Мастер-класс для воспитателей по использованию лэпбука «Юный финансист» для формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников.
материал по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Кузьминых Светлана Ивановна

Лэпбук «Юный финансист» оформлен в виде: мини-книжечек, кармашек, окошек, конвертов.
Включает различные задания и игры: «Что можно и нельзя купить за деньги», «На что мы тратим деньги», «Собери купюру», «Товары и услуги», «Монетный двор». Играя с детьми в экономические игры, возможно, достичь цели: воспитание с детских лет разумного потребителя, умеющего ценить заботу взрослых, их труд, любую полезную деятельность. Это один из путей воспитания субъекта созидательной деятельности. К тому же, такое пособие может постоянно пополняться и обновляться.

Материалы лэпбука могут использоваться в разных видах детской деятельности.

Игры можно использовать для ознакомления и закрепления знаний как часть занятия по формированию целостной картины мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей по использованию

лэпбука «Юный финансист» для формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников.

                                               Кузьминых Светлана Ивановна - воспитатель

                                                         ГБОУ СОШ с.Курумоч СП «Детский сад «Белочка»

Тема: Лэпбук «Юный финансист»

 Цель: Продолжать знакомить с элементарными финансовыми понятиями в максимально доступной и увлекательной форме .

Задачи:

- дать возможность каждому проявить самостоятельность в выборе игр.

      - закрепить знания о людях разных профессий, орудиях труда.

      - обеспечить реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.

      - воспитывать интерес и уважение к результатам труда людей разных профессий.

План:

1. Организационная часть: приветствие, сообщение темы и цели игр, проверка готовности к играм, небольшое вступление с показом наглядного материала.

2. Основная часть: объяснение нового материала на каждом этапе игры.

3. Заключительная часть: подведение итогов игры, обоснование выполнения поставленных целей и задач.

Подготовка: подготовлен план-конспект, представлен образец игр для лэпбука, презентация, буклеты.

Материалы и инструменты:

Игры из лэпбука «Юный финансист»

1. План мастер – класса

2. Тема Лэпбук «Юный финансист» .

3. Цели игр.

Ход:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса использование лэпбука «Юный финансист» для формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников.

Давайте уточним, что же такое лэпбук?
Лэпбук - мобильная система и современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса. Игра с данным пособием дает отличную возможность воспитанникам научиться азам экономики с детства.
Задача лэпбука преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.
Лэпбук «Юный финансист» оформлен в виде: мини-книжечек, кармашек, окошек, конвертов.
Включает различные задания и игры: «Что можно и нельзя купить за деньги», «На что мы тратим деньги», «Собери купюру», «Товары и услуги», «Монетный двор». Играя с детьми в экономические игры, возможно, достичь цели: воспитание с детских лет разумного потребителя, умеющего ценить заботу взрослых, их труд, любую полезную деятельность. Это один из путей воспитания субъекта созидательной деятельности. К тому же, такое пособие может постоянно пополняться и обновляться.

Материалы лэпбука могут использоваться в разных видах детской деятельности.

Игры можно использовать для ознакомления и закрепления знаний как часть занятия по формированию целостной картины мира.

Можно предложить постепенный переход к сюжетно – ролевым играм на эту тему.

Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит

товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

А сейчас я предлагаю вам  поиграть в игру «Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудовые действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги и др.)

Ход игры: ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант: дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на картинках.

Игра «Профессии»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессиях.

Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку труженику.

Материал: рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Содержание игры: Дети рассматривают картинки, на которых изображены люди разных

профессий или сказочные герои. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии.

Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных

действий они показали профессию своего героя.

Д/и «Профессия и товар»

Цель: формировать представление о содержании деятельности людей отдельных профессий, продуктах труда; воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться.

Детям предлагаются карточки с изображением людей разных профессий. Они должны подобрать продукт труда.

Игра «Услуги и товары»

Цель: закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они

встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой

работе.

Материал: предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление

товаров или предоставления услуг - таблицы Товары, Услуги, Бартер

Содержание игры

Из-за театральной ширмы слышится голос героя: ребята, я пеку хлеб и продаю его.

Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?

Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые

производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, портной,

земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии,

представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер,

врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите

две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки,

объясняя свои действия:

 Пекарь печет хлеб. Хлеб - это товар, который изготовил пекарь. Пекарь же этот

хлеб ещё и продает. Итак, предоставляет услугу.

 Портной шьёт одежду и меняет её на продукты. Это бартер.

Предлагаю поиграть в игру "Что можно и нельзя купить за деньги".

Цель: Формирование представлений, что не всё можно купить за деньги.

Материал: карточки с изображением товара и «деньги».

Ход игры: Раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить, и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).

Игра «Потребности» Цель: формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека. 1–й вариант. Дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись. 2–й вариант. Назвать потребности материальные и духовные.

Можно сделать вывод: что создание условий и игровая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач.

Таким образом, использование лэпбука «Юный финансист» является отличным способом закрепления изучаемой темы. Позволяет провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Мы прекрасно справились с заданием! Наше общение было интересным и познавательным. Надеюсь, вы узнали для себя, что -то новое о лэпбуках . Поставленные цели и задачи выполнены.

Мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе.

Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов!

Список литературы:

1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.

2. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие. Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015г.

3. Методические рекомендации «Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности» / Сост. Н.И. Калашникова, Л.В. Трухачёва - Строитель, 2018 г. – 24 с.

4. «Поиграем в экономику» Н.И.Акеенова, Ц.М.Левин, Е.А.Луговой, Л.А.Павленко. Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники. 2015 г.

5.   Спецкурс «Маленький бизнесмен» С. И. Сатина, М, 2017 г

6. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

«Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников по средствам игр и мнемотаблиц»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39т посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район...

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»

Предлагаю конспект и презентацию для выступления перед педагогами ДОУ на педагогическом совете или методическом объединении. Кому нужна презентация в формате powerpoint-пишите....

Мастер-класс: «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»

Мастер-класс: «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»...

Методическая разработка "План семинара-практикума с использованием формата "Мировое кафе" по теме "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Формирование основ финансой грамотности - актуальное направление  образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с Федеральной образовательной программой дошко...

Проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ».

          Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является ...