Особенности проявления агрессии и агрессивности у детей дошкольного возраста
статья по психологии

Захарова Анжелика Владимировна

Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей. Дети сами часто не могут справиться со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивностью остаётся для них чрезвычайно важной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_agressivnost.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей. Дети сами часто не могут справиться со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивностью остаётся для них чрезвычайно важной.

А. И. Захаров предполагал, что характер агрессивности во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Кризисные, переходные, периоды сопряжены с неудовлетворенностью своим положением, протестным поведением, капризностью и неуравновешенностью. Возрастные кризисы, сопровождаемые естественным ростом агрессивности, связаны с проявлением новых потребностей, которые не удовлетворяются существующими отношениями и умениями. Специфической ситуацией развития обладает каждый возрастной этап. Необходимая адаптация к требованиям того или иного возраста нередко сопровождается различными проявлениями агрессивности. Сопровождаются естественным увеличением проявлений агрессивности возрастные кризисы, связанные с изменением потребностей и отсутствием возможности их удовлетворения уже имеющимися отношениями, знаниями и умениями.

Т. В. Диль-Илларионова, И. В. Чикова выделили наиболее характерные для детей дошкольного возраста проявления агрессии, например, швыряние домашние игрушек, различных предметов, грубое обращение с животными, реакции протеста, неуступчивость, упрямство. Исследователями подчеркивается обусловленность систематической агрессивности детей 3-6 лет биологическими факторами пола, темперамента и пр., а также нарушениями развития эмоционально-волевой сферы и эмоциональной депривацией.

И. В. Дубровина, М. И. Лисина предполагают, что в период раннего возраста на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападении.

Опыт работы с детьми этого возраста показывает, что подавляющее большинство детей 1,5 – 2- летнего возраста добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, обидой или плачем. Это наводит на размышления о том, что ребенок включает собственные вещи, в том числе и игрушки, во внутренние границы "Я" и рассматривает их как части самого себя. Недифференцированность и слияние всех частей "Я" приводит к невозможности установления контакта с окружающими в этой сфере отношений. Поэтому, естественно, что ребенок будет воспринимать просьбу мамы "Дай поиграть свою машинку этому мальчику!" почти как эквивалентную "Оторви руку и дай ее поносить другому ребенку!". Понятно, что реакция будет вполне предсказуемой.

 К трем годам ребенок постепенно учиться контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявления агрессивности в этом возрасте главным образом зависят от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытьё, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления.

Е. К. Лютова среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяет следующие:

-  стремление привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает внимание);

- стремление получить желанный предмет (чтобы получить нужную игрушку, некоторые дети прибегают к прямому насилию над сверстниками);

- стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стенку);

- защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессивности);

- желание ущемить достоинство другого ребёнка, с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнёр расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: "Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик").

В. С. Мухиной отмечает, что агрессивность, сложившаяся в детстве,
 остается устойчивой чертой и в дошкольном возрасте. Именно тогда начинают складываться определенные внутренние предпосылки, способствующие развитию агрессивности как устойчивой черты личности.  

О. И. Шляхтина считает, что повышенная агрессивность детей дошкольного возраста является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессии, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Е. О. Смирнова отмечает, что основные изменения в личности ребенка в дошкольном возрасте группируются в сфере социальных отношений. Это связано с расширением социальных связей ребенка, обогащением опыта общения с близкими взрослыми за счет контактов с ровесниками и посторонними людьми. Социальная сфера на этом этапе развития становится для ребенка объектом активного и целенаправленного познания. Параллельно появляется и необходимость адекватного отражения этой сферы, ориентации в ней, что порождает специфическую деятельность, связанную с реализацией собственной социальной сущности ребенка – реальное ролевое поведение. При этом предметная деятельность постепенно теряет свою значимость для ребенка и перестает быть той сферой, в которой он стремится утвердиться. Ребенок начинает оценивать себя с точки зрения своей авторитетности среди других в связи или каких-либо достижений.

Т. В. Ермолова отмечает, что механизмом такого смещения акцентов в отношении ребенка к самому себе является изменение формы и содержания общения с окружающими. Общение со взрослыми к концу дошкольного возраста приобретает форму внеситуативно-личностного, что способствует процессу познания ребенком собственного нового социального качества. Оценки и мнения окружающих людей, касающиеся не его деятельности, а его самого как личности ориентируют дошкольника на восприятие и оценку окружающих в том же качестве. Периферические области его образа себя «заполняются» новыми представлениями о себе, проецируемыми ему извне партнерами по общению.

Ближе к 7 годам они смещаются в ядро образа себя, начинают переживаться ребенком как субъективно значимые, ложатся в основу его самоотношения и обеспечивают его саморегуляцию в социальных контактах.

Познание ребенком самого себя в социальном качестве в контексте реализации ролевого поведения является наиболее адекватным. Роль обеспечивает объективацию социальной цели, а принятие роли определяет определенную позицию ребенка в социуме.

Исследователями выделяются различные факторы агрессивности детей дошкольного возраста.

По мнению В. А. Кулганов, детскую агрессию провоцируют следующие обстоятельства: желание привлечь к себе внимание сверстников; ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство; стремление защититься и отомстить; стремление быть главным; стремление получить желаемый предмет.

Ю. А. Мичурина рассматривает детскую агрессивность и связывает ее происхождение с такими факторами: тяжелая обстановка в семье, многодетность, стиль воспитания и т.д.

С. А. Завражина считал, что подобного рода травмирующие переживания требуют выхода. Они могут выливаться в качестве ответной агрессивной реакции, а так как субъект агрессии, как правило, табуирован, то агрессия переносится на доступные объекты (члены семьи, игрушки и т.д.).

В то же время наказание заставляет ребенка раз за разом переживать озлобленность, обиду, мстительность, враждебность, создает условия для формирования агрессивности как устойчивой черты личности. Изучение взаимоотношений родителей к детям выявило, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессией.

Говоря о социальных детерминантах агрессивности у детей А. Л. Соломина считала, что нельзя не учитывать такой факт как насилие в семье. Статистика практикующих психологов показывает, что люди, ставшие в детстве свидетелями сцен физического насилия между родителями, были более склонны к агрессии к своим супругам и детям, чем те, кто никогда не был свидетелем родительских драк. Дети из семей, где физическая агрессия родителей по отношению друг к другу не редкость, острее реагируют на гневные интонации взрослых, чем дети из благополучных семей, и склонны вести себя во взаимоотношениях с окружающими агрессивно.

А. И. Захаров, Г. В. Фадина, И. А. Фурманов при изучении детей, посещавших дошкольные учреждения, обнаружили, что частое общение со сверстниками может быть связано с последующей агрессивностью. Исследования показали, что дети, которые перед школой посещали детские сады, оцениваются учителями как более агрессивные, чем не посещавшие детский сад. На основе этих исследований можно предположить, что дети, которые чаще сталкивались с агрессией со сверстниками, лучше усвоили подобные реакции и скорее способны применить их в других ситуациях. Другая сторона общения со сверстниками – это то, когда дети становятся жертвами агрессии. Существуют убедительные свидетельства того, что такое столкновение с агрессией увеличивает вероятность агрессивных действий со стороны пострадавшего. Тем не менее, не все жертвы насилия копируют агрессию. Те, кто чаще подвергался нападениям и успешно защищал себя, как раз и были теми детьми, которые наиболее склонны нападать на других детей.

С. Н. Ениколопов считает, что у мальчиков агрессивность с возрастом увеличивается заметнее, чем у девочек. Стереотипы агрессивности усиливаются активно после 6 лет вместе с послеролевыми стереотипами поведения. Сама культура воспитания детей различного пола такова, что мальчикам чаще прощаются, а девочкам запрещаются агрессивные действия. Но случается так, что девочка ведет себя довольно агрессивно, потому что лучше усвоила мальчишеский тип поведения, а мальчик менее агрессивен, поскольку под влиянием воспитания у него возникли девичьи черты и повадки.

Э. Ш. Бубнова предложила, что среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивность у детей, обычно выделяют: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; сниженный уровень саморегуляции; неразвитость игровой деятельности; сниженную самооценку; нарушения в отношениях со сверстниками. В большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер.

Проявления агрессивности чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата, после чего агрессивные действия прекращаются.

Среди биологических факторов наиболее важную роль в формировании агрессивности играет центральная нервная система. Достаточное количество фактов, свидетельствующих о существовании связи лобной доли с агрессией, получено в ряде исследований, в ходе которых рассматривались косвенные показатели дисфункций или повреждения головного мозга.

Если лица с подобными дисфункциями проявляют ненормальную агрессивность, то это подтверждает существование связи между нарушениями функции коры головного мозга и формирование агрессивного поведения.

Агрессивность у детей уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. А. Басc и А. Дарки выделили вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений. У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии – как косвенной, так и прямой.

Агрессивность дошкольников характеризуется высокой частотой агрессивных действий, преобладанием прямой физической агрессии и наличием враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников. В большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный, или реактивный, характер.

Л. А Соломина утверждала, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из двух источников: семья и взаимодействие со сверстниками. «Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр». Доказано, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, жестокость, подозрительность, агрессивность и эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, и он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.

По мнению Л. С. Выготский в сфере ощущений у детей этого возраста отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.

В этом возрасте старший дошкольник сначала приобретает умение оценивать действия других детей, затем свои собственные. На этом же этапе происходит осознание своих чувств, то есть старший дошкольник может выразить свои переживания, озвучивая их. Все эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, но из этого не следует снижение интенсивности эмоциональной жизни ребенка.

Г. Г. Воронина и Е. А. Шайкина считали, что «дети учатся агрессивным действиям не только на реальных примерах (поведение членов семьи и сверстников), но и на символических, которые предлагают современные СМИ. К ним можно отнести и компьютерные игры. Хотя после многолетних исследований психологи не пришли к однозначному мнению по поводу влияния СМИ на агрессию у детей, все же представляется, что высокий уровень насилия, характерный для современного кино- и телепродукции, все же оказывает влияние на формирование агрессии у детей».

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- Основными психологическими особенностями агрессивных детей старшего дошкольного возраста являются: болезненное самолюбие, потребность в абсолютном самоутверждении, враждебность по отношению к взрослым, недоверие к окружающим, чувство неполноценности в семейной ситуации.

- Формирование агрессии у детей обусловлено действием ряда неблагоприятных факторов развития. Ведущими среди них являются эгоцентризм родителей, неразвитость их эмоциональной сферы, родительских чувств, неспособность к личностно ориентированному взаимодействию с ребенком, неадекватный возможностям и личностным особенностям ребенка, характер требований к нему, искажения в способах контроля за его поведением, приводящие к изоляции ребенка в сфере общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"Выполнила: воспитатель старшей группы № 11 Фалина Ирина Сергеевна.Цель статьи : познакомить педагогов...

Особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста

Агрессивные проявления у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся упр...

Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. Агрессия - это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в общес...

«Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

консультация для воспитателейАгрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели....

Статья "Особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста"

Аннотация: Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «сос», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эм...