Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Лэпбук» в формировании финансовой грамотности дошкольников»
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Парилова Наталия Леонидовна

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам,  не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Ведь ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно так же,  как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков.

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mater-klass.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Лучик»

Мастер – класс

для педагогов

«Использование технологии «Лэпбук» в формировании финансовой грамотности   дошкольников»

Подготовили: воспитатели

Н.Л.Парилова, А.В.Куницына

г. Вихоревка

2023 г

Слайд 2.  

Цель: познакомить педагогов с технологией формирования основных понятий финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Лэпбук».  

Слайд 3   

Задачи:

  • Познакомить с содержанием лэпбука «Финансовая грамотность»;
  • Создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы в процессе мастер-класса.
  • Показать педагогам возможности экономического воспитания дошкольников через подобранный материал лэпбука;
  • Активизировать интерес и творческий потенциал педагогов к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность  ДОО;
  • Способствовать сплочению педагогического коллектива.

Оборудование:

  • Презентация;
  • Лэпбук.

Участники мастер-класса:

педагогический коллектив ДОО.

Ход мастер-класса:

Воспитатель:

Добрый день, уважаемые коллеги!  

А вы знаете, что экономика – наука,

Занимательная штука,

Деньги пусть у вас не тают!

А оклад всё повышают!

Я очень рада встрече с вами!

Слайд 4   

 

 «Деньги, которыми обладаешь
   – орудие свободы;
   те, за которыми гонишься

  • орудие рабства»
                             Жан-Жак Руссо

Слайд 5 

Актуальность

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам,  не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Ведь ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно так же,  как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков.

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

     

Слайд 6

Начнем с теории. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Слайд 7

Что же такое финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.


Слайд 8

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы разработали и используем лэпбук «Финансовая грамотность».      

Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Это интерактивная папка для детей на заданную тему, то есть самодельная книжка – копилка и книжка-сокровищница. 

Слайд 9

Методическая ценность: 

  • Универсальное развивающее пособие для организации образовательной, самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности педагога и детей;
  • Задания предлагаются детям в игровой форме, они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения;
  • Формирование основ экономических знаний интегративно проходит через все образовательные области
  • Лэпбук помогает ребенку лучше ознакомиться и понять материал;
  • Это хороший способ повторить пройденное, в любое время поиграть в понравившиеся дидактические игры;
  • Содержание лэпбука можно пополнять, изменять, усложнять.

Слайд 10-12

Информационное наполнение лэпбука:

  1. Дидактическая игра «Учимся экономить»

 Цель: формировать у детей начальные навыки общения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению, закрепление знаний о способах бережливости и экономии.

  1. Игра «Разменяй деньги»

 Цель: научить считать деньги.

  1. История возникновения денег.

Цель: познакомить детей, откуда появились первые деньги и как они менялись со временем.

  1. Экономический словарик – помощь детям в освоении значений экономических понятий

Цель: расширение и пополнение словарного запаса в мире финансовых терминов

  1. Игра «Бюджет семьи» (доходы – расходы)

Цель: закреплять знаний детей о доходах и расходах семьи, о многообразии потребностей человека, научить определять разницу между «хочу» и «надо», развивать у детей кругозор и познавательный интерес, воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие.

  1. Дерево «Деньги разных стран»

Цель: совершенствовать знания изображения денежных знаков разных стран.

  1. Игра «Что можно купить, что нельзя»

Цель: формировать представление детей о том, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

  1. «Где хранить деньги?»

Цель: познакомить детей с основными хранилищами денежных средств.

  1. «Сказки»

Цель: формировать экономическое сознание детей посредством сказки.

  1. Пословицы и поговорки знакомство с пословицами на тему финансов

Цель: знакомство детей с пословицами, расширение границ знаний устного народного творчества, учимся понимать и объяснять их смысл

  1. Загадки.  Отгадывание загадок и знакомство с новыми финансовыми терминами

  1. «Денежные профессии»

Цель: расширять социальные представления о современном обществе и денежных профессиях.

  1. Игра «Магазин»

Цель: учить соотносить товар с магазином, учить выбирать товар согласно списку, закреплять профессии, а также рассчитываться за товар.

Слайд 13   

Предполагаемый результат детей:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!  Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
  • Сначала зарабатываем – потом тратим.  Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Деньги любят счет.  Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
  • Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
  • Не все покупается.  Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
  • Финансы – это интересно и увлекательно!

Слайд 14-15   ФОТО детей

Практическая часть

Воспитатель:  Уважаемые коллеги!  Работа предстоит интересная и без разминки нам не обойтись.

Разминка:

Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)

Какое животное всегда при деньгах (свинья)

Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

Учреждение, в котором хранят деньги (банк)

Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся (залог)

И врачу, и акробату выдают за труд (зарплату).

Назовите, пожалуйста профессии, в которых встречается финансовая грамотность. Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)

Вывод по разминке: эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях, только вместо слов вводите картинки с изображением профессии.

Воспитатель:  А сейчас мы с вами поиграем.  Я приглашаю двух замечательных девочек.  Поиграем с вами в игру «Что можно купить, что нельзя»  (проигрываем игру).

Воспитатель:  Информационный материал из лэпбука  (история возникновения денег, сказки, пословицы, поговорки, загадки)  мы используем в утреннем круге, в беседах, в индивидуальной работе.

Подбирая информацию для лэпбука, мы старались руководствоваться наглядностью, занимательностью, доступностью, эстетичностью в подборе материала. Задания несут воспитательную и нравственную ценность, возможность применения полученных знаний и умений в повседневной жизни.

Уважаемые коллеги!  Сегодня  мы  постарались  показать  вам,  как  легко  мы  можем  способствовать экономическому развитию ребёнка.

«Дошкольник и экономика», я бы сравнила эти понятие с морем. Чем дальше от берега, тем оно глубже и шире.

Экономика имеет важную роль в жизни каждого!

Экономика умеет быть интересной!

Играйте с детьми в экономику!

А наш мастер-класс заканчивается.

И я благодарю всех! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»

Актуальность.  Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обу...

Использование технологии «Storysack» в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, т.к. финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой ...

Использование технологии «лэпбук» в формировании финансовой грамотности дошкольников.

Использование технологии «лэпбук»в формировании финансовой грамотности  дошкольников...

Консультация для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»

Консультация для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»...

Презентация к консультации для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»

Презентация к консультации для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»...

Использование технологии «Лэпбук» в формировании финансовой грамотности дошкольников

знакомство педагогов с технологией формирования основных понятий финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Лэпбук»....

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Лэпбук» в формировании финансовой грамотности дошкольников»

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основэкономического воспитания мо...