Элементы алгоритмической культуры у детей дошкольного возраста
статья на тему

Консультация для педагогов о развитие познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svetlyachek_seminar.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика действия сравнения

Сравнение – установление сходства и различая между предметами и явлениями окружающего мира.

Признание сходства или различия сравниваемых предметов определяется тем, какие свойства предметов для нас значимые. Например, если нам необходимо использовать для плавающего мяча палку, и в поле нашего зрения находятся палки разной длины, мы выбираем самую длинную. В данном случае мы сравнили палки по длине. Если же нам требуется протолкнуть палкой, какой – то застрявший в трубе предмет, мы станем сравнивать палки не только по длине, но и толщине и т.д. Сравнить можно не только непосредственно воспринимаемые предметы, но их образы, а также используя для этого какие – либо средства (мерку для измерения длины разных столов и т.д.)

Формирование действия сравнения у детей каждой возрастной группы качественно своеобразно как по содержанию, так и по способам, что определяется возрастными и индивидуальными возможностями ребёнка и зависит от того, насколько грамотно и целенаправленно воспитатель формирует у него действия анализа и синтеза. Для сравнения объектов, по каким – либо признакам необходимо уметь эти признаки выделять.

Алгоритм действия сравнения:

  1. определения темы сравнения;
  2. установление линий сравнения, т.е. выделение тех характеристик в объекте, по которым мы хотим их сопоставить (например, яблоко и грушу можно сравнить по цвету, форме и вкусу);
  3. выделение в объекте признаков различия и сравнение по ним;
  4. выводы о различиях объектов;
  5. выделение  признаков сходства  в объектах;
  6. выводы о сходстве;
  7. выводы о различии и сходстве объектов в соответствии с поставленной целью.

Младший дошкольный возраст

Педагогическая диагностика действия сравнения

Задача:  определить,  на какие признаки он опирается, сравнивая предметы между собой.

Основные условия

  • сравнение предметов по ярко выраженным признакам отличия (цвет, размер, назначение, свойства, форма);
  • естественные условия (в процессе продуктивной или игровой деятельности).

Результаты диагностики

1 уровень – ребёнок делает то же, что и на 2 уровне, но только с помощью взрослого.

2 уровень – ребёнок может самостоятельно выделить лишь один из признаков различия, например, функциональный или сходства, а остальные действия выполняет с помощью взрослого.

3 уровень – самостоятельно выделяет один – два существенных признака различия и сходства, умеет с помощью взрослого  сделать выводы о различиях и сходстве предметов.

Развитие действий сравнений у детей

Начинать формирование действия сравнения следует с развития у детей умения выделять и называть признаки различия объектов.  Воспитателю важно помнить, что ребёнку 3 лет легче видеть различия, чем сходства, а сравнивать в процессе практического действия с предметами. В связи с этим действия сравнения лучше всего формировать в условиях взаимодействия в предметно – продуктивной деятельности. Упражнять детей в сравнении предметов и их признаков воспитатель может в любое время: во время организованной непосредственной образовательной деятельности, игр, в процессе режимных процессов, на прогулке.

В процессе действий с различными предметами дети знакомятся со свойствами разных материалов, а воспитатель помогает им сопоставлять эти свойства. Так как свойства материалов определяют назначение предметов, можно одновременно сравнивать их и по функциональным признакам.

Средний дошкольный возраст

Педагогическая диагностика действия сравнения

Задачи: развивать умение определять и сравнивать  предметы  по одинаковым признакам, найти  различия предметов по функциональному назначению, подбирать пары  по одному из исходных  признаков

Основные условия

  • естественные условия (в процессе продуктивной или игровой деятельности);
  • продумывание специальных заданий, игр, создание ситуаций, в которых будет осуществляться диагностика;
  • использование тестов

Результаты диагностики

1 уровень – ребёнок  выполняет все действия сравнения только с помощью взрослого.

2 уровень – самостоятельно выделяет лишь некоторые признаки сходства или различия,  а остальные действия выполняет только вместе с взрослым.

3 уровень – с помощью взрослого или самостоятельно определяет линии сравнения, сам находит существенные признаки  различия и сходства и  умеет самостоятельно  или с помощью взрослого  сделать выводы.

Старший дошкольный возраст

Педагогическая диагностика действия сравнения

Задачи: развивать умение сравнивать  предметы  по разным основаниям, т.е. находить разные линии сравнения как с опорой на предмет, его изображения, так и без нее.

Основные условия

  • естественные условия (в процессе продуктивной или игровой деятельности);
  • создание ситуаций, в которых ребёнок сам должен определить линии сравнения;
  • использование тестов, игр – загадок,

Результаты диагностики

1 уровень – ребёнок самостоятельно называет только некоторые признаки сходства  и различия объектов, а обобщает результаты сравнения и определяет его линии с помощью взрослого.

2 уровень – самостоятельно называет  признаки сходства или различия, но делает выводы и определяет линии сравнения только  с помощью взрослого.

3 уровень – самостоятельно или с незначительной помощью взрослого определяет линии сравнения объектов,  находит и называет существенные признаки  (наряду с несущественными) различия и сходства, делает выводы по каждой из линий сравнения  и  самостоятельно  или с помощью взрослого  обобщает их результаты.

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста

АЛГОРИТМИКА – первый этап изучения робототехники в ДОУ...

Презентация «Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста»

Презентация "Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста"...

Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста

В процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников необходимо научить их: выделять проблему, формулировать задачу, которую необходимо решить; определять исходные данные и конечный...

"Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста".

Формирование  у дошкольников алгоритмических умений...

Методическая разработка «Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста»

Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста...

Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста»

Формирование алгоритмических уменийу детей дошкольного возраста»...