"Особенности проявления элементов алгоритмической культуры у детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Сарзанова Оксана Геннадьевна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-algoritmizatsiya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный заказ к системе образования заключается в формировании личности с качественно новыми познавательными способностями, новым типом мышления, способной оперировать сложными знаковыми системами и владеющей современными когнетивно-информационными технологиями. Успешность выполнения этих задач обеспечивается развитием у субъектов образовательного процесса алгоритмической культуры, которая является частью более широкой культуры – информационной.

Содержание понятий «информационная культура личности» раскрывается в психолого-педагогических исследованиях. С одной стороны, информационная культура – это совокупность алгоритмов и правил их реализации в информационном обществе, а с другой – информационное общество, в котором каждый гражданин владеет алгоритмами доступа к информации.

Составным элементом информационной культуры личности является алгоритмическая культура. В ее основе лежит понятие алгоритмизации, выступающее как общенаучный метод познания. Она включает в себя систему операций, входящих в умения, навыки и приемы определенного вида деятельности.

Рассмотрим особенности проявления элементов алгоритмической культуры у детей дошкольного возраста в соответствии со следующими компонентами.

Когнитивный компонент алгоритмической культуры личности детей дошкольного возраста включает в себя интеллектуальную составляющую: совокупность индивидуальных психических структур, поддерживающих алгоритмизацию, элементы алгоритмического мышления, способность к планированию, а также психологические механизмы, обеспечивающие протекание алгоритмических процессов. Он характеризуется осознанием, целенаправленностью алгоритмических действий, запоминанием предпосылок, пошаговым восприятием последовательности действий, системой мыслительных действий и приемов, которые направлены на оптимальное решение алгоритмическим способом практической или познавательной задачи, планированием последовательности действий.

Практический компонент характеризуется формированием системы алгоритмических представлений о сущности алгоритмизации, свойствах, видах алгоритмов, знанием способов алгоритмизации, а также развитием у детей алгоритмических умений: следовать плану в процессе его реализации, объяснять в развернутой речевой форме результат действий.

Ценностно-мотивационный компонент характеризуется как опыт познавательной мотивации в сфере алгоритмизации.

Индивидуально-личностный компонент характеризуется инициативностью и самостоятельностью, которые проявляет ребенок в процессе алгоритмизации, настойчивостью и целеустремленностью в выполнении алгоритмических действий, приобретении уверенности в своих возможностях, переносом усвоенных действий в новые условия.

Творческий компонент проявляется как опыт творческой деятельности. В качестве частных характеристик креативности выступает творческое воображение и мышление.

В познавательном процессе творческое воображение и мышление тесно взаимосвязаны и выполняют единую функцию, они позволяют постигать, преобразовывать и осмысливать информацию, воспринимать мир как целое.

Рефлексия как компонент алгоритмической культуры представлен умением рассматривать основания своих алгоритмических действий, связанных с овладением умениями самоконтроля, самооценки сознательного регулирования своего поведения, обогащением опыта самоуправления познавательной деятельностью алгоритмического характера.

Уровни развития алгоритмической культуры

Эмпирический уровень характеризуется внешней мотивацией алгоритмической деятельности. Алгоритмические действия ребенка носят неосознанный характер. Присутствует частичное изменение характеристик составляющих элементов действий, вербализация и визуализация затруднены, выполняется с ошибками.

Репродуктивно-исполнительский уровень характеризуется внешней стимуляцией и эмоциональным принятием алгоритмической деятельности. Анализ, планирование, решение задачи происходит на основе направляющей помощи. Алгоритм частичный, но самостоятельный, с частичным переопределением характеристик составляющих элементов алгоритмических действий, частичная вербализация и визуализация с помощью педагога. Все этапы выполняются с опорой на помощь, внутри этапов есть часть работы, которую ребенок выполняет самостоятельно.

Частично-поисковый уровень характеризуется проявлением познавательного интереса к алгоритмизации, алгоритмические действия в нужной мере осознаются. Анализ решения задачи происходит на основе эмоционального организованной стимуляции. Алгоритм с полным доопределением характеристик элементов алгоритмических действий, вербализация и визуализация осуществляется с помощью взрослого, часть алгоритмических действий выполняется самостоятельно, часть – с помощью взрослого.

Продуктивно-творческий уровень характеризуется осознанием и принятием алгоритмической деятельности, алгоритмические действия носят осознанный характер, он самостоятельно выделяет элементы задачи. Алгоритм полный, самостоятельный. Все этапы выполняются полностью, и самостоятельно, присутствует объективная оценка собственных возможностей и результатов осуществления алгоритмизации. Перенос полный, самостоятельный, осознанный, на основе полной вербализации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы алгоритмической культуры у детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов о развитие познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста

АЛГОРИТМИКА – первый этап изучения робототехники в ДОУ...

Презентация «Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста»

Презентация "Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс по теме «Особенности изучения музыкально-ритмических движений и элементов творчества и у детей дошкольного возраста.»

Выступление на РМО музыкальных руководителей в рамках Единого Методического Дня  «Влияние музыки на познавательно-речевое развитие, двигательную активность детей дошкольного возраста&r...

Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста

В процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников необходимо научить их: выделять проблему, формулировать задачу, которую необходимо решить; определять исходные данные и конечный...

"Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста".

Формирование  у дошкольников алгоритмических умений...

Особенности проявления агрессии и агрессивности у детей дошкольного возраста

Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей. Дети сами часто не могут справиться со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивностью ...