснение правил игр.

Пополнение словаря детей понятиями «Купюра», «Монета», «Копить»

  1.         Основная часть (10- 15 мин)

Цель: формирование знаний детей в  вопросах финансовой грамотности, расширение представлений детей о назначении денежных средств.

Методы и приемы: объяснение, словесная игра, технология искусственного интеллекта, беседа с детьми.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание  

Дети играют в игру с воспитателем.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Составляют предложения и высказывают свои предположения.

для покупки продуктов питания;

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений

для оплаты услуг

для покупки подарков;

и другие варианты.

В случае затруднения, дети обращаются к голосовому помощнику «Алисе»

Радуются заработанным деньгам.

Дети проявляют интерес, готовы к сотрудничеству. Отвечают на вопросы воспитателя.

Рассматривают предметы. Активно ведут диалог. Отвечают, что это предметы не относятся к деньгам.

Дети обращают внимание на экран, слушают рассказ Эконома.

Дети отвечают на вопросы:

- такие деньги в карман не спрячешь.

-это было тяжело, занимало много места.

Дети включаются  игру.

Ответы детей:

- прямоугольная;

- шуршит;

- бумажная;

- маленькая.

Получают заработанные монеты

Дети радуются заработанным деньгам.

Дети отвлекаются от занятия, переключают свое внимание  на выполнение физкультминутки.

Дети встают на ноги, выполняют движения по показу воспитателя:

- виляют хвостиком;

- держат руки перед собой, перебирают ими, как личика;

- изображают обеими руками взмах крыльев птичек;

- ноги на ширине плеч, переваливаются с боку на бок;

- ставят руки на голову, изобразив уши зайца, затем «рисуют» руками усы.

Дети вовлекаются в деятельность. Готовы экспериментировать.

По одному человеку из команды выходят, выполняют самостоятельно опыты, все остальные в команде наблюдают.

Высказывают свои выводы. Отвечают на вопросы:

-Бумажную купюру «сдуло ветром», а металлическая монета осталась на месте.

- Монета полезнее, ее не сдует даже самый сильный ветер!

Выходят по одному человеку от команды,  следуют  инструкциям воспитателя. Остальные члены команды наблюдают и делают выводы.

Отвечают на вопросы:

-купюра помялась, а монета таки осталась в прежнем виде, ничего с ней не произошло.

Сейчас мы поиграем в игру и узнаем, для чего нам нужны деньги.

Каждой команде я буду по очереди задавать вопрос, а вы должны на него ответить, если команда затрудняется, у нее есть  приятный бонус. Команда может обратиться за помощью к Алисе. И спросить у нее, для чего нам нужны деньги и куда можно потратить их.

Но к помощнику Алисе команда может обратиться не более 1 раза. Если нет ответа, или нарушены правила, деньги из вашей копилки уходят назад в копилку Гнома. Договорились?

Итак, начинаем.

деньги нам нужны:

воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?

(уточнить, каких именно)

Молодцы ребята, обе команды справились с заданием,  и получают заработанные деньги.

Беседа о деньгах.

– Ребята, а кто знает, откуда у ваших родителей берутся деньги? Правильно, они получают зарплату на работе.

Действительно, деньги - это вознаграждение за труд!

Ребята, посмотрите, что лежит на столе у гнома Эконома?  

(соль, чай, специи, ткань, мех, продукты).

Как вы думаете это деньги?

Давайте послушаем историю возникновения денег.

(обращает внимание детей на экран, где Гном расскажет историю)

Воспитатель:  Как вы думаете, это удобно было?

Почему неудобно?

Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется  «Доскажи», за активное участие и правильные ответы   команды тоже получат свои заработанные деньги.

Я называю признак денег, а вы называете противоположный признак.

Вопрос к 1 Команде: « Монета круглая, а банкнота …»

Вопрос ко 2  Команде: « Монета звенит, а банкнота …» Вопрос к 1 Команде: « Монета металлическая, а банкнота…»

Вопрос ко 2  Команде: « Банкнота большая, а монета…»

Молодцы. И с этим заданием вы справились легко. Получите свои заработанные деньги.

Гном Эконом, позволь ребятам перед последним испытанием немного отдохнуть.

