Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ Тема занятия: «Разнообразие цветов и оттенков в изображении снега. Зимушка-Зима»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Матель Наталья Климентьевна

Расширять представления о цветах и оттенках для изображения снега, о способах получения светлых оттенков холодных цветов при экспериментировании в рисовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_2_1.docx105.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

город Иркутск детский сад № 148

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ

(в технологии деятельностного метода «Ситуация»)

Тема занятия: «Разнообразие цветов и оттенков в изображении снега. Зимушка-Зима»

Подготовила:

воспитатель: Матель

Наталья Климентьевна

Иркутск, 2023г.

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ

(в технологии деятельностного метода «Ситуация»)

Вид занятия по виду деятельности: рисование

По характеру изображения: декоративное

По форме образования замысла: по представлению

Возрастная группа: средняя группа.

Тема занятия: «Разнообразие цветов и оттенков в изображении снега. Зимушка-Зима»

Форма организации: подгруппа 10 чел. Рассаживаем полукругом

Культурная практика: изобразительная деятельность, рисование акварелью по-сырому с солью

Культурно-смысловой контекст – создаем фон для зимнего пейзажа, создаем тонированную бумагу для новогодних и рождественских открыток

Цель: Расширять представления о цветах и оттенках для изображения снега, о способах получения светлых оттенков холодных цветов при экспериментировании в рисовании

Задачи обучающего блока:

Изобразительная: изображать снег светлыми оттенками холодных цветов (голубого, синего, фиолетового, сиреневого, замечать многообразие оттенков для изображения снега 

Техническая: освоить способы получения светлых оттенков холодных цветов при экспериментировании в рисовании акварелью в технике по-сырому с солью: смачивать ванночку с краской несколькими каплями воды из губки, мочить лист бумаги, окуная его целиком в поддон с водой и ждать стекания воды. Раскладывать лист на горизонтальной поверхности без пузырей. Набирать небольшое количество краски на губку или кисть. Наносить легкими округлыми движениями, завитками краску на лист имитируя завихрения или морозный узор. Посыпать влажный рисунок солью тонким слоем, щепотными движениями.

Творческая: проявлять желание использовать в рисовании разнообразные светлые оттенки холодных тонов, самостоятельно выбирать оттенок – светло-голубой, светло-синий, светло-фиолетовый, светло-сиреневый, расположение и количество завитков или волнистых линий. самостоятельно выбирать инструменты для рисования (кисть или губка)

Развития: договариваться в парах, соблюдать последовательность действий, проявлять терпение в ожидании результата

Воспитания: видеть красоту зимнего пейзажа, многоцветье в изображении снега, любоваться красотой блестящего снега, проявлять восхищение зимней красотой.

Предварительная работа: рассматривание пейзажа за окном и фотографий с изображением зимних пейзажей, морозных узоров на окнах, акцентировать внимание на сверкании, блеске многоцветности, форме завитков плавности линий в сугробах, покрытых инеем деревьях, кустах.

Обогащение личного опыта детей через рассматривание картин художников И.Э. Грабаря, Ю.А. Алексеева

экспериментирование с кисточками, губкой, активизация словаря: холодные цвета, светлые оттенки. Обогащение словаря: светло-сиреневый, светло-фиолетовый, блеск, сверкание.

Материалы и инструменты: мел, восковые мелки, карандаши, гуашь белого цвета. Акварельная краска набор 12-14 цветов каждого ребенка, соль поваренная кристаллическая 100г, бумага для акварели формата А5 по 2 листа на ребенка. Кисть белка (нейлон) №5, губка поролоновая 3х4 см. для каждого ребенка.

Вспомогательные материалы: (салфетки, х/б полотенце), емкость с водой широкая для смачивания листов (3-4 штуки) емкости для промывания кистей или губок 1 на два ребенка.

Демонстрационный материал: репродукции картин Юрий Анатольевич. Алексеев («Зима», «В горах южного Байкала»), Игорь Эммануилович Грабарь (); линии морозного узора, линии сугробов.

