консультация для педагогов "Обучение дошкольников финансовой грамотности. Методы, приёмы и формы."
консультация по основам финансовой грамотности

консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Обучение дошкольников финансовой грамотности. Методы, приёмы и формы обучения

Подготовила: воспитатель

МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка»

Червякова Т.А.

Финансовое обучение и воспитание детей в детском саду - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. А ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Финансовая грамотность дошкольников – это процесс формирования нравственных основ финансовой культуры, воспитания бережливости, деловитости и рационального поведения в финансовой сфере, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги.

Дети, так или иначе, рано включаются в финансовую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первыми уроками финансовой грамотности.

Реализуя  Программу формирования основ финансовой грамотности у дошкольников, педагогу необходимо использовать такие формы и методы, которые позволили бы детям стать активными участниками учебного процесса.       В          образовательной деятельности         рекомендуется использовать как традиционные, так и современные методы работы.

1.Сюжетно – ролевые игры.

Сделать экономикой доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Дети с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых – примеряют на себе функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятия. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обобщая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги – разноцветные бумажки, усвоение новой информации успешно проходит в сюжетно- ролевой игре.

В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры –«Аптека»«Банк». Традиционный магазин усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монеты. Детям будет интересно поиграть в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары.

Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товара. В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку. Потратить определенную сумму на лекарства или на новую одежду и т. д.

2.Настольные игры.

В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер»«Монополия»«Денежный поток», закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром, это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут для старших групп.

 Также нужно активно включать дидактические игры. Это многочисленные пособия на установления последовательности действий для изготовления какого-то продукта. («Откуда хлеб пришел?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье» и пр.) другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы», «Пятый лишний»)

В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.

3.Познавательное занятие.

В старшем дошкольном возрасте можно проводить традиционные познавательные занятия. В процессе такой деятельности воспитатель доносит до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини- беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность – красочные картинки и фотографии.

На познавательном экономическом занятии большую роль играет наглядность. Интересная тема для познавательного занятия – история появления денег.

Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела все необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые – шить одежду, третьи – молоть зерно и т. д. возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.

4.Коммуникативное занятие – беседа.

Экономика – замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формирует четкие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать свое мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.

На каждом этапе обучения следует осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него не стоит, так как у него должна развиваться самостоятельность принятия решений.

Значимую роль в работе по данному направлению играют и родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.

5.Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, поговорки, пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд – основа жизни; работать и зарабатывать; как придумали деньги; какие бывают деньги; как они выглядят и откуда берутся; как деньги попадают к нам в дом; как складывается стоимость товара; реклама; долги; тратим разумно; экономим; все по плану; жадность и пр.  

6.Проектное обучение – организация проектной деятельности воспитанников, тип деятельности, нацеленный на создание будущей новой системы (вещи, инструмента или организации работ) для решения какой-либо практически значимой задачи (проблемы), оканчивающийся созданием продукта (вещи, инструмента или организации работ). Предъявляемым результатом проектной деятельности является подробное описание решения какой-либо задачи или проблемы.

В организации проектной деятельности важны два аспекта: проектноцелевой и процессуальный. Первый аспект – образ нового продукта (вещи, инструмента, организации работ), необходимого для решения проблемы.

Второй аспект – планирование, организация и осуществление деятельности от идеи до материального воплощения.

В ходе проектной деятельности дошкольники учатся на практике применять знания из одной или нескольких образовательных областей.

Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Почему полезно и почётно трудиться?», «Труд – Наше богатство», «Что такое Экономика?», «В гости к Гному-Эконому», «Зачем человеку деньги?», «Почему нужно быть бережливым?».  

7.Технология «Ситуация месяца» (Гришаевой Н.П.) позволяет заложить базовые модели социальных ролей (я – член коллектива, я – горожанин (житель села), я – житель земного шара, я – часть мироздания, я мальчик или девочка, я – член семьи, я – россиянин) именно в тот сензитивный период дошкольного детства, когда они только начинают осваиваться самими детьми. Включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др.

Заключительные праздники по ситуации месяца позволяют проявлять те социальные навыки и жизненный опыт, которые дети приобрели в течение месяца. На празднике дети могут спонтанно выражать себя, реализуя свои потребности и способности без утомительных репетиций. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Таинственный остров», «Я живу в Мурманске», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.

8.Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационноразвлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.  

9.Театрализованные интерактивные мини-постановки – один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческих способностей, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов. Обучающие сказки имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.  

10.Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера.  

Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным положением ТРИЗовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не         изменять         основную         программу,         а         максимально увеличивать        ее эффективность.         Используются:         метод         проблемных        ситуаций;         метод исследовательских ситуаций; ТРИЗовские игры: «Хорошо – плохо», «Чем был – чем стал», «Раньше – позже», «Робинзон Крузо», «Аукцион» и т. д.  

11.Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей        в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении                 с окружающим миром. Использование моделирования в формировании ОФГ (предметные модели – изображение орудий труда при знакомстве                 с профессиями, изображение денег и т.д.; предметно-схематические модели по Т.А. Ткаченко; графические модели – мнемотаблицы для составления описательных рассказов о профессии).