 Предлагаю встать на ноги  и вместе со мной выполнять движения:

Сидит белка на тележке (имитировать повадки белки, показать красивый хвост белочки)

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке (изобразить хитрую лису, которая перебирает лапками)

Воробью, синичке, (изобразить птичек, взмахивание руками как крылышками)

Мишке толстопятому (изобразить мишку  косолапого)

Заиньке усатому ( показать заиньку ушастого и усатого).

 Возвращаемся на свои места.

Ребята, а теперь я предлагаю вам немного поэкспериментировать.

Предлагаю выйти по одному человеку из команды  и провести следующий опыт.

Опыт №. 1

Для проведения  опыта превратитесь в сильный ветер и подуйте на купюру и монетку.

Давайте обсудим, что произошло?

Как вы думаете, что лучше носить с собой, чтобы  не сдуло ветром и не потерять деньги?

Молодцы дети! Теперь я попрошу выйти еще двоих детей с разных команд и провести второй опыт.

Опыт №2. 

В левую ладошку положите монетку, в правую – купюру и сожмите их. Разжимайте ладошки.

Что изменилось, а что осталось прежним?

Попробуйте разгладить то, что смято.

 

Молодцы, ребята, вы были такими активными, обе команды зарабатывают деньги. Команда «Купюры» получают бумажную, а «Монетки» получат металлическую.

Объяснение.

Словесная игра

«Для чего нужны деньги».

Использование технологии искусственного интеллекта в совместной деятельности.

Работа с приложением «Алиса»

Поощрение.

 Беседа.

Показ презентации

Беседа, обсуждение вопросов.

Словесная игра «Доскажи»

Показ презентации

Поощрение.

Просмотр презентации.

Физкультминутка

Опытно-экспериментальная деятельность.

Беседа.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Беседа.

Поощрение

3.        Заключительная часть  (5 мин)

Цель: подведение итогов занятия, рефлексия.

Методы и приемы: обсуждение, беседа с детьми, художественное слово, поощрение.

Дети считают деньги.

Выясняют, что заработали одинаковое количество денег.

Прощаются с Гномом – Экономом.

Произносят заклинание, садятся на свои места.

Вступают в диалог с воспитателем.

Индивидуальные ответы.

Меняют заработанные деньги на призы для  всей группы.

Ну, вот и закончилось наше путешествие по стране «Финансии». Давайте посмотрим, сколько денег нам удалось заработать? Верно, мы выполнили три задания, за это каждая команда получила деньги. Первая команда получила бумажные купюры, вторая - металлические монеты. Несмотря на то, что деньги выглядят по- разному,  номинал, исходное значение цены или стоимость у них один. Эта купюра- 10 рублей, и монета - так  же 10 рублей. Они имеют одинаковую ценность.

 Пришла пора возвращаться в детский сад.

Давайте попрощаемся с Гномом-Экономом.

Дружно произнесем заклинание:

«Вокруг два раза обернемся, в детский сад опять вернемся»

 Давайте с вами обсудим и вспомним:

- О чем мы сегодня говорили?

- Какие бывают деньги?

- Чем отличается монета от банкноты?

Вы сегодня были очень активными. Расскажите, что для вас было самым интересным? Кому из вас было трудно? О чем хотели бы вы узнать в следующий раз.

Теперь мы с вами узнали Тайны гнома – Эконома, выяснили, почему он пользуется монетами, так как они более долговечны, не мнутся в кармане.  

Вы заработали столько денег, что их хватит, для того, чтобы купит сладкие призы каждому участнику.  

Каждый участник получает шоколадную монету.

Подведение итогов, беседа.

Пополнение словарного запаса детей

Художественное слово.

Поощрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» в старшей группе

Цель:  создать условия для знакомства с деньгами, их историей....

Конспект НОД по финансовой грамотности "Знакомство с деньгами"

              Конспект НОД по финансовой грамотности «Знакомство с деньгами»...

Конспект ОД в подготовительной группе по финансовой грамотности на тему: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по финансовой грамотности.Цель: раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «банкнота», «пла...

Конспект НОД по финансовой грамотности "Что такое деньги?"

Конспект НОД по финансовой грамотности "Что такое деньги?"...

Конспект НОД по финансовой грамотности на тему:"Деньги"

Данный материал предназначен для детей старшего возраста с целью ознакомления детей с деньгами....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Цель: формирование первоначальных представлений о финансовой грамотности. Задачи: продолжать знакомить детей с элементарными экономическими знаниями. Познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, ...