Проект по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
проект по основам финансовой грамотности

Кауткина Варвара Анатольевна

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому.     Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_finans.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №330 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ___________________________________________________________________________________________

660113 г. КРАСНОЯРСК, УЛ. СЕРГЕЯ ЛАЗО  28А  т. 224-04-56.

e-mail: mdou330@yandex.ru

ОКПО 88671943,  ОГРН 1082468058419,  ИНН 2465216750,   КПП 246501001

 

Возраст детей: 5-7 лет.

Проект по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

        

Тема: «Что мы знаем о деньгах».

Подготовили и разработали:

педагог-психолог   Кауткина В.А.

воспитатель Толстопятова А.Г.

Красноярск – 2021

        Актуальность проекта.

        В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому.        Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

        Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы формировать навык зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

        Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

    Данный материал будет полезен для педагогов детского сада, родителей. Использование материала полезно для сплочения детского коллектива, даёт больше информации о нравственных понятиях: честности, обязательности, умению подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр. И как показывает практика, именно такие комплексные мероприятия, где есть совместная деятельность специалистов ДОУ и детей, а также использование современного мультимедийного оборудования, приводят к улучшенным результатам в достижении цели и решении задач, перечисленных ниже.

        Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через базовые понятия: экономика, труд, профессии, траты, семейный бюджет, деньги, реклама, бизнес, капитал.

        Задачи:

         дать дошкольникам первичные финансовые и экономические
представления;

          дать сведения о деньгах, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках;

          воспитывать уважение к любой работе;                                                                                                                            выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев сказок;                                                                                                            развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;                                   

 воспитать разумный подход к своим желаниям, сопоставлять их с возможностями бюджета семьи.

        Вид проекта:

        Информационно-познавательный.

        Срок реализации проекта:

        С 11 по 17 октября.

        Участники проекта:                                        

        Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители (законные представители).

        Этапы проекта:

        1 этап – подготовительный.

  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
  • Подбор художественной литературы, мультипликационных видео и картинок для детей по выбранной тематике.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

        2 этап – основной.

  • Реализация проектных мероприятий.

        1.Просмотр мультфильмов: «Приключения Фунтика», «Золотой ключик», «Золушка», «Муха-Цокотуха»

    2. Интеллектуальная игра «Что мы знаем о деньгах».

    3. Консультация в родительские уголки старших возрастных групп «Советы управления деньгами для ребёнка».

        3 этап – Заключительный.

  • Подведение  итогов реализации проекта в форме интеллектуальной игры.

Предполагаемые результаты:

По завершению проектных мероприятий дети могут:

  • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, экономия, тратить и пр.).
  • дошкольники приобретают первичный экономический опыт, формируется умение устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
  • родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
  • педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.

Ресурсное обеспечение:

  • ноутбук;
  • экран;
  • проектор;
  • атрибуты к интеллектуальной игре «Что мы знаем про деньги» -           повар, полицейский, врач, водитель;
  • презентация с видеоматериалами;
  • мультфильмы: «Золушка», «Муха-Цокототуха», «Золотой ключик. Приключения Буратино», «Приключения Фунтика и его друзей» (для просмотра в предварительной работе к проекту);
  • флешка с аудиозаписью песни В. Ударцева «Песенка для друзей»;
  • распечатанные консультации для родителей и педагогов;
  • Призы: монетки(бумажные), грамоты.

Консультация для родителей

«Советы управления деньгами для ребёнка».

        1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

        Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

        2. Возьмите ребенка в банк.

        Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

        3. Поговорите с детьми о вложении денег.

        Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».

        Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.

        4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

        Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

        5. Научите детей зарабатывать деньги.

        Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

         6. Помогите детям определить цель, для достижения которой она будет учить детей зарабатывать деньги.

        Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

        7. Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.

        Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.

        8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

        Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

        9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

        Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.

        Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.

        10. Будьте для ребенка примером.                

        На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

Ход игры.

        Дети под музыку входят в зал (песня В. Ударцева «Песенка для друзей»).

        Ведущий: Здравствуйте, ребята.                                                                               Собрались все дети в круг,                                                                                                                Я – твой друг и ты – мой друг.                                                                                         Вместе за руки возьмемся,                                                                                                          И друг другу улыбнемся.

        Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Что мы знаем о деньгах?», где мы с вами сможем проверить свои знания, показать их и поделиться ими со своими друзьями. Ведущий предлагает детям занять свои места за столами.

        Ведущий: Как и в любой игре, так и в этой есть свои правила:

 поднять руку, когда нужно ответить; никто никому не подсказывает; не кричит; никто ни кому не мешает.

        На экране демонстрация презентация с заданиями.  

        Ведущий загадывает детям «Экономические загадки для дошкольников». После ответов детей, ответы в картинках открываются на экране.

        1. Это — средство обращения,
                  Это — средство накопления.
                  Средство стоимости также,
                  Также средство платежа.
(деньги) 

        2. Он в Америке родился,

        Путешествовать пустился.

        С тех пор по миру гуляет,
                  Везде цену себе знает.
                  С ним торгуют, управляют,
 

        Как его все называют?  (доллар)

        3. На товаре быть должна,

        обязательна …. (цена)

        4. Сколько купили вы колбасы,

        Стрелкой покажут вам точно. (весы)

        5. И врачу, и акробату

        Выдают за труд … (зарплату)

        7. Из какого аппарата

        Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

        8. Чтоб хранить свои доходы, на карманные расходы,

        Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине … (копилка) 

        9. Эта резвая купчиха
                   Поступает очень лихо!
                   В телевизор залезает
                   И товары предлагает:
                   От компьютеров до хлама.
                   Имя у нее…
(реклама)

        10. Кто товары покупает,
                  Деньги продавцу вручает?
(покупатель)

        11. Если заболела Юля,
                   Где мы купим ей пилюли?
(в аптеке)

        12. Всё, что в жизни продаётся,

        Одинаково зовётся:

        И крупа, и самовар

        Называются … (товар)
                  13. Будут целыми, как в танке,
                  Сбереженья ваши в…
(банке)
                   14. В фирме прибыль он считает,
                   Всем зарплату начисляет.
                   И считать ему не лень,
                   Все налоги целый день.
(бухгалтер)

        15. Мебель, хлеб и огурцы

        Продают нам. (продавцы)

        16. За сметану, хлеб и сыр

        В кассе чек пробьёт. (кассир)

        17. Коль трудился круглый год,
                  Будет кругленьким…
(доход).

        18. Очень вкусная витрина
                   Овощного… (
магазина)

(Непонятные слова педагоги по ходу действия подсказывают и объясняют)

        Ведущий: Молодцы, ребята. У нас есть ещё вам загадки и поговорки, подскажу, что все они связаны с деньгами. Давайте попробуем их отгадать.

        1.Она рубль бережёт.

Ответ: Копейка

        2.Не имей ста …, а имей сто друзей.

Ответ: Рублей

        3.Без рук, без ног.

        Всё делают в срок.

Ответ: Деньги

        4.Здесь деньги принимают

        И чек нам отбивают.

Ответ: Касса

        5.Я кладу их не в платок,

        Я кладу их в кошелек.

Ответ: Деньги

        6.За сметану, хлеб и сыр

        В кассе чек пробьёт...

Ответ: Кассир

        7.Глиняная кошечка:
                  В голове – окошечко.

Ответ: Копилка

        8.В этой сумочке живёт

        Звонкая монета.

        Как для денег домик звать?

        Жду от вас ответа.

Ответ: Кошелек

        9.Чтобы купить в магазине

        Игрушечную автотрассу,

        Нужно сначала деньги

        Отдать продавцу на...

Ответ: Кассу

        10.Без меня нет и рубля,

        Хоть и маленькая я.

        Наберёшь меня сто штук –

        Вот и рубль, милый друг.

Ответ: Копейка

        11.Чтоб продукты потреблять,

        В платьях модных щеголять,

        Чтобы вкусно есть и пить,

        Нужно все это …

Ответ: Купить

        12.В магазине "Хозтовары"

        Мы купили в выходной

        Мыло, порошок и губки.

        В сумке все несем домой.

        Все товары, что купили,

        Называются...

Ответ: Покупки

        Ведущий проводит физминутку:

«Товары в магазине»

        Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

        Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

        Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

        Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

        Яблоки и виноград.

        Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

        Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

        Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

        Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

«Покупка»

        Мы бежали по дорожке (бег на месте)

        Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

        Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

        Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

        Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

        Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

        Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь, хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

        Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку, то правую, то левую ножку).