12.Технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут            в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку), соблюдая определенные правила поведения и выполняя финансовые задания (трудовая деятельность         для         ярмарки,         выполнение         трудовых         заданий,         игровая деятельность         на         тему         экономики         и         финансов         (настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые игры – разновозрастное общение), чтение, пересказ,         изобразительная         деятельность         (раскрасить,         обвести         и         т.д.), конструирование по чертежу Банка, банкомата и т.д., нахождение в песочницах монет, мастер-классы, в конце обязательный рефлексивный круг (Где был? Что запомнилось? Хочешь ли ещё сюда прийти? и т.д.). Проведению «Клубного часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди родителей      и педагогов.

13.Технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по карте-панно «Река времени» и «Путешествие по карте». По карте панно можно проследить историю денег, торговли, профессий, а по географической карте отправиться      в разные страны и познакомиться там с финансовой жизнью, деньгами, финансовыми привычками и т.д.

14.Технология Интеллект-карты Тони Бьюзена. Основной темой карты может быть: «Семейный бюджет», «Деньги», «Все работы хороши» и пр. Метод мыслительных (ментальных) карт Тони Бьюзена – это удобная                 и эффективная техника визуализации мыслительной деятельности                 и альтернативной записи, зарисовывания. Мысли, изложенные на бумаге графическим способом, представляют определённую схему действий, упрощают процесс запоминания.

15.Коллекционирование. Собирая,         ребёнок         занимается         познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах (коллекции «Кошельки», «Деньги», «Копилки», «Орудия труда» и т.д.). Учитывая         ситуативность         и         неустойчивость         интересов         дошкольников, необходимо поддерживать интерес к созданию коллекции и к уже действующей коллекции: вместе с ребёнком рассматривать её, организовывать поиск информации, составлять рассказы и сказки о предметах, использовать экспонаты в играх, занятиях, театрализованных постановках, зарисовывать.  

Периодически коллекцию можно «переоформлять» - классифицировать по разным признакам. У детей необходимо воспитывать бережное отношение     к коллекции. Рассказы о предметах коллекции позволяют детям обратить внимание на необычный вид и назначение, на «говорящие» детали.

16.Фильмы познавательного содержания и мультфильмы. Дошкольный возраст – это период, в котором преобладает нагляднообразное мышление. Воспитатель, сопровождая рассказ демонстрацией динамических процессов, способствует более прочному усвоению знаний воспитанниками, мотивируя их на поиск новой информации. Можно использовать в работе цикл фильмов «Азбука финансовой грамотности» со Смешариками или «Рассказы тётушки Совы», «Фиксики» и др.

17.Виртуальные прогулки и экскурсии в детском саду.Одно из актуальных направлений внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОО – мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных средств позволяет внести эффект наглядности в занятия и помогает ребёнку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные образы в виде схем, рисунков, графических композиций.  

В работе по формированию ОФГ используются в основном экскурсии на экономические объекты (заводы, магазины, хозяйства, шахты, биржи, банки) и культурно-художественные (музеи, учебные заведения).

Наглядный материал в слайд-шоу позволяют выстроить объяснение логично, научно, при этом включается зрительная, слуховая и моторная память воспитанников.  

С помощью виртуальных экскурсий можно побывать в любой точке нашего земного шара и не один раз. Провести экскурсию можно разными способами:

- фотопутешествие (с каким-либо героем);

- видеоэкскурсия,         проводимая         ребёнком,         членами         его семьи (комментарии);

- видеопутешествие (какой-либо семьи).

Во время виртуальных экскурсий необходимо использовать прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии. Но ведущим является наблюдение.

В процессе экскурсии важно поддерживать мыслительную активность детей. С этой целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагается задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.

18. Кейс-метод. С помощью кейсов старшие дошкольники самостоятельно изучают познавательный материал, финансовые ситуации и решают, как надо действовать. Материалы кейса должны не просто описывать реальные жизненные ситуации, а представлять собой единый информационный комплекс, который позволит детям понять ситуацию и найти один или несколько вариантов, как её решить.  

Кейсы могут содержать комплекты проблемных картинок, фотографий, карточек, носителей аудио- или видеоинформации, книжки-малышки, раскраски, пазлы, настольно-печатные познавательные экономические игры, головоломки, ребусы. Задача детей – самостоятельно найти решение кейса. Необходимо дать возможность детям анализировать, делать выводы, строить предположения. Чтобы помочь воспитанникам, задайте вопросы, например: Что в кейсе? О чём пойдёт речь? В чём состоит проблема? Что может произойти? Как вы можете решить эту проблему?  

Этапы работы с кейсом:

  1. Разработать проблемную ситуацию.
  2. Оформить кейс – подобрать иллюстрации, фотографии, макеты и другие материалы.
  3. Показать кейс дошкольникам, дать им время ознакомиться с ним.
  4. Обсудить с детьми проблемную ситуацию, озвучить задание.
  5. Предоставить дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса.
  6. Поддержать дискуссию в группах, помочь оценить решение ситуаций, которые предлагали дети.
  7. Выслушать, посмотреть, проверить решения детей.
  8. Подвести итоги.

Значимую роль в работе по данному направлению играют и родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Воспитание финансовой грамотности у дошкольников"

Советы родителям по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников...

Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности у дошкольников».

Финансовая грамотность формируется с самого малого возраст. Дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овл...

Консультация на тему:" Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в игровой форме".

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным....

Консультация для родителей по финансовой грамотности дошкольников "Потребности и желания"

Консультация для родителей в ДОУ по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

"ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"

Все мы знаем, что дети дошкольного возраста не знакомы с финансовыми отношениями, поэтому проблема отсутствия или наличия финансов им непонятна. А для родителей понятия «дети» и «ден...

Консультация для педагогов "Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста: методы, приёмы и формы обучения»

Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса....