Готовность к школе и школьные принадлежности
занимательные факты по психологии (подготовительная группа)

Подъянова Ирина Ивановна
Рекомендации родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации родителям20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям детей подготовительной группы «Готовность к школе и школьные принадлежности»

Психологическая готовность к школе - это, собственно, и есть желание учиться. Для одних детей она выражается в стремлении обладать внешними атрибутами школьной жизни. Шестилеток завораживают портфель, форма (в некоторых школах существует своя собственная, учебники, красивые письменные принадлежности. Если вы возьмете своего ребенка в магазин за такими покупками - доставите ему огромное удовольствие. Правда, со временем желание просто исполнять роль ученика (приходить в школу, резвиться на перемене, выполнять задания учителя) у таких детей часто не перерастает непосредственно в интерес к получению знаний, а это сразу же отражается на оценках.

Других детей привлекает возможность узнать что-то новое. Нередко им бывает скучно на уроках, потому что, например, упражнения по чистописанию не дают пищу уму, трудоемки и механичны в исполнении. Дети быстро разочаровываются и теряют познавательный интерес к учебе.

Как определить навскидку, готов ли ваш ребенок к школе?

  1. Мотивационная готовность. Купите или попросите на время у знакомых несколько новых игрушек. Позовите ребенка посмотреть на них (не дольше минуты). Потом предложите прочесть сказку, но на самом интересном месте остановитесь. Спросите, чего сейчас больше хочется: поиграть или дослушать сказку. Ребенок со сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать, что же произошло с героями сказки дальше; малыш, который еще не готов учиться, предпочтет продолжить игру. Вы можете также предложить ребенку поиграть в школу - обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать. Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учительницы, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.
  2. Волевая готовность. Не всегда уроки в школе вызывают искренний интерес ребенка. Для успешной учебы ребенок должен уметь «включать» волю - ему понадобится умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу.

Волю можно тренировать в игре - пусть ребенок срисовывает изображения с картинок (это развивает усидчивость), хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила, и подвижные, например «зеркало»: стоя напротив, ребенок выполняет все движения одновременно с вами, словно он - ваше отражение. Это довольно сложно, так что запаситесь терпением!

По мере развития в игре восприятия, памяти, мышления у вашего дошколенка будут удаваться все новые и новые задания, он начнет выигрывать, получая вашу похвалу и одобрение, т. е. сначала мотивом станет выигрыш и похвала, затем ребенок начнет радоваться самому факту выполненного задания - это и есть зарождение познавательного интереса. Поэтому, если он совершил ошибку, не ругайте его, а разберитесь в ее причине.

Занятия зарядкой по утрам в строго определенное время тоже способствуют развитию волевых качеств. Надо лишь помнить, что структуры головного мозга, отвечающие за произвольное поведение, формируются как раз к 7 годам. Так что ваши требования к 6-летнему малышу должны быть адекватны его возрасту.

  1. Интеллектуальная готовность к школе подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.
  2. Попробуйте сами оценить механическую память малыша. Четко выговаривая слова, произнесите бессмысленный набор слов: месяц, кубик, чашка, одеяло, книга, кошка, потолок, стол, рука, варенье. Теперь попросите ребенка повторить те слова, которые он запомнил. По средним показателям для механической памяти детей 6-7 лет с первого раза малыш воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через один час забывает не больше 2 слов, которые назвал раньше. Если ваши результаты похуже среднестатистических, тренируйтесь с ребенком в каждую свободную минутку.

Чтобы подтянуть логическую память, назовите несколько цепочек слов, объединенных логической связью. Например: женщина - мужчина, река - море - океан и т. д. Предложите ребенку запомнить 5-6 таких цепочек, произнеся их вслух. После этого скажите первое слово из цепочки и попросите малыша вспомнить остальные. Это упражнение больше похоже на игру, нравится детям и занимает совсем немного времени.

Чтобы ребенок умел последовательно излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, почаще просите его рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чем был просмотренный мультфильм.

Способность обобщать хорошо тренировать в игре с картинками (которые можете нарисовать сами). Предложите ребенку четыре картинки (например, шкаф, кресло, стул, тарелка). На трех из них предметы, которые можно объединить в одну группу - мебель, а один предмет не вписывается в этот ряд, поскольку относится к посуде. Поэтому такой рисунок

откладывается в сторону. Пусть ребенок прокомментирует выбор «лишней картинки». Память, как и внимание, можно тренировать во время прогулки. Проходя мимо какого-нибудь человека, попросите ребенка внимательно посмотреть, во что тот одет, а потом, не оборачиваясь, вспомнить, какие вещи и какого цвета были на прохожем. Картинки типа «найди 10 отличий» также подходят для развития памяти.