Карточки с оттенками разных цветов по теплоте и светлоте (24 цвета) Рисунок с готовым результатом.

Оборудование: столы стулья для размещения 10 детей. Стол для размещения репродукций, материалов для экспериментирования, мультимедиа оборудование, видеосюжет о морозном солнечном дне. Презентация с изображениями картин художников. Запись звуки зимы

Варианты образовательного продукта. Ткань для платья Снежной королевы.

Планируемые результаты

Могут получить светлые оттенки холодных цветов и изобразить снег, с помощью плавных или закругленных линий на листе бумаги в технике по-сырому. Создают эффект блеска посыпав лист солью. Выделяют многообразие оттенков в изображении снега (голубого, синего, фиолетового, сиреневого), самостоятельно выбирают оттенок – светло-голубой, светло-синий, светло-фиолетовый, светло-сиреневый, расположение и количество завитков или волнистых линий. Самостоятельно выбирают инструменты для рисования (кисть или губка). Могут договариваться в парах, соблюдать последовательность действий, проявлять терпение в ожидании результата. Замечают красоту зимнего пейзажа, многоцветье в изображении снега, любуются красотой блестящего снега, проявляют восхищение зимней красотой.

Ход образовательной ситуации:

Этапы (последовательность) деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Введение в ситуацию

Ребята посмотрите какая красивая зимушка зима, почему Зиму зимушкой называют?

Ребята посмотрите, какая красота, сколько всего есть, что вам больше всего нравится?

Ах как здорово! Вот такая у нас красивая зимушка-зима. Правда? Почему зимой красиво? Что делает улицы и дома, деревья и кусты такими красивыми?

Без чего не может быть зимы?

Чего зимой больше всего бывает?

Я бы хотела научиться рисовать красивый снег, у нас зимой много снега. Как же его рисуют, интересно знать?

Кто со мной хочет научиться рисовать снег красивый?

Дети смотрят видео фрагмент

Отвечают на вопросы: Зимушка это ласково зима – людям нравится зима ее любят и называют ласково Зимушкой.

Зимы у нас без снега не бывает, снег делает зиму красивой. Все покрывается снегом, инеем: дома, деревья все в снегу, пушистые шапки снега, сугробы, снег искрится  и блестит на солнышке.

Соглашаются помочь научиться рисовать снег

Актуализация знаний и умений

Какого цвета снег на улице зимой?

Почему снег красивый?

Почему он искрится и блестит на солнце?

Какой краской можно нарисовать снег?

Отвечают на вопросы: снег белый, он блестит и искрится на солнце, потому что снег это снежинки – это кристаллики льда

Затруднение в ситуации

Да я тоже так думаю, давайте попробуем нарисовать белый снег.

Предложить детям белые листы бумаги.  У меня есть краски, карандаши, мелки белые. Кто чем хочет рисовать? Выбирайте. (карандаш, мел, восковой мелок, маркер, гуашь)

По окончанию рисования спрашиваю:

-Ребята, смогли нарисовать, покажите, что у вас получилось. Не получилось. Почему не смогли? Выходит, мы не знаем, как снег рисовать.

А как узнать, если чего-то не знаешь?

А как нарисовать, а где и как можем узнать, давайте посмотрим, может, кто уже рисовал снег.

Дети по желанию выбирают, чем хотят нарисовать снег (карандаш, мел, восковой мелок, маркер, гуашь). Становятся вокруг стола, рисуют на белой бумаге выбранным способом.

Рассматривают рисунки и, понимают, говорят, что на белой бумаге, рисуя белым цветом ничего не видно. Снег не получается блестящим и искрящимся.

Отвечают на вопрос: чтобы узнать нужно спросить того, кто знает: маму, того, кто рисовал уже, посмотреть в интернете. Приходят к выводу, что

«Открытие» нового знания

Конечно, рисовали, вот художник Игорь Эммануилович Грабарь рисовал, вот смотрите какие картины – эта называется «Иней» про что это название? Художник здесь рисовал иней, снег, сугробы. А вот Юрий Анатольевич Алексеев, он наш сибирский художник, он на Байкале снег рисовал, вот какие красивые картины давайте посмотрим, снег нарисованный им.

