План реализации парциальной образовательной программы дошкольного воспитания «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Предлагаю вашему вниманию свой план работы в этом направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План реализации парциальной образовательной программы дошкольного воспитания «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сентябрь

1.Беседа «Почему взрослые работают?»

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода.

Картинки-путаницы с изображением людей различных профессий, фрагменты мультфильма «Уроки тетушки Совы» (6 серия), картинка предметы труда.

2.Беседа «Азбука юного финансиста»

Дать представление о денежных сбережениях, необходимости экономии и ведения учета денег.

Деньги.

3.Беседа «Откуда пришли деньги?»

Формировать элементарные экономические представления, познакомить с историей денег.

Сундучок, ноутбук, раскраски, карандаши.

4.Беседа «Деньги. Банки»

Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра, закрепить знания детей о внешнем виде денег.

Копилка, монеты и купюры, пластиковая карта, ноутбук, изображение банка.

Октябрь

1.Игра-занятие «Путешествие денежки»

Дать детям представление о разнообразии денежных знаков в разных странах и почему необходимо менять деньги, если уезжаешь отдыхать в другую страну. Расширить словарный запас: франк, марка, доллар, евро.

Персонажи сказок (фигурки из картона) Ш. Перро «Красная шапочка», Братьев Гримм «Бременские музыканты» и т.д.; модели монет (рубль, франк, марка); игровые деньги.

2.Беседа «Зачем людям нужны деньги. Семейный бюджет»

закрепить понятия о семейных доходах и расходах, семейном бюджете: научить выделять главное направление использования денег людьми. Воспитывать положительное отношение к взаимопомощи и дружбе.

Презентация «Семейный бюджет», карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы семьи.

3. Беседа «Труд продукт»

Познакомить детей с понятием «продукт труда», формировать представление о таких понятиях, как «дороже», «дешевле», «цена», «товар», «заработная плата», расширить знания детей о ценах на товары и услуги, о том почему один и тот же товар может быть дешевле и дороже, и от чего это зависит.

4.Беседа «Как правильно делать покупки?»

Формировать первичные экономические представления о выгодных покупках.

Ноутбук, презентация «В магазине», муляжи овощей и фруктов, картинки с изображением продуктов и  непродовольственных товаров.

Ноябрь

1.Сюжетно – ролевая игра «Зоомагазин», «Семья»

Продолжать расширять представления о семье, родственных отношениях; продолжать знакомить с составляющими семейного бюджета.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре.

2. Беседа «Источники дохода»

Обобщить знания детей об источниках дохода семьи.

Деньги, ноутбук, картинки с изображением пенсионеров, студентов, инвалидов, маленьких детей.

3.Сюжетно-ролевая игра «Менеджер».

Дать знания о разных профессиях экономической направленности (менеджер, и т.д.); реализовать знания о работе менеджера и художника-оформителя.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин-самообслуживание»; плакаты, буклеты, бумага, краски для изготовления рекламных стендов.

4.Проблемная ситуация: «Что случится, если все взрослые перестанут трудиться?»

Многие дошкольники отвечают, что будет плохо, так как не будет денег. Однако педагог должен донести до детского понимания то, что в этом случае людям станет нечего есть — все продукты закончатся, одежду сносят и жить со временем будет негде.

Декабрь

1. Беседа «Путешествие в страну товаров».

Закрепить знания детей о том, что есть товары первой необходимости и товары, просто украшающие наш быт; рассказать о них, обратив внимание детей на эстетику предметов быта.

Народные игрушки; подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые фигурки и др.

2.Сюжетно-ролевая игра «Универмаг»

Показать разнообразие товаров; учить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами; формировать умение производить операции купли-продажи; способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений (продавец-покупатель).

Разнообразные товары, игровые деньги, аксессуары для игры; ценники, чеки и т.п.

3. Беседа «Что важнее денег?»

Обобщать знания детей о потребностях человека, способствовать формированию нравственных качеств.

Ноутбук, презентация «Что важнее денег?»

4. Беседа «Профессии».

Закрепить представление детей о содержании труда людей некоторых профессий (повар, швея, строитель, врач и др.), связанных с удовлетворением потребностей людей в пище, одежде, жилье и т.п.; развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление.

Модель «ромашки», картинки-портреты участников игры, модели (схемы) с изображением видов домашнего труда, газеты.

Январь

1. Игровая ситуация: Детская лотерея «Удача»

Познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи. Закрепить умение радоваться за выигрыш своих сверстников. 

Лотерейные билеты, призы.

