Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в старшей группе : "Найди клад"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Екатерина Алексеевна Культяева

Цель:формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 1 »

г. Ртищево Саратовской области»

(ЦРР МДОУ детский сад № 1 г. Ртищево)

Конспект открытого занятия по финансовой грамотности

в старшей группе «Звездочки»:

«Квест- игра «Найди клад»»

                                                                                        Воспитатель :

                                                         Культяева Екатерина Алексеевна

                                                г. Ртищево

                                                  2024год

Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Звездочки»: «Квест- игра «Найди клад»».

Цель:формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

- Учить решать логические задачи путем коллективного обсуждения (через обсуждение ситуаций «как поступить»)

 -применять первичные экономические знания на практике.

-познакомить с понятиями: «купюра»«монета»«номинал»;

-способствовать формированию коммуникативных отношений;

-закрепить с детьми понятие «деньги»;

Развивающие: 

-развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

- развивать познавательный интерес, мышление, внимание, коммуникативные качества, речевую активность;

-пополнять словарный запас понятиями «купюра»«монета»«номинал».

Воспитывающие:

- воспитывать у детей умение применять на практике полученные знания по финансовой грамотности; 

-воспитывать личностные качества: чувство ответственности, взаимовыручки, умение работать в команде;

-воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким, товарищам.

- продолжать воспитывать интерес к играм и логическим заданиям;

Оборудование: бутылка с картой-схемой;кошелек; карточки с изображением купюр разных стран; бумажные ключи; книга сказок, иллюстрации к сказкам; сундучок с сокровищами; монетки – шоколадки по количеству детей

Предварительная работа: рассматривание альбома («Купюры и монеты», Игра в лото «Магазин», беседа «Покупки нужные и желаемые», загадки, чтение детской литературы.

Ход занятия.

I. Вводная часть. Дети входят в группу. 

Воспитатель:Ребята, давайте сейчас поздороваемся друг с другом и с гостями,которые сегодня присутствуют у нас. А для этого встанем в круг.

- Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

Обращаю внимание  на бутылку с посланием,которая стоит на столе.

_Ой ,ребята,посмотрите кто- то оставил нам бутылку,а в ней какая- то бумага. Как вы думаете,кто таким образом отправляет письма и послания?(таким образом письма отправляют пираты).Да,верно,пираты .

Достаю лист бумаги:

-Ребята!Да это же карта сокровищ!Как здорово!На ней изображен клад,который мы сможем найти и открыть ,если  выполним с вами различные задания  на каждом острове и получим за них ключи.Видимо ,какой-то добрый пират хочет ,чтобы мы отыскали этот клад!Хотите отправиться в увлекательное путешествие?

(Хотим).Тогда в путь!

II Основная часть

Под Музыку строимся в круг и изображаем,что плывем.

- Ребята ,посмотрите на  карту -схему, на ней изображено  несколько островов, и они обозначены определенным символом.какой же это знак?(изображен денежный знак)

Итак, мы приплыли на Первый остров «Денежный». Посмотрите символ сдесь– это деньги. Давайте посмотрим, есть ли здесь какое-либо задание. Где обычно могут находиться деньги? Да, в кошелке.(Находим в кошельке задание.)

Задание № 1

- здесь написано: «Чтоб получить  ключ нам нужно ответить на вопросы.» Проходите  на стулья и начнем!

- Чтобы что-то купить в магазине, нужно за товар, что сделать? (за товар нужно заплатить)

- Чем мы платим за товар? (за товар мы платим деньгами)

- Правильно, а вы знаете, как появились деньги? (Давно, когда еще не было денег, люди обменивались результатами своей работы друг с другом)

- Давным –давно, было такое время, когда денег у людей ещё не было. Они обменивались разными вещами, например: зерно меняли на орудие труда, домашние животные  и шкуры животных менялись  на украшения из ракушек и других красивых камней. Это называлось –Натуральный обмен. Как вы думаете, удобно это было? (нет,это не удобно)

-Верно, и тогда люди договорились, что обменивать товар будет легче, если использовать знаки, которые они назвали – деньгами.

-Вы знаете какие бывают деньги?из чего они могут быть сделаны? (деньги бывают металлические и бумажные).

-Хорошо, а как называются металлические деньги? (метал.деньги назыв.монеты)

-Правильно. Как называют бумажные деньги? (бумаж.деньги назыв.купюры)

- Ребята,подойдите и  посмотрите сколько разных денег здесь. Это деньги разных стран. (дети рассматривают изображение валюты на столе)                                                                

- У каждого государства свои деньги. Деньги других  разных стран называются Валюта.

 - А в какой стране мы живём?(Мы живем в России) .Как называются деньги нашей страны? (Деньги нашей страны называются российскими рублями)

 Молодцы,ребята.И вот для вас еще задание на этом острове:

Задание № 2-Найдите деньги  только те, на которых изображены российские рубли.

Ребята,как вы думаете,от какого слова произошло слово Рубль?

(- Слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ.)

А металическая монета –КОПЕЙКА почему так называется?( Ее так назвали из-за того, что на монете изображен всадник с копьем.)

- Правильно. Молодцы! Ребята, а вы видели, что на каждой купюре написаны цифры? (да)что это?(стоимость,цена) По другому, говорят, «номинал»(Ответ детей).

-Номинал -это стоимость монеты или купюры. Давайте повторим вместе. (Дети повторяют понятие номинал)

-Я буду показывать вам купюры, а вы мне ответите какой номинал у этих купюр.

(Воспитатель показывает детям купюры с номиналом 10, 50, 100, 500, 1000, 2000, 5000 рублей)

-Молодцы! Вы ответили на все вопросы, и заработали первый ключ.

Достаю ключ из кошелька. Теперь, мы можем отправиться на следующий остров.

Подходим к карте-схеме. как вы думаете, под какой цифрой следующий остров?

Да, следующий остров по цифрой 2 и называется он:…..? («Сказки»)

Под Музыку строимся в круг и изображаем,что плывем.Затем проходят к мольбету с каринками и встают полукругом перед ним.

-В этом задании нам предлагают ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на мольберте и показать эту иллюстрацию к сказке.

Задание № 2

1. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

2. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)

3. Какой сказочный герой выполнял все желания Емели? (По щучьему велению)

4. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли. (Буратино)

5. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

6. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)

7. Какое сказочное животное умело изготавливать драгоценны камни простым ударом копыта? (серебряное копытце).А золотые монеты?(Золотая Антилопа)

А где же ключик? (в книге)

В книге  лежит ключик, дети его находят.

- Молодцы! Еще один ключ у нас.

Двигательная игра «Покупки».А теперь немного передохнем.

Хлопните в ладоши и скажите«ДА», если можно купить за деньги этот товар.

Топните ногой и скажите«Нет», если купить это нельзя.

Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.

 Подойдем к карте и посмотрим, какой  же следующий остров нас ждет.

-Третий остров «Бюджетный», и мы отправляемся дальше на поиски знаний!

Под Музыку строимся в круг и изображаем,что плывем.

Скажите ребята, кто-нибудь из вас слышал слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно может обозначать? (ответы детей)                                            

- Ребята, слово «бюджет» произошло от старинного слова «бюджетте», что означает кошелёк, сумка, мешок с деньгами. Бюджет может быть разный. Может быть бюджет всей страны – государственный, это все деньги государства или даже бюджет вашей семьи и тогда он будет называться Семейный бюджет.                                                                                                          Так что же такое семейный бюджет? (сем.бюджет –это накопления,копилка всей семьи)

- Да, верно, это «кошелёк» или «копилка» всей семьи.

- А откуда в семьях берутся деньги? (заплату получают мамы и папы)                                

- У кого есть дедушки и бабушки, которые уже не работают? Где они берут деньги? (пенсию получают)                                                                                                                    

- А у кого старший брат или сестра учатся в институте? Они откуда берут деньги? (степендию)

- Правильно. За работу, ваши родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, старшие братья и сестры стипендию и всё это называется Доходом. А еще деньги можно выиграть, найти клад, или просто найти на улице и это тоже называется Доходом.                                                                                                      Все деньги, которые получает семья, называются Доходы семьи. Давайте скажем вместе - Доходы                                                                                                              

- Ребята, но ведь деньги не только зарабатываются в общий семейный «кошелёк», но ещё из него деньги берутся и тратятся, расходуются, верно?

- На что тратят деньги в семье? (тратятся на еду,одежду,квартиру)    

- Мы отдаем наши деньги, а взамен получаем какой-нибудь товар или услугу. И когда мы покупаем что-то в магазинах, оплачиваем коммунальные услуги – свет, газ, воду, тепло, платим за детский сад, за бензин, за лекарства, за развлечения – это всё называется Расходом семьи, повторим вместе - Расходы

- В каждой семье есть Доходы и Расходы, и все вместе это и есть семейный бюджет.

- Отлично, вы теперь знаете, что такое бюджет и разбираетесь что такое доходы и расходы          

И для вас задание:

Игра «Доход или Расход»

Я буду говорить предложения, а вы должны закончить их словами: Доход или Расход.

- Мама с папой получили зарплату…. (доход)

- Мама заплатила за детский сад…. (расход)

- Бабушка купила конфеты…. (расход)

- Дедушка получил пенсию (доход)

- Вы купили билеты в кино…. (расход)

- Мама выиграла в лотерею … (доход)

- Вам купили новую игрушку… (расход)

- Мама заплатила за коммунальные услуги (свет, газ, вода)… (расход)

- Вам подарили деньги на день рождение… (доход)

-  Вы потеряли кошелек… (расход)

-  Вы нашли на улице 100 рублей… (доход)

- Дедушка заболел, нужны лекарства… (расход)

- Необходимо правильно распоряжаться бюджетом и заранее его планировать, чтобы заработанных денег хватало на всё.                              