        Ведущий:  Попробуем узнать профессию по предметам? Ведущий предлагает детям атрибуты, относящиеся к определённой профессии. Беседа-рассуждение о том, как в определённых профессиях можно зарабатывать деньги.  Чем они занимаются и как люди данных профессий помогают другим людям?

          1. Повар

          2. Полицейский

          3. Врач

          4. Водитель.

        Ведущий предлагает детям просмотреть на экране кадры из мультфильмов. Вспомнить название мультфильмов. Показывается презентация.

        1. Фургончик, Белладонна, шляпа с монетками «Фунтик»

        2. Мальвина, азбука, золотой ключик  «Буратино»

        3. Часы, туфелька, тыква  «Золушка»

        4. Монета, паук, комар   «Муха - Цокотуха»

        Ведущий: Какой мультфильм здесь зашифрован? Что объединяет эти картинки? Ответ – деньги.

        Ведущий:  Вот и следующее задание. Предлагаю вам закончить предложение-фразу экономного человека.

           1. Можно сэкономить на транспорте, если … (если пользоваться проездным билетом).                                                                                                                                    2. Можно сэкономить на коммунальных услугах, если … (если экономить воду, электроэнергию, газ).                                                                                                    3. Можно сэкономить на продуктах, если … (если есть огород, не покупать лишнего и вредного).                                                                                                                  4. Можно сэкономить на одежде и обуви, если … (если беречь).                                                 5. Можно сэкономить на разговорах по сотовому телефону, если … (реже разговаривать).

        Ведущий: Хочу обратить ваше внимание на такое слово – тратить или траты. Как вы думаете – чтобы оно значило? Ответы детей. Давайте подумаем, какие есть траты у нас - необходимые и желаемые траты.

        Что же такое желательные траты и необходимые траты? Необходимые траты - те вещи, без которых человек не может обойтись. Желаемые траты - вещи, которые тебе хочется купить, но ты можешь обойтись без них. Итак, я буду говорить вам о тратах, а вы будете отвечать:

• Электричество и вода для дома                                                                                                     • Журнал, билеты в кино                                                                                                 • Мясо, рыба, овощи и фрукты                                                                                          • Торт, печенье, газировка, конфеты                                                                        

• Счета за телефон и интернет                                                                                        • Теплая обувь и куртка для зимы                                                                                    • Билет  на автобус                                                                                                                • Лотерейный билет      

(Ответы детей)                                                                                            

        Ведущий: Вот наша игра подошла к концу. Понравилось угадывать и узнавать что-то новое? Что интересного вы узнали, что запомнилось, что вы смогли бы рассказать своим родным и друзьям?

     (Ответы детей)

        Подведение итогов. Ребята, так как вы все справились успешно со всеми заданиями, мы даём вам награду. А какую – сейчас увидите.  Показывается сундучок, в нём монетки на каждого ребёнка. Раздаются педагогами детям.

- А теперь всю вашу группу мы награждаем почётной грамотой.

   После награждения дети идут в свою группу.        

Список литературы:

  1. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: М. О. Еремина [и др.]. – Калининград: Калининградская книга, 2017 - 48 с. – 200 экз.
  2. https://fincult.info/prepodavanie/base/doshkolnoe-obrazovani/8779/. Сборник методических материалов подготовлен на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» 
  3. .Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5–7 лет в соответствии с ФГОС ДО/ Министерство образования и науки РФ и Центробанк РФ, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...

Интеллектуальная игра по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Где логика?»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Рабочая программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (далее-Программа) направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических предс...

Основы финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка "Основы финансовой грамотности" для детей дошкольного возраста, описание программы: цель, задачи, актуальнуальность, разделы программы, календарный план....

Программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Программа по основам финансовой граммотности для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактическая игра «Профессии» по формированию элементарных математических представлений через основы финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

К 5 годам у детей уже сформированы определенные знания о профессиях, о бюджете, о расходах и доходах, о деньгах. Эти знания нужно систематизировать, а также помочь детям усвоить элементарные арифметич...

Картотека дидактический, сюжетно - ролевых, подвижных игр по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаемые игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшего дошкольного возраста. В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми....