Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста: "В мире эмоций"
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)

Жарикова Стелла Александровна

Эмоциональная стабильность играет большую роль в успешности школьного обучения. Развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе».     Замыкаясь на компьютерах, телевизорах, дети стали меньше общаться со  взрослыми, сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dlya_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx232.42 КБ

Предварительный просмотр:

        

Психологическое развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста

«В мире эмоций».

Составила:

Педагог-психолог

Жарикова С.А.

 Аннотация

 «Приучать дитя вникать в душевное состояние

                                           других людей, ставить себя на место обиженного и

                                        чувствовать,- значит дать ребенку всю 

                                           умственную  возможность быть всегда 

                                           справедливым». К. Д. Ушинский.

        Последнее  время происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания, появляются новые программы, разрабатываются методические  материалы.  И на фоне этих изменений, развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное  внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги  Л.С. Выгодский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство, может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

       Эмоциональная стабильность играет большую роль в успешности школьного обучения. Развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе».     Замыкаясь на компьютерах, телевизорах, дети стали меньше общаться со  взрослыми, сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.  

      Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, что приводит к импульсивности поведения и проявлению агрессии. Поэтому уделять внимание развитию эмоциональной сферы следует в дошкольном возрасте с целью укрепления личности и профилактики разных отклонений и проблем развития не только специалистам, но и воспитателям, и  родителям.

В связи с этим, я вижу необходимость в разработке и проведении занятий направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

        При разработке и организации занятия учитывались основные принципы работы педагога-психолога:

  • Принцип включенности. Занятие "Удивительный мир эмоций" проводится в рамках программы подготовки детей к школе:  "Скоро в школу!").  
  • Принцип превентивности - профилактика и предупреждение нарушения эмоционального развития, нарушений поведения детей дошкольного возраста.
  • Принцип системности - работа по данному направлению (социально-коммуникативное развитие, здоровьесбережение) ведется всеми участниками образовательного процесса  (психолог, музыкальный руководитель, воспитатели, родители).

      Целью занятия является: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

      Задачи:

  • Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
  • Способствовать снижению психологического напряжения;
  • Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей;
  • Формировать положительное отношение к окружающим;
  • Научить умению контролировать свои чувства, так чтобы было комфортно самому и окружающим;
  • Формировать выразительность речи, обогащение словаря.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование (презентация к занятию);
  • аудио-магнитофон;
  • лимон, лук, виноград;
  • водопад: зонт и цветные ленты;
  • фонарик, свеча, сенсорные дорожки;
  • стих «Король Боровик» (В. Приходько) ;
  • цветные краски, коврик, пластиковые стаканы;
  • листы формата (А-4) с заранее нарисованными воском пиктограммы радости.

Использованные  технологии

  • использую здоровьесберегающие технологии;
  • игровые  приёмы;
  • проблемный диалог.

Продукты деятельности: рисунки детей.

Ожидаемые результаты:

  • Обогащение словаря.
  • Умение детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей.
  • Умение контролировать свои чувства, так чтобы было комфортно самому и окружающим.

Практическая значимость программы: возможное использование в работе педагогами-психологами как в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждениях, так и в младшей школе после некоторой модификации.  

Психологическое развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста.

Оформление группы.

Приветствие.

(Музыкальное сопровождение)

Психолог: «Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычное занятие. Нам предстоит путешествие в удивительный мир эмоций». Давайте поприветствуем друг друга улыбкой? ». (Дети смотрят друг на друга и улыбаются) .

Психолог: «Ребята, а вы уже заметили, что у нас гости. Давайте улыбкой поприветствуем наших гостей» (Музыкальное сопровождение) .

Психолог: «Я знаю, что вы можете угадывать настроение! А можете ли вы угадать, какое настроение сегодня у наших гостей? » (Ответы детей) .

Психолог: «Как вы догадались? » (Ответ детей: по выражению лица.)

Игра: «Кубик настроения». (Сл.2 )

Психолог: «Ребята, а теперь я вам предлагаю поиграть в игру. Посмотрите, какой интересный кубик! » (Дети рассматривают кубик и называют эмоции, которые изображены на нем).

Психолог: «Молодцы! А теперь по очереди вы будете бросать кубик, и та эмоция, которая изображена на кубике будете показывать».

Психолог: «Настроение человека можно определить не только по выражению лица. А как еще можно определить настроение человека? ».

(Ответы детей: По голосу, интонации и т.д.).

Игра: «Угадай эмоцию по голосу».

Психолог: «Ребята, я вам предлагаю послушать звуки голоса, угадать с каким настроением они произносятся». (Музыкальное сопровождение).

(Дети внимательно слушают предложенные звуки голоса и угадывают эмоцию) .

Игра «Повтори фразу». (Сл.3)

Психолог: «А теперь давайте сами попробуем голосом выразить эмоцию и сейчас поиграем в игру, где необходимо будет с различным настроением (с радостью, удивленно, злобно, грустно, со страхом) произнести русскую потешку: «Во саду - садочке выросла малинка». (Жили-были два енота и сказали: «Гоп! », Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал).

(Дети сначала заучивают потешку, а затем выполняют задание).

Игра: «Эмоция вкуса».

Психолог: «Каждое настроение имеет свой вкус и запах. Угадайте, о каком настроении напоминает вам этот вкус? ».

(Дети закрывают глаза и по вкусу лука, кислого лимона, сладкого винограда определяют ту или иную эмоцию) .

Горький лук-злость.  (Сл.5)

Кислый лимон-печаль. (Сл.6)

Сладкий виноград-радость. (Сл.7)

Беседа о грусти.  (Сл. 7 )

Психолог: «Ребята, а вам когда-нибудь было грустно? Когда? ».

(Ответы детей) .

Психолог: «А как вы думаете, как избавиться от грусти? ».

(Дети по очереди предлагают способы повышения настроения) .

Психолог: «Я тоже знаю несколько способов и хочу с вами поделиться. Например, поиграть с друзьями, вспомнить о чем-нибудь приятное, вспомнить о сладкой конфете, взять свою любимую игрушку, прижать к себе, поиграй с ней, сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать рисунок, улыбнуться себе в зеркале. Вот видите как много способов повышения настроения».

Игра-релаксация: «Волшебный водопад». (Сл. 8)

Психолог: «Я вам предлагаю сейчас повысить свое настроение необычным способом. (Музыкальное сопровождение "Звуки водопада") .

Психолог: «Что это за звук? Это водопад! Посмотрите, какой удивительный водопад, давайте подойдем к нему! Какой он цветной! Тут все цвета радуги! »

Психолог: «Это волшебный водопад! Как здесь чудесно! Как здесь волшебно! Ребята, здесь повышается настроение! Заходите сюда. Что вы чувствуете в таком водопаде? »

(Дети проходят через водопад).

Беседа о страхе.  (Сл.9)

Психолог: «Ребята, а вам когда-нибудь было страшно? ».

(Ответы детей).

Игра: «Светлячок».

Описание игры:

Психолог предлагает представить детям, что они попали в нору к кроту. В комнате, где находятся дети, неожиданно гаснет свет. К кроту в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты (психолог узнает об этом из рисунков или из предварительной беседы с родителями). Он с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой, заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места. (Музыкальное сопровождение)

Беседа об эмоции-злость. (Сл. 10)

(Психолог читает стих, а дети имитируют движения) .

«Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи».

(В. Приходько)

Психолог: «Какое чувство испытывал король-Боровик?». (Ответы детей: злость) .

Психолог: А вы злились когда-нибудь? Что ты делаешь, когда злишься? (Ответы детей: ругаюсь, дерусь, кричу… .)

Упражнение: «Обзываемся овощами».

(Музыкальное сопровождение)

Психолог:«Я хочу вас научить, как правильно бороться со злостью и обидой и предлагаю вам поругаться. Но не плохими словами, а … овощами. Например, «Ты-огурец», «А ты-редиска», «Ты-морковка», «А ты-тыква»…

Психолог: «А еще… можно использовать «стаканчик для криков». Давайте в него покричим и оставим в нем всю свою злость… ».

Психолог: «Так же, можно использовать «коврик злости». Здесь, оказывается тоже можно оставлять свою злость… Предлагаю зайти на коврик (одному ребенку) и вытирать ноги до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться". (Музыкальное сопровождение) .

Упражнение-релаксация «На берегу моря». (Сл. 11)

(Музыкальное сопровождение "Звуки моря") .

Психолог: «А сейчас, давайте, по- фантазируем. Пройдите на коврики и лягте под зонтики. Расслабьтесь. Представьте, что мы находится на берегу моря. Мы слышим шум моря, пение птиц. Светит теплое солнышко, касаясь своими нежными лучиками нашего тела. Нам тепло, хорошо, уютно. Теплый, нежный ветерок касается наших ног, рук, лица. Мы делаем глубокий вдох-выдох. А теперь открываем глаза, возвращаемся в комнату».

(Дети садятся на ковриках) .

Рефлексия.

Упражнение "Сюрприз".

Психолог: «А сейчас я всех вас хочу удивить! Посмотрите у меня в руках волшебные листочки. Вам надо закрасить их и вы увидите, что произойдет».

(Музыкальное сопровождение).

(Дети закрашивают красками заранее подготовленные листочки с нарисованными воском пиктограмм).

Психолог: «Ребята совпадает ли ваше настроение с настроением, которое на листочках? Так давайте поделимся с хорошим настроением с нашими гостями». (Музыкальное сопровождение «Улыбка») .

(Дети дарят гостям свое радостное настроение) .

Итог занятия: рефлексия.

Психолог: «Сегодня мы с вами познакомились с основными эмоциями. Радостью, злостью, грустью и удивлением, обидой. Научились бороться со злостью, грустью и страхом. В каких жизненных ситуациях, ребята, вам помогут знания и умения, которые вы получили на занятии?». (Ответы детей) Психолог: «Молодцы, ребята! Вы отлично сегодня поработали! Спасибо всем!»  (Сл.12)

Литература:

1.  Алхимия эмоций: немного о природе чувств и страстей / Игорь Исаев, — М.: Беловодье, 2009

2. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

3.Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2006

4.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,

5.  Изотова Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

6.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002.

7.Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов / Г.Н. Жучкова. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.

8.  Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986.

9. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М., 2004.13.  Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.

10. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста "В мире творчества Е.И. Чарушина"

На интегрированном занятии "В мире творчества Е.И. Чарушина"  дети знакомятся с творчеством художника - иллюстратора и писателя, рисуют способом "тычка", импровизируют под музыку....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по Формированию целостной картины мира. Тема. «Все профессии нужны, все профессии важны».

Конспект  занятия  для детей старшего дошкольного возраста по Формированию целостной картины мира....

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. В мире звуков

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста В мире звуков...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций»

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций»...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Путешествие в мир животных.

Тема: Путешествие в мир животных.Программные задачи: Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек – часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп эмоций»

Цель: эмоционально-волевое развитие детейЗадачи:1. Закрепить знания об основных эмоциях;2. Научить детей различать эмоции;3. Развивать у детей чувство эмпатии;4. Развивать у детей рефлексивные способн...

Тренинговое (открытое) занятие для детей старшего дошкольного возраста « В поисках эмоций»

Тренинговое (открытое) занятие для детей старшего дошкольного возраста « В поисках эмоций»...