- Ребята, хотелось бы вам попробовать самим распланировать бюджет семьи?

Игра «Бюджет» (работа в подгруппах)

Ребята, давайте разделимся на две команды - «семьи  Каждой «семье» - команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов

- Представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Родители получили зарплату, бабушка с дедушкой получили пенсию, старший брат получил стипендию. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги.

Сектор «Квартплата». В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4свободных кружка для оплаты.

Сектор «Питание». В секторе: продукты питания - 5 свободных кружков для оплаты.

Сектор «Одежда». В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты.

Сектор «Развлечения». В секторе: «аквапарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, «зоопарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты в секторе «кинотеатр». Сектор «Игрушки». В секторах «игрушки для мальчиков» и «игрушки для девочек» по 1свободному кружку для оплаты.                                                                              Сектор «Сюрприз» -1свободный кружочек

Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда.)

Где же третий ключ?(В кошельке красномдети находит ключ)

Молодцы,Ребята,пройдем к нашей карте.Какой следующий остров?

Четвертый остов «Загадочный»

Под Музыку строимся в круг и изображаем,что плывем.

Дети садятся на стулья

На столе лежит записка (Папка)

-Добрый день умники и умницы! Вам такое задание: разгадать мои загадки, справитесь? (ответ детей, хорошо давайте проверим).

1. Если хочешь в магазине,

Ты купить, к примеру, сок.

Отправляясь за покупкой,

Возьми с деньгами. (Кошелек)

2. Мы кладем их не в платок

Мы кладем их в кошелек (деньги)

3. Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет,

Весь мир обскачет,

Ни к чему сама не годна,

А всем нужна. (Монета)

4. Коль трудился круглый год

Будет кругленьким (доход)

5. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (Банкомат)

6. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (Кассир)

7. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

8Люди ходят на базар

Там дешевле весь … (Товар).

9. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

-Ну что ребята, думаю, с заданием мы справились ищем ключик (воспитатель достает последний ключ,который находится в папке с загадками).

Давайте, ребята, отдохнем, поиграем.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЫ МОНЕТКИ»

Я буду кошельком,а вы монетками.выбегайте от меня на середину и вставайте вкруг,держась за руки.

 «Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)

Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.)

Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)

Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.)

И обратно в кошелек.(подбежать к кошельку)

Отправляемся к нашей карте.

И так ребята остался  последний  пятый остров ,и мы на нем должны найти клад. Посмотрите, как обозначен клад на карте?(изображен сундук) а теперь найдите его на острове?(Дети ищут клад).

После того как дети принесут сундук, воспитатель обнаруживает записку:

 -Ребята,посмотрите ,к сундуку приложена записка…в ней написано, что много- много смельчаков не могли открыть сундук, все потому, что нужно собрать все 4 ключа.

Давайте, посчитаем, сколько ключей заработали мы. (Дети приходят к выводу, что собрали все ключи, воспитатель через щель в сундуке кладет внутрь все ключи и открывает крышку сундука, показывает содержимое.)

(Воспитатель показывает детям монеты-шоколадки)(не раздавать сразу)

-А теперь возвращаемся к себе в группу

Под Музыку строимся в круг и изображаем,что плывем.

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

-Молодцы! Скажите, вам понравилась наша игра?

-Что мы с вами искали?(мы искали клад)

-А как называют людей, которые ищут клад?(таких людей называют кладоискатели)

-Так мы с вами кто сегодня были?

-Скажите, как называются металлические деньги?

-А как называются бумажные деньги?

-А у нас в России? Молодцы!

- Ребята, а вы знаете, когда люди находят настоящий клад, они должны поделится частью клада с государством. А мы с вами давайте поделимся с нашими гостями (дети вручают гостям «золотые» монетки – талисманы на удачу в финансах)

Влючить фоновую музыку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по финансовой грамотности в старшей группе «Найди клад»

Квест-игра по финансовой грамотности в старшей группе  «Найди клад»...

Открытое занятие по финансовой грамотности в старшей группе "Путешествие в страну Финансия"

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста Воспитатель: Метляева А.А. «Путешествие в «Страну Финансия»». Цель: Формирование основ финансовой грамотности у дете...

Открытое занятие по финансовой грамотности в старшей группе «Деньги, денежки, деньжата»

Цель: закрепление знаний о специальных знаках на купюрах, валюте, ознакомление детей с работой банка.Задачи:Дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка.Познакомить детей ...

Открытое занятие по финансовой грамотности для старшей группы на тему: «Находка Мухи-Цокотухи».

Цели: 1. Познакомить детей с понятием «деньги»2. Формирование основ финансовой грамотностиОбразовательные задачи:- познакомить детей с деньгами, их предназначением;-дат...

Открытое занятие по финансовой грамотности в старшей группе «В гостях у Гнома Эконома»

Конспект открытого занятия содержит цели и задачи. В конспекте описан подробный ход занятия....