Семинар-практикум для родителей «Финансовая грамотность детей»
материал по основам финансовой грамотности

Рудь Любовь Викторовна

В настоящее время жизнь общества зависит от уровня развития экономики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlseminar_dlya_roditeley.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Финансовая грамотность детей»

Подготовила: Рудь Л.В.

Пояснительная записка

 В настоящее время жизнь общества зависит от уровня развития экономики. Стремительные изменения в экономике нашей страны позволяют судить о необходимости воспитания компетентного человека, умеющего не только зарабатывать деньги, но и рационально тратить свои финансы, согласно возможностям и потребностям. Сегодня одним из новых направлений в дошкольном образовании является формирование финансовой грамотности детей. Данное направление не совсем изучено и апробировано на детях дошкольного возраста. С детства ребенок видит, как трудятся его родители, чтобы обеспечить материальное благополучие семьи. Ежедневно дошкольник слышит основные финансовые категории: деньги, покупка, магазин, банк, кредит и т.п. Важно уже с дошкольного возраста заложить не только смысловые понятия этих финансовых категорий, но и показать значимость самого труда, его результативность, сформировать знания о необходимости приобретения той или иной вещи или покупки, согласно семейного бюджета, основываясь на ее важности и необходимости семье.

Актуальность

 В связи с нестабильной экономической ситуацией в нашей стране, актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют распоряжаться своими доходами и планировать свои траты, а ведь именно родители закладывают фундамент успешности и финансовой грамотности у своих детей.

 Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Реальность нашего времени требует, чтобы уже дети старшего дошкольного возраста знали, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умели делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представляли назначение денег, понимали, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им можно распорядиться.   Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

 Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка - дошкольника.

 Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

 «Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста. Но экономика - такая область знаний, в которой многие из родителей не чувствуют себя достаточно компетентными. Они нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье. Экономическая подготовка родителей позволит приобщить детей к миру экономической действительности, формируя при этом правильные экономические представления.

Цель: повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста. 

Задачи: 

познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями; 

- расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.

Ожидаемые результаты:

- у родителей сформированы представления о необходимости экономического воспитания;

- родители приобрели практические навыки самостоятельного подбора игр экономической направленности.

Предварительная работа: подбор пособий, методической литературы по теме; подготовка игровых упражнений и проблемных ситуаций.

Информационно-техническое обеспечение: раздаточный материал (буквы для составления слова «Экономика»; картинки с зашифрованными экономическими пословицами).

Видео-фрагмент из мультфильма «Простоквашино»,  где кот  Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду…»; видео-презентация «Дети об экономике».

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Методы: словесные, наглядные, практические.

План семинара-практикума:

  1. Психологический настрой родителей.
  2. Игра «Да - нет»
  3. Игровое задание «Собери слово».
  4. Информация для родителей «Азы экономики».
  5. Просмотр фрагмента из мультфильма  «Простоквашино».
  6. Видео-презентация «Дети об экономике».
  7. Экономические загадки.
  8. Игра  «Зашифрованная пословица».
  9. Игровое задание «Экономика в сказках».
  10. Игра « Рекламный агент».
  11. Заключение.
  12.  Раздача памяток «Полезные советы родителям».

Ход семинара-практикума

1. Психологический настрой родителей:

- улыбнуться соседу справа и соседу слева;

- фразу «Мы вместе» сказать: шепотом, для себя, так, чтобы услышали все.

2. Игра «Да - нет»

- Крикните громко и хором, друзья

Деток своих вы все любите? (Да).

- С работы пришли, сил совсем уже нет,
Вам хочется лекции слушать здесь
? (Нет).

- Я вас понимаю… Как быть господа?

- Финансовой грамотности детей учить нужно нам? (Да).

- Спрошу тогда вас я

Активными все будем? (Да).

- Замечательно! Молодцы!

 3. Игровое задание «Собери слово»

- Сейчас  мы предлагаем  вам немного побыть детьми и поиграть.

- Соберите буквы в правильном порядке, составьте слово, и вы узнаете, какой теме посвящается наш семинар-практикум.

Родители собирают слово «Экономика»

- Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиямнеобходимо самим в них хорошо ориентироваться.

- Сегодня мы вам предлагаем, отправиться в увлекательное путешествие в «игровой мир экономики».

4. Информация для родителей

Остановка «Азы экономики»

- И первая наша остановка «Азы Экономики».

 - Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

 - Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики.

 - Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

 - Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

 - Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.

- Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Основная форма обучения - играИменно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. 

5. Просмотр фрагмента мультфильма  «Простоквашино», где кот  Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду…»

-  Что значить экономить?

- Интересно, как понимают дети значения этого слова?

6. Видео-презентация «Дети об экономике»

Просмотр видео-презентации «Дети об экономике»

-  Финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся  деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если малыш будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.

Остановка «Знатоки экономики»

7. Экономические загадки:

  • На товаре быть должна обязательно…(цена)
  • Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без…(рекламы)
  • Чуть оплошаешь - так в тот же момент рынок захватит весь твой…(конкурент)
  • Коль трудился круглый год, будет кругленьким …(доход)
  • Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить …(налоги)
  • Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой…(вклад)
  • Приносить доходы стал в банке папин …(капитал)
  • На рубль - копейки, на доллары-центы, бегут, набегают в банке…(проценты)
  • Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся…(залог)
  • И врачу и акробату выдают за труд…(зарплату)
  • В банке для всех вас висит прокламация: «деньги в кубышках съедает…» (инфляция)
  • Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них…(договоры)

- Предлагаю еще поиграть - денежные  пословицы  по картинкам прочитать.

8. Игра  «Зашифрованная пословица» 

Родители раздаются картинки с зашифрованными пословицами,  они отгадывают пословицы по картинке и объясняют их смысл.

«Денег куры не клюют»,

«Деньги лопатой гребут»,

«Деньги на ветер бросать»,

«Копейка рубль бережёт»,

«Деньги любят счет»,

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

-  Как можно детям объяснить слово доход?

- Доход - это все деньги, которые получают  члены семьи.

- Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

9. Игровое задание «Экономика в сказках»

  1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
  2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
  3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
  4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал).
  5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
  6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (Лисичка со скалочкой).
  7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок).
  8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (Вершки и корешки).
  9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).

-  Уважаемые родители! Знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.

 Скажите, пожалуйста, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Остановка «Все в наших руках»

- Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будут так товар хвалить,

Что долго он не залежится.

- Вы, конечно, догадались, что речь идет о рекламе. Скажите, пожалуйста «Для чего нужна реклама?»

Она помогает купить самые лучшие товары. Помогает узнать, где можно купить дешёвые товары

- Какие виды рекламы вы знаете?

Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама, движущаяся реклама, щитовая реклама, крутящиеся рекламные щиты

- Сейчас вам  предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента.

10. Игра « Рекламный агент»

 - Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого молочное и шоколадное.  Придумайте слоган к рекламе мороженого.

- Что характерно для хорошей рекламы: краткость, образность, привлекательность для зрителя.

Выполняют задание

- Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

Остановка «Конечная»

Заключение

- В итоге нашего семинара-практикума, необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Раздача памяток «Полезные советы родителям»

«Полезные советы родителям»

1. Рассказывайте детям о своей работе

 - Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы должны быть довольны своей работой и зарплатой! Поделитесь этой  радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна  не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде; помогут вашим детям стать самостоятельными.

2. Не скрывайте от детей свое материальное положение

 - Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».

3. Не приучайте детей к излишествам

 - Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

4. Формируйте у детей разумные потребности

 - Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», чаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети  должны стремиться делать покупки, вместе с тем, им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить желание.

5. Учите детей бережливости

 - Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

6. Помогите детям осознать стоимость вещей

 - С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

7. Привлекайте детей к работе по дому

 - Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите ленивого ребенка, не способного даже к самообслуживанию.

8. Дети должны знать цену деньгам

 Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами  и  понимали,  чего  стоит заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают  цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность  ему осознать, что за все - продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности».

Данный семинар прошел в рамках решения годовой задачи, поставленной перед педагогами детского сада – это приобщение дошкольников к миру экономики через проведение образовательной деятельности по...

Семинар — практикум «Реализация содержания основ финансовой грамотности в практической деятельности воспитателя»

20.04.2021 года состоялся семинар — практикум по теме»Реализация содержания основ финансовой грамотности в практической деятельности воспитателя»....

Семинар - практикум для родителей "Финансовая грамотность детей"

В связи с нестабильной экономической ситуацией в нашей стране, актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ фина...

Семинар-практикум для педагогов "Основы финансовой грамотности"

Семинар-практикум для педагогов "Основы финансовой грамотности"...

Семинар-практикум по Формированию основ финансовой грамотности у дошкольников

Конспект ООД с детьми  шестого года жизни по формированию финансовой грамотности на тему: "Дети и деньги"...