2. Игра-занятие «Ярмарка»

Расширить знания детей о ярмарке

Презентация «Ярмарка»

3. Игра «Магазин»

Учить делать покупки в магазине, расплачиваться настоящими деньгами; показать характер труда продавца. Дать детям знания о том, что если сложить все деньги (по рублю), то можно купить что-нибудь. 

Атрибуты к игре «Магазин»

Февраль

1.Дидактическая игра «Хочу и надо»

Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями, научить определять разницу между «хочу» и «надо».

2. Чтение художественной литературы Пушкин А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Расширить представления о возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях их удовлетворения; формировать отрицательное отношение к трусости, глупости, жадности.

Ценники, товары, картинки с изображением персонажей сказок, необходимое оборудование (весы, гири, пакеты и т.п.)

3. Настольно-печатная игра «Кому, что нужно для работы?»

Закрепить знания об орудиях труда повара, шофёра, кассира и др.; определить их роль в изготовлении товаров.

Набор различных инструментов, сюжетных картинок.

4. Беседа «Кто производит товары?»

Расширить знания детей о производителях товаров и услуг; показать взаимосвязь потребления и производства, потребления и услуг. Воспитывать трудолюбие, ответственность, инициативность.

Март

1. Сюжетно-ролевая игра «Дом бытовых услуг».

Расширять представления детей о профессиях: модельер, портной, швея; выделить зависимость продажи товара от результатов творческой деятельности модельера; обсудить, как использовать рекламу для реализации товара.

Швейные машинки (детские), ткань различных видов, мелки, швейная фурнитура; куклы.

2. Беседа «Реклама».

Продолжать знакомить детей с назначением рекламы и её видами: печатная (журналы, брошюры). Телевизионная, уличная и т.д. Учить детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков и стихов и т. д. Развивать воображение, самостоятельность.

Различные рекламные материалы (наклейки, газеты, календарики), краски, бумага, фломастеры, картинки с изображением людей разных профессий.

3.Чтение художественной литературы Перро Ш. «Кот в сапогах»

Сформировать представления о профессии рекламного агента.

Сказка Перро Ш. «Кот в сапогах»

4. Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль»

Помочь детям понять смысл сказки: будешь работать – и деньги будут, и всё у тебя будет. А не будешь работать, так и чужие деньги тебе не помогут. Воспитывать трудолюбие, желание честно зарабатывать деньги.

Грузинская сказка «Заработанный рубль»

Апрель

1. Просмотр мультфильма «Золотая антилопа».

Дать детям понятие, что много денег счастья не приносят. В жизни есть вещи дороже денег: дружба, взаимопомощь, уважение.

Мультфильм «Золотая антилопа».

2. Игра-занятие «Чудо-природа»- закрепить понятие «природа»

Выяснить у детей, что, по их мнению, относиться к природному миру; продолжать подводить ребят к пониманию того, что одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие – произведены людьми.

3. Игра-занятие «Рынок»

Закрепит представления детей о разных видах цен, расширить знания детей о специфике купли-продажи товаров на рынке (свободные цены, торг, количество продавцов и покупателей).

4. Проблемная ситуация: «Магазин одежды Карабаса-Барабаса»

Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы: Что придумал Карабас-Барабас? Выгодно ли продавать товар со скидкой?

Май

1. Беседа «Меценаты, спонсоры».

Рассказать детям о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся: сиротам, талантливым, но бедным детям, детским садам и школам. Среди богатых людей много людей добрых.

Информация о местных спонсорах.

2. Игра «День рождения».

Закрепить знания детей, что покупка производиться с учётом интересов, желаний именинника; активизировать слова «дарение», «выгода»; воспитывать желание разделить радость друга.

Кондитерские изделия из солённого теста (торты, пирожные); игрушечный набор чайной посуды, игрушки; материал для упаковки подарков.

3. Игра-занятие «Обмен игрушками»

Закрепить первичные представления детей о необходимости товарного обмена между странами. Активизировать словарный запас детей: импорт, экспорт.

Игрушки

4.Рисование «Деньги будущего»

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Альбомные листы, карандаши, краски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет»

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом об...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа самообразования.

  Тема  выбрана мной не случайно.просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свиде...

Перспективное планирование совместной с детьми деятельности по программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 6-7 лет.

Данный материал будет полезен при планировании совместной с детьми деятельности по программе "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" для дете...

Консультация для педагогов «Ознакомление с парциальной программой дошкольного образования для детей 5 – 7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Одним из помощников в работе по осуществлению экономического воспитания дошкольников является Парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...