Предлагаю выбрать и рассмотреть  картины. У меня еще есть маленькие репродукции, вы их можете сами рассмотреть. Делю детей на малые подгруппы, пары. Кто хочет вот эту картину рассмотреть ребята. А эту?

Хотите посмотреть, как они снег рисовали?

С помощью лупы рассмотрите репродукции и поищите, найдите цвет, которым изображен снег, а потом, найдите его в палитре цветов.

Правда этот цвет? Приложите, посмотрите. Правда это цвет. Прошу посмотреть и найти этот цвет в коробочке с красками.

Вы выбрали такие светлые тона (светло-голубой…), они есть у нас в коробочке? Нет, у нас в коробочке нет. Значит надо как-то получить.

Эта краска она волшебная – если ее очень мало капать, то она будет светлая, а если ее много капать, то она будет очень темная, такая же, как в коробочке.

Техника рисования: смачиваем весь лист в ванночке с водой, аккуратно за верхние углы поднимаем лист бумаги и ждем, пока не перестанет сбегать с листа вода струйкой.

Выкладываем лист ровно, на поверхность стола и разглаживаем руками, что бы лист был ровный, и не было пузырей.

Рассматриваем несколько образцов, как можно рисовать зимние узоры, вьюгу,

Самым кончиком губки или кисточки дети набирают краску (совсем немножко, что бы она темной не была). Получаем при помощи большего количества воды светлые оттенки: светло-голубую, светло-синюю, светло-фиолетовую, светло-сиреневую, ту, что смочили и рисуют зимние сугробы, снежные  узоры.

Предлагаю посмотреть, что получилось у других ребят.

Прошу дать названия цветам, которые получились, спрашиваю о том, почему так красиво получилось.

Но ребята, наш снег не искрящейся и не блестящий, он блестит пока вода на нем, а вода высохнет, и он не будет блестеть. Что надо сделать? Снег из чего состоит? Из снежинок. А снежинки — это кристаллики, это лед, это вода, когда замерзает, в лед превращается, получаются кристаллики. У нас здесь тоже есть кристаллики, вот посмотрите, это соль.

Это кристаллики, может, попробуем посыпать

Интересно получилось у нас или нет?

Работа еще не высохла и надо подождать, а давайте пока «по-волшебствуем» немного, накрываю салфеточкой, в которой заранее спрятан сухой образец работы, влажный рисунок. Прошу детей подуть немного на салфетку. Достаю другой -  сухой образец.

Предлагаю рассмотреть сухой рисунок. Искрится снег на сухом листочке? Блестит, если посветить на него?

Какая красота, но все волшебство истратили на мою работу. Вам надо подождать пока работы высохнут, и будет такая же красота.

Дети смотрят на слайде картины художников.

Дети выбирают понравившуюся картину, объединяясь в пары или малые группы по желанию.

Рассматривают через лупу на картине оттенки снега, обговаривают свое решение. Пытаются дать название цвета и подбирают карточку с подходящим цветом снега на столе с палитрой цветов.

Находят такой же цвет в коробочке с красками и в эту краску капают капельку воды (что бы смочить краску для дальнейшего рисования)

Дети опускают лист в ванночку с водой, смачивают весь и за верхние углы поднимают над водой, ждут пока перестанет сбегать вода с листа струйкой и после этого выкладывают ровно на стол, разглаживают руками ровно, чтобы нее было пузырьков.

Пробуют нарисовать линии рукой в воздухе.

По желанию берут инструмент для рисования (кисточку или губку) аккуратно, кончиком набирают немного краски (на кисточке или губке должно быть больше воды, чем краски) и рисуют снежные завитки на сыром листе бумаги. Наблюдают, как краска растекается по листу, образуя нежные холодные оттенки, волшебные узоры.