Процедура диагностики психологической готовности ребенка к школе может проводиться в детском саду психологом. Возраст детей должен быть не меньше 5 лет и 6 месяцев. В школе этот тест проводится в апреле-мае. Обычно вывешивают объявление о том, что в указанный срок (как правило, с середины марта до начала апреля) родители будущих первоклассников должны прийти и записать своих детей на собеседование. Требования, которые будут предъявлены детям, обычно сформулированы примерно таким образом: ребенок должен уметь воспроизвести рисунок по образцу, работать по правилу, выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ, различать отдельные звуки в словах. Собеседование проводят в присутствии родителей. По его итогам мамам и папам в случае необходимости даются рекомендации, как лучше подготовить за оставшееся время малыша к школе. Результаты обследования заносятся в карту психического развития ребенка. Она содержит личные данные: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье. Для сохранения конфиденциальности лист с этой информацией хранится отдельно, на нем, как и на карте, стоит шифр, ключ от которого хранится у психолога. Ни администрация, ни педагоги не имеют права получить эти сведения без разрешения специалиста. В течение всего обучения в школе данные о проводимых обследованиях заносятся в карту, которая передается и в новую школу, если ребенок сменит место учебы.

Далее предлагаю несколько заданий на закрепление у детей знаний о школьных принадлежностей.

1. Побеседуйте с ребенком о том, зачем дети ходят в школу. (Дети ходят в школу для того, чтобы узнать много нового, полезного, интересного, чтобы многому научиться, чтобы завести новых друзей).

2. Предложите ребенку отгадать загадки о школе и школьных принадлежностях.

1. Любим нос везде совать:

И чертить, и рисовать.

Все раскрашиваем сами

Разноцветными носами.

(Карандаши)

2.Это что тут за зверек

Ходит вдоль и поперек?

В краске выпачканный нос,

Деревянный длинный хвост.

(Кисточка)

3.В этом ящичке цветном

Для линейки, ручек дом.

Догадались, что за ящик

Новый, яркий и блестящий?

(Пенал)

4.Их двенадцать в разных платьях.

Ими буду рисовать я

Разноцветные пейзажи

И портреты, может, даже.

(Цветные карандаши)

5.На черном поле –

Скок – поскок –

Гуляет

Зайчик – белячок.

(Доска и мел)

6.Крошки - птички

Сели в ряд

И словечки говорят.

(Буквы)

7.Открыть свою тайну любому готова,

Но ты от нее не услышишь ни слова.

(Книга)

8.Толстенькая свинка

Мягонькая спинка.

По альбому пробежится –

Станет чистою страница.

(Ластик)

9.Он читать меня научит,

Он - учебник самый лучший.

Я уже читаю: «Мама»,

Я почти профессор прямо.

(Букварь)

10.В школу едет он на мне,

В школе едет на спине.

Он везет в себе тетрадки,

Книги, папку и закладки,

Два альбома и букварь,

Счеты, краски и словарь.

Много разного всего

Для меня для одного.

(Рюкзак-ранец)

3. Упражнение «Разноцветные сигналы». Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые звуки [р] в словах- названиях школьных принадлежностей.

Дайте ребенку зеленый и синий шары (или фишки, пуговицы, пробки). Услышав твердый звук [р] в слове, они поднимают синие шары. Услышав мягкий звук [р] в слове, они поднимают зеленые шары.

Слова: рюкзак, ранец, ручка, карандаш, портфель, резинка, краски, фломастер, парта, букварь, тетрадь, розовый, сиреневый, круглый, рубить, резать, крошить, редкий.

4. Выучите с ребенком пальчиковую гимнастику «В школу».

(На первые две строчки ребёнок пальцами шагает по столу, затем загибает по одному пальцу на обеих руках).

В школу осенью пойду

Там друзей себе найду,

Научусь писать, считать,

Быстро, правильно считать,

Буду рисовать портреты,

Стану изучать кометы,

Выращу кристаллы соли

И цветок для тети Оли,

Языками овладею,

Самым сильным стать сумею,

Будку сделаю щенку …

Все на свете я смогу!

Н. Нищева

5. Поиграйте в игру «Подскажи словечко».

Карандаш ты вставишь только

Будет остро он заточен

И посыплются опилки

Из пластмассовой … (точилки).

Ею делаю замеры,

Узнавать учусь размеры.

Вот длина, вот высота,

Высота хвоста кота.

Нет, пожалуй, тут длина.

А у лейки глубина?

Измеряю лейку

Новенькой … (линейкой).

6. Дайте ребенку трудовые поручения дома: уход за комнатными растениями, для развития чувства ответственности .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности....

Загадки про школу и школьные принадлежности

Дети любят разгадывть загадки, поэтому чтобы разнообразить занятие по подготовке к школе, можно включить в него загадки про школу....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Школа и школьные принадлежности»

laquo;Школа и школьные принадлежности»Цель: развитие представлений о школе, об учебных принадлежностях и их назначении.Задачи:1. Коррекционно—образовательные:- Обобщение представлений о ш...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе " Школьные принадлежности"

В данном материале ребята ознакамливаются с функциями и предназначениями школьных принадлежностей....

03.09.23 Загадки про школу и школьные принадлежности.

Загадки про школу и школьные принадлежности для детей 5-7 лет....

Викторина для детей 6-7 лет "Школа и школьные принадлежности"

Цель: расширить и обобщить представления детей о школе, активизировать словарь детей на школьную тематику, развивать память, логическое мышление, мелкую моторику рук, воспитывать положительное отношен...

Конспект НОД " Школа и школьные принадлежности" в подготовительной к школе группе

Конспект НОД " Школа и школьные принадлежности" в подготовительной к школе группе...