Методическая разработка "План семинара-практикума с использованием формата "Мировое кафе" по теме "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Поликарпова Светлана Евгеньевна

Формирование основ финансой грамотности - актуальное направление  образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования.  Семинар-практикум предназначен для повышения профессиональных компетенций педагогов ДОУ по реализации задач экономического воспитания детей. Семинар-практикум предполагает использование  формата "Мировое кафе" для активизации профессионального общения педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План семинара-практикума19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель

 ГБДОУ детский сад № 1

Московского района Санкт-Петербурга

Поликарпова Светлана Евгеньевна

План семинара-практикума с использованием формата                               «Мировое  кафе»

по теме «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»

Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ по реализации задач экономического воспитания дошкольников.

Задачи:

1. Актуализировать знания и компетенции  педагогов  в области экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

2. Направить профессиональное общение  на обмен идеями и мнениями в неформальной обстановке с использованием технологии «Мировое кафе».

3. Способствовать активному использованию технологии проектной деятельности в практике работы педагогов ДОУ по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников.

1. Актуальность темы.                                                                                                  Современным дошкольникам придется жить в новых социально-экономических условиях. Современные дети рано включаются в финансово-экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами: они ходят в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи. Тем самым овладевают экономической информацией на житейском уровне. Дети узнают, что такое «моё», «твоё», «наше»,«деньги», «цена», «дёшево», «дорого», «продать»,«заработать». Таким образом, формирование полезных привычек в сфере финансов начинается в дошкольном возрасте и разумное экономическое воспитание является основой правильного миропонимания.

2. Обсуждение понятия «финансовая грамотность».

Финансовая  грамотность в дошкольном  возрасте -
это воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки  любых результатов труда,  будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
                                                                                                                                            3. Основные задачи Федеральной образовательной программы дошкольного образования по формированию финансовой грамотности у детей с 5 до 6 лет, с 6 до 7 лет. 

Основные задачи в старшей группе с 5 до 6 лет:

  • Создание условий для знакомства детей с экономическими знаниями.
  • Формирование знаний о назначении рекламы для распостранения информации о рекламе.
  • Формирование представлений о назначении денег и их участии в процессе приобретения товаров и услуг.
  • Организация проблемных и игровых ситуаций.
  • Развитие умений планировать расходы на покупку.
  • Формирование уважения к труду родителей.

Основные задачи в подготовительной группе с 6 до 7 лет:

  • Формирование представлений о денежных отношениях в процессе производства и потребления товаров и услуг, в сфере обмена товаров и услуг.
  • Формирование рационального поведения в процессе обменных операций (деньги-товар,продажа-покупка).
  • Формирование элементов культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви.

4. Вариативные формы и методы  совместной деятельности с детьми по формированию основ финансовой грамотности.                                                                            Из поставленных задач будет выстраиваться содержание работы. И наша с вами задача сделать это содержание интересным и увлекательным. Естественно, что в приоритете будет игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические игры, интеллектуальные игры, игры-кроссворды).                                   Экономическое содержание необходимо включать в занятия по математике, ознакомлению с окружающим  и предметным миром.  Здесь можно использовать игровые обучающие ситуации,  логические  и арифметические задачи. Нужно активно использовать чтение художественной литературы. Обязательно нужно интегрировать задачи экономического воспитания в разных видах деятельности. Эта работа  невозможна без участия родителей. Ну, и конечно же, проектная деятельность.

5. Интерактивные игры-загадки для педагогов (о деньгах, о рекламе, о валюте стран мира с использованием интерактивной доски).

Варианты загадок:

Эта резвая купчиха 
Поступает очень лихо! 
В телевизор залезает 
И товары предлагает: 
От компьютеров до хлама. 
Имя у нее …(реклама).  

       

Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называется….(товар).

На товаре быть должна
Обязательной…(цена).

За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт…(кассир).

Коль собрался ты в Китай

Как зовут их деньги – знай! ( юань).

Говорят про меня:
Деревянный я.
Но неправда, я- железный,
Я тяжелый, полновесный ( рубль).

6. Приглашение педагогов в «Мировое кафе» для дальнейшего обсуждения темы. Объяснение правил для взаимодействия в формате «Мировое кафе».

Гости (педагоги) «Мирового кафе» в малых группах обсуждают и фиксируют формы и методы организации работы с детьми в рамках проектной деятельности. Для обсуждения каждой группе (столу) дается 3 минуты. Затем по сигналу участники, кроме «хозяина» стола, переходят к следующему столику кафе. «Хозяин» стола  фиксирует результаты обсуждений  и знакомит с ними новых участников, фиксируя новые идеи для проекта. По завершению обсуждения «хозяин» столика знакомит с результатами всех участников.                                                                                                                                В итоге участники «Мирового кафе» разрабатывают основной этап проекта по формированию основ финансовой грамотности со старшими дошкольниками.

7. Общение в «Мировом кафе». Обсуждение идей для плана реализации образовательного проекта «Азбука финансов»:

* Примерная проблема проекта: отсутствие финансово-экономических представлений у детей.                                                                                                               * Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников.                                                                                                                  * Задачи  проекта:

1. Формирование первичных экономических представлений.

2. Развитие начал экономического мышления у детей.

3. Воспитание личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения.

Гости (педагоги) «Мирового кафе» в малых группах обсуждают и фиксируют формы и методы организации работы с детьми в рамках проектной деятельности. Для обсуждения каждой группе (столу) дается 3 минуты. Затем по сигналу участники, кроме «хозяина» стола, переходят к следующему столику кафе. «Хозяин» стола  фиксирует результаты обсуждений  и знакомит с ними новых участников, фиксируя новые идеи для проекта. По завершению обсуждения «хозяин» столика знакомит с результатами всех участников.                                                                                                                                    В итоге участники «Мирового кафе» разрабатывают основной этап проекта по формированию основ финансовой грамотности со старшими дошкольниками.

8. Рефлексия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.  Оно должно быть направле...

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности

Педагогический опыт. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности...

Мастер-класс для воспитателей по использованию лэпбука «Юный финансист» для формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников.

Лэпбук «Юный финансист» оформлен в виде: мини-книжечек, кармашек, окошек, конвертов.Включает различные задания и игры: «Что можно и нельзя купить за деньги», «На что мы т...