Проект "Обучение дошкольников финансовой грамотности"
проект (подготовительная группа)

Смагина Елена Викторовна

Проект "Обучение дошкольников финансовой грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obuchenie_finansovoy_gramotnosti_doshkolnikov.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Хреновская СОШ№2 им. Левакова

структурное подразделение

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Обучение дошкольников финансовой грамотности».

                                                                               Автор проекта

                                                                               Смагина Е.В., воспитатель

с.Хреновое

2021

«Деньги – это средство воспитания,
И с ними необходимо знакомить
Уже в дошкольном возрасте»
А.С. Макаренко

Тема: «Обучение дошкольников финансовой грамотности».

Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет).

Тип проекта: детско-взрослый.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: долгосрочный (октябрь-май).

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Проблема:

Несформированность представлений об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Когда мы услышали громкое название «Финансовая грамотность дошкольников» подумал, как и многие: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Но новизна проблемы взяла вверх и мы решили попробовать.

Актуальность.

В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями. Поэтому с целью поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи считаем эффективным метод проектной деятельности. Этот метод позволяет нам развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в таких проектах помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий.

Школа является муниципальной площадкой  по обучению детей финансовой грамотности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что экономическому воспитанию дошкольников нужно отвести значимую роль в воспитательно-образовательном процессе.

И в ДОУ началась работа над Проектом.

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

Ожидаемые результаты

Для детей

В конце реализации проекта мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

     6.Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

  1. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  2. Финансы – это интересно и увлекательно.

Для родителей:

  1. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
  2. Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

1. Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.

2. Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Этапы проектной деятельности:

Этапы

Цели.

Вид деятельности

1.

Подготови-тельный

1. Способствовать познанию детьми экономических понятий и представлений.

2. Разработать и систематизировать дидактический и практический материал, способствующий проявлению интереса и обретению новой информации об экономики.

- Обсуждение проблемы;

- Анализ, подбор и обобщение информации, методического обеспечения по теме;

- Разработка плана реализации проекта;

-  Организация развивающей предметно-пространственной среды, отражающей тему проекта, создание дидактического материала по теме, оформление центра экономического воспитания «Азбука денег».

- Работа с родителями (анкетирование, информационный стенд, консультации, индивидуальные беседы).

2.

Основной

1. Создать условия для обогащения знаний детей о детской экономики.

2. Пробуждать интерес к правильному распределению финансовых средств.
3. Привлечь родителей к практической деятельности, направленной на воспитание финансовой грамотности.

- Просмотр серии развивающих мультфильмов «Всемирная история денег», «Азбука денег тётушки Совы».

- Создание мини-музея денег.

- Знакомство с творчеством детских писателей.

- Игровые занятия и ситуации.

- Дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, развивающие игры.

- Семейные проекты «Куда уходят деньги».

- Творчество детей.

3.

Заключительный

1. Вызвать эмоциональный отклик у детей, интерес к познанию нового.
2.Подвести итоги проекта.

1. Галерея детского творчества «Экономика глазами детей».

2. Интервью детей.

3.Презентация проекта «Обучение дошкольников финансовой грамотности».

4. Выставка (при участии родителей) центра экономического воспитания «Азбука денег».

Заключение.

Систематическая и планомерная работа по экономическому воспитанию детей с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления у детей. В играх и творчестве между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.

Хочется отметить, что проектный метод облегчает работу с детьми в разных направлениях. Происходит интеграция всех образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.

Работа по проекту продолжается. Мы учимся сами и вовлекаем детей.

Литература.

1. Экономическое воспитание  дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. Банк России. Москва 2018.

2. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок

финансовой грамотности для старших дошкольников. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет. Банк России. Москва 2018.

 3. Детский экономический словарь [Текст]: учеб. пособие / Сост. Г. В. Евменова, О. И. Меньшикова. - М. : Просвещение, 1997..

 4. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий        с детьми 5–7 лет.        М.: «Вентана-Граф», 2015.

5. Евгения Блискавка. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. Москва 2019.

Интернет-ресурсы.

1. www.cbr.ru – официальный сайт Банка России.

2. fincult.info – сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура».

3. минобрнауки.рф – официальный сайт Министерства образования и науки Российской         Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников финансовой грамотности

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Для того, чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности мы решили проводить обучение через театрализованную деятельность.Вед...

Методические рекомендации по обученю старших дошкольников финансовой грамотности

В методических рекомендациях раскрыты методы, формы и организация обучения детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности, а так же подробное описание основных (4- х) блоков образо...

Проект по экономическому образованию дошкольников «Финансовая грамотность»

Финансовая грамотность становитсянавыком, необходимым для каждого человека в двадцать первом веке. Поэтому разработка и внедрение стратегий финансового образования в ДОУ является важным направлением ....

"ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"

Все мы знаем, что дети дошкольного возраста не знакомы с финансовыми отношениями, поэтому проблема отсутствия или наличия финансов им непонятна. А для родителей понятия «дети» и «ден...