Смотрят, как получилось у товарища, находят интересные моменты в работе. Стараются назвать цвета снега: светло-голубой, светло-синий, светло-фиолетовый, светло-сиреневый

Рассказывают, как рисовали – мочили лист, макали кончик губки или кисти в краску, делали завитки или волнистые линии,

Добавляют соль на рисунок

Дети дуют на мой рисунок, помогают волшебству случиться. Видят, какая получилась красота.

Рассматривают в лупы, как блестит снег на работе.

Включение нового знания в систему знаний и умений

Скажите, а для чего еще можно использовать снег, который мы нарисовали?

Для чего можно использовать такую сверкающую и искрящуюся бумагу?

Ребята, а кого еще можно научить так рисовать?

Рисовать улицу, зиму.

Делать открытки украшения

Снеговиков, платье Снегурочке, ледяной дворец для деда мороза.

Предлагают научить кого-нибудь также рисовать снег.

Осмысление (итог)

Скажите, пожалуйста, научились ли мы рисовать снег блестящий и искрящийся как на картинах художников, как зимой на наших улицах?

Кому понравилось рассматривать через лупу?

А что было интересно…трудно…легко?

Получать оттенки; смешивать краски, подбирать карточки.

Что вы научились делать?

Ребята у меня мои дети немного старше вас я их тоже учила так рисовать - а вы младше их и уже тоже научились.

Давайте отнесем  ваши рисунки в группу, чтобы они там высохли, и вы смогли бы на них нарисовать зимний пейзаж или город или вырезать снеговичков для Новогодней открытки

Дети рассказывают, что у них получилось,

Чему они научились (получать светлые холодные оттенки, рисовать искрящийся снег),  что им понравилось делать, что было  трудно, легко, интересно.

Дидактическая единица - элемент содержания учебного материала, изложенного в виде утвержденной в установленном порядке программы обучения в рамках определенной профессиональной дисциплины или общеобразовательного предмета.

 Дидактические единицы служат ориентиром для сравнения учебных программ тех или иных учебных заведений с целью установления преемственности содержания образования. Структура дидактической единицы рассматривается сквозь призму трех составляющих учебной программы: - теоретическая, формирующая мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к предмету изучения; - практическая; - контрольная, определяющая дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности обучающихся. (

Ребята посмотрите какая красивая зимушка зима, почему Зиму зимушкой называют?

Ребята посмотрите, какая красота, сколько всего есть, что вам больше всего нравится?

Ах как здорово! Вот такая у нас красивая зимушка-зима. Правда? Почему зимой красиво? Что делает улицы и дома, деревья и кусты такими красивыми?

Без чего не может быть зимы?

Чего зимой больше всего бывает?

Я бы хотела научиться рисовать красивый снег, у нас зимой много снега. Как же его рисуют, интересно знать?

Кто со мной хочет научиться рисовать снег красивый?

Какого цвета снег на улице зимой? Почему снег красивый? Почему он искрится и блестит на солнце? Какой краской можно нарисовать снег?

Да я тоже так думаю, давайте попробуем нарисовать белый снег.

Предложить детям белые листы бумаги.  У меня есть краски, карандаши, мелки белые. Кто чем хочет рисовать? Выбирайте. (карандаш, мел, восковой мелок, маркер, гуашь)

По окончанию рисования спрашиваю:

-Ребята, смогли нарисовать, покажите, что у вас получилось. Не получилось. Почему не смогли?

Выходит, мы не знаем, как снег рисовать.

А как узнать, если чего-то не знаешь?

А как нарисовать, а где и как можем узнать, давайте посмотрим, может, кто уже рисовал снег. 

Конечно, рисовали, вот художник Игорь Эммануилович Грабарь рисовал, вот смотрите какие картины – эта называется «Иней» про что это название? Художник здесь рисовал иней, снег, сугробы. А вот Юрий Анатольевич Алексеев, он наш сибирский художник, он на Байкале снег рисовал, вот какие красивые картины давайте посмотрим, снег нарисованный им.

