"ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Баранова Нина Анатольевна

Все мы знаем, что дети дошкольного возраста не знакомы с финансовыми отношениями, поэтому проблема отсутствия или наличия финансов им непонятна. А для родителей понятия «дети» и «деньги» несовместимые.

Поэтому сегодня педагог ставит перед собой задачу – как ознакомить детей с финансовой составляющей. Как четко объяснить функцию, которую выполняют деньги на понятном им языке?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baranova_nina_anatolevna_finansovaya_gramotnost.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Баранова Нина Анатольевна,

воспитатель МБДОУ детский сад №31 «Журавлик»

Старооскольского городского округа

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Все мы знаем, что дети дошкольного возраста не знакомы с финансовыми отношениями, поэтому проблема отсутствия или наличия финансов им непонятна. А для родителей понятия «дети» и «деньги» несовместимые.

Поэтому сегодня педагог ставит перед собой задачу – как ознакомить детей с финансовой составляющей. Как четко объяснить функцию, которую выполняют деньги на понятном им языке? Для начала необходимо рассказать о трудовой деятельности родителей, с помощью которой они получают заработок.

Оптимальный возраст дошкольников, когда их можно знакомить - это 6-7 лет. Именно в этом возрасте они уже способны понять все составляющие семейного бюджета.

        Для того, чтобы процесс обучения и воспитания финансовой грамотности у дошкольников прошел эффективно, на начальном этапе необходимо провести опрос. В ходе опроса педагог сможет выявить насколько дети финансово грамотны. Для опроса, педагогами МБДОУ ДС №31 «Журавлик» были разработаны вопросы (приложение №1).

Для того чтобы дети могли все усвоить, были выявлены наиболее эффективные методы обучения.

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит усвоение ребенком необходимого содержания социального опыта.

В обучении дошкольников мы используем игровые и словесные методы обучения.

Игровое обучение – это метод учебного процесса в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Главным плюсом игровых методов заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение. В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение.

Какими же бывают формы словесного обучения.

1. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания.

Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения.

2. Тест – стандартное задание по результатам выполнения которого можно судить о знаниях, умениях и личностных характеристиках. Проверка и оценка знаний, умений и навыков дошкольников – важное звено учебно-воспитательного процесса. Необходимость контроля объясняется потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения. От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит результат учебной деятельности дошкольников.

Приведем несколько примеров игрового обучения, которые мы используем в нашем учреждении. Это сюжетно-ролевая игра «Магазин». Для начала детям предлагается оценить товары, нужно объяснить детям, что продажа товаров без ценника невозможна. Использовать в качестве ценников можно цветные стикеры.

Важно, ограничить общую сумму товаров в магазине. Например, «100 рублей» (т.е. все товары в магазине вместе должны стоить не более 100 рублей). Чтобы детям было легче разобраться, как играть, продавцом сначала может быть воспитатель. А дети – покупатели. Ребенок приходит в магазин с «деньгами-дублерами», и просит продать ему какой-либо товар. Продавец называет цену: например, «10 рублей». Ребенок отсчитывает нужное количество «денег» и получает свой товар. Так же можно ввести в игру кассира, у которого нужно получить чек в обмен на деньги. Когда воспитанник освоится с ролью покупателя, может попробовать себя в роли продавца.  Такая простая игра учит правильно вести себя в разных жизненных ситуациях.

 Пример словесной игры «Кто как работает?» цель данной игры – расширение представления о том, что герои в сказке по-разному приобретают богатство: кто-то трудится, а другие стремятся порой нечестно получить большие деньги. Можно использовать необходимы материал (распечатанные герои): Золушка, Буратино, Кот в сапогах, Маугли, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др. правила игры: воспитатель показывает черный ящик, в котором сложены распечатанные карточки со сказочными героями и просит помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых? На доске (или ватмане) нарисовать лесенку, детям предлагается из черного ящика достать рисунок с изображением сказочного героя. Если ребенок достает трудолюбивых героев, то его нужно разместить на верхней ступеньке лесенки, если достается нетрудолюбивый герой, то необходимо расположить на нижней ступеньке.  После окончания игры можно устроить дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Исходя из опыта работы, можно сказать, что наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности является игровой метод. Дети активно принимают участие в игровой ситуации, направленной на усвоение основ финансовой грамотности, а также демонстрируют полученные знания на практике.

        Безусловно, ребенок и финансы – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

        Главное – говорить с ребенком на доступном ему языке, поэтому мы отдаем предпочтение таким формам как беседа и игра.

Приложение №1

Вопросы для опроса дошкольников

по выявлению уровня знаний

финансовой грамотности

Вопрос

Критерии понимания

Хорошо понимает

Приблизительно понимает

Нет понимания

Что такое деньги?

Какие виды денег бывают?

Выдают ли вам родители карманные деньги?

Ходите ли вы одни в магазин?

Что такое необходимые покупки?

Что такое желаемые покупки?

Что нельзя делать с пластиковой картой?

 

Литература.

1. Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е.А. Блискавка. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.

2. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для академического бакалавриата /авт.-сост. О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. 2-е изд. – М. : Юрайт, 2017. – 219 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников финансовой грамотности

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Для того, чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности мы решили проводить обучение через театрализованную деятельность.Вед...

Проект "Обучение дошкольников финансовой грамотности"

Проект "Обучение дошкольников финансовой грамотности"...

Использование информационно – коммуникационных технологий при обучении дошкольников финансовой грамотности

В статье представлен опыт применения информационно – коммуникационных технологий при обучении детей дошкольного возраста финансовой грамоте....

Обучение дошкольников финансовой грамотности, как основа гармоничного и успешного развития личности ребенка

Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, ов...