Предлагаю выбрать и рассмотреть  картины. У меня еще есть маленькие репродукции, вы их можете сами рассмотреть. Делю детей на малые подгруппы, пары. Кто хочет вот эту картину рассмотреть ребята. А эту?

Хотите посмотреть, как они снег рисовали?

С помощью лупы рассмотрите репродукции и поищите, найдите цвет, которым изображен снег, а потом, найдите его в палитре цветов.

Правда этот цвет? Приложите, посмотрите. Правда это цвет. Прошу посмотреть и найти этот цвет в коробочке с красками.

Вы выбрали такие светлые тона (светло-голубой…), они есть у нас в коробочке? Нет, у нас в коробочке нет. Значит надо как-то получить.

Эта краска она волшебная – если ее очень мало капать, то она будет светлая, а если ее много капать, то она будет очень темная, такая же, как в коробочке.

Техника рисования: смачиваем весь лист в ванночке с водой, аккуратно за верхние углы поднимаем лист бумаги и ждем, пока не перестанет сбегать с листа вода струйкой.

Выкладываем лист ровно, на поверхность стола и разглаживаем руками, что бы лист был ровный, и не было пузырей.

Рассматриваем несколько образцов, как можно рисовать зимние узоры, вьюгу,

Самым кончиком губки или кисточки дети набирают краску (совсем немножко, что бы она темной не была). Получаем при помощи большего количества воды светлые оттенки: светло-голубую, светло-синюю, светло-фиолетовую, светло-сиреневую, ту, что смочили и рисуют зимние сугробы, снежные  узоры.

Предлагаю посмотреть, что получилось у других ребят.

Прошу дать названия цветам, которые получились, спрашиваю о том, почему так красиво получилось.

Но ребята, наш снег не искрящейся и не блестящий, он блестит пока вода на нем, а вода высохнет, и он не будет блестеть. Что надо сделать? Снег из чего состоит? Из снежинок. А снежинки — это кристаллики, это лед, это вода, когда замерзает, в лед превращается, получаются кристаллики. У нас здесь тоже есть кристаллики, вот посмотрите, это соль.

Это кристаллики, может, попробуем посыпать

Интересно получилось у нас или нет?

Работа еще не высохла и надо подождать, а давайте пока «по-волшебствуем» немного, накрываю салфеточкой, в которой заранее спрятан сухой образец работы, влажный рисунок. Прошу детей подуть немного на салфетку. Достаю другой -  сухой образец.

Предлагаю рассмотреть сухой рисунок. Искрится снег на сухом листочке? Блестит, если посветить на него?

Какая красота, но все волшебство истратили на мою работу. Вам надо подождать пока работы высохнут, и будет такая же красота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной ситуации в группе детей 5-6 лет Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Тема: «Замок Снежной Королевы»

Сценарий образовательной ситуации в   группе детей 5-6 летТип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»Тема: «Замок Снежной Королевы» Цель: формирование представлений детей о н...

Технологическая карта образовательной ситуации «Зимушка зима»

laquo;Зимушка зима» составление описательного рассказа по мнемотаблице....

Технологическая карта образовательной ситуации по ФЭМП «Объединение множеств по трем признакам (цвет, форма, величина) в средней группе.

Технологическая карта образовательной ситуации по ФЭМП «Объединение множеств по трем признакам (цвет, форма, величина) в средней группе.Образовательная область: Познавательное развитие (Формиров...

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельности метода «Ситуация») "Путешествие в Усолье - Сибирское"

Формировать представление о добыче полезных ископаемых родного края посредством познавательной деятельности....

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельности метода «Ситуация») "Мамочка моя"

Формировать интонационную выразительность речи в ходе заучивания стихотворения в движении...

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ тема занятия: «Волшебный фантик»

Сегодня мы отправимся с вами в одну чудесную стану. Называется  Она страной Сладкоежек. Пускают туда только тех, кто хоть раз в жизни съел хотя- бы одну конфетку.- А вы любите конфетки?...