Леворукие дети
статья по психологии

Полякова Лариса Анатольевна

Одной из актуальных проблем для воспитателей , родителей и самого ребенка является леворукость ( левшество ), т . е . функциональное преобладание левой руки над правой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levorukie_deti.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Леворукие дети

 

Одной из актуальных проблем для воспитателей , родителей и самого ребенка является леворукость ( левшество ), т . е . функциональное преобладание левой руки над правой , имеющее , как правило , врожденный характер . Учебно - образовательный процесс традиционно ст роится на развитии вербального и логического мышления , т . е . на развитии левого полушария , что не способствует успешной адаптации леворуких детей к процессу обучения .

Право преимущественного владения той или другой рукой определяется особым распределением функций между правым и левым полушариями  головногомозга. Обычно мы говорим о мозге как о едином органе, хотя на самом деле его единство складывается из деятельности двух полушарий – правого и левого, между которыми существуют четкие различия, т.е. имеет место функциональная асимметрия мозга.

Это значит, что в функциональном отношении оба полушария неравнозначны, одно из них является доминантным, а другое подчиненным. По характеру проявления можно выделить три вида функциональной асимметрии: моторную (неравномерное участие правой и левой половины туловища, рук, ног и лица при формировании общего двигательного поведения), сенсорную (функциональное неравенство парных органов чувств) и психическую (организация речи  и других высших психических функций).

Примерно у 70%  леворуких детей центры речи расположены в левом полушарии, у 30% из них они выявлены в правом полушарии или в обоих полушариях.

Рука - самый полифункциональный орган двигательной активности человека, поэтому развитие руки как органа (неравномерное участие левой половины  жестов свидетельствует о связи определения правой руки как ведущей со становлением центра речи. Обозначений асимметрии рук много; наиболее распространены: праворукость, или правшество, леворукость, или левшество, обоюдорукость, или амбидекстрия.

Оба полушария способны к восприятию слов, образов и к их переработке, но эти процессы протекают в них по-разному.

Левое полушарие. Вербальное, логическое, «рассудочное». Обрабатывает информацию, поступающую в мозг, последовательно, аналитически. Ему свойствен аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от частного к общему); при этом анализ предшествует синтезу.

Правое полушарие. Невербальное, образное, зрительное. Обрабатывает сигналы одновременно и холистически (целостно). Позволяет видеть объекты в нескольких смысловых плоскостях. Ему свойствен синтетический подход по принципу дедукции (от общего к частному), когда синтез предшествует анализу.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Именно в дошкольный период создаются особо благоприятные условия для возникновения психических новообразований в познавательной и мотивационной сферах, имеющих существенное значение для ребенка.

Своевременное выявление детей, склонных к леворукости, позволит предотвратить необоснованное их переучивание и предупредить нарушения в развитии личности и тем самым сохранить психическое здоровье ребенка.

В возрасте 5-6 лет необходимо провести диагностику на определение профиля асимметрии. Ранее делать это считаем нецелесообразным: развитие до этого возраста обусловлено неравномерностью процесса морфологического созревания полушарий; причем опережающее развитие нередко характерно для правого полушария.

При наблюдении за поведением детей, анализе их ответов, разговоров между собой, тех частей речи (глаголы, наречия, прилагательные), которые ребенок использует для описания своего опыта, выявляется вид (тип) репрезентативной системы.

Ребенок с визуальной модальностью употребляет слова «вижу», «ясно», при разговоре руки совершает манипуляции в верхней части тела, от груди и до головы.

Аудиалы часто произносят: «слышу», «звучит», «громко», руками манипулируют в средней части тела - от чуть выше пояса до середины груди.

Кинестетически ориентированный ребенок использует слова «чувствую», «легко», «давит», руками манипулирует в нижней части тела.

Как правило, для праворуких детей характерна аудиальная модальность, для леворуких - визуальная, визуально-аудиальная и кинестетическая.

Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса,

В учебно-образовательном процессе подача материала в основном носит вербальный характер, поэтому у детей с ведущим правым полушарием (у леворуких) наблюдаются затруднения в их адекватной переработке. Таким образом, информация, полученная в словесной форме, не оказывает существенного влияния на формирование познавательных способностей и развитие ребенка в целом.                 

Для детей с ведущим правым полушарием не подходит сухое, последовательное, с неоднократным повторением материала. Их память непроизвольна – они лучше запомнят яркий образ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Леворукие дети

«Что делать, если ваш ребенок леворукий» (рекомендации родителям) Знаете ли вы, что леворукими были величайшие художники Микеланджело и Леонардо да Винчи; римский император Юлий Цезарь; ученые...

Система рекомендаций по проведению коррекционно-педагогической работы при подготовке леворуких детей к школе.

Описаны особенности протекания познавательных процессов леворуких детей. Подобрана система упражнений по предупреждению трудностей обучения в школе леворуких детей и детей - амбидекстров....

ИГРЫ ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

В данных играх большое место отводится подготовке руки к письму, формированию умения ориентироваться на плоскости листа в тетради; решаются такие задачи, как развитие зрительно-пространственной ориент...

Особенности обучения леворуких детей

При воспитании и обучении леворукого ребёнка задача взрослого - развивать в нём чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни....

Собственная методическая разработка "Планирование работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации". Пособие для логопедов, воспитателей и родителей

В пособии представлен примерный план коррекционной работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации,посещающих подготовительную к школе  группу ...

психологические особенности леворуких детей , развивающие игры для леворуких детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ .На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однак...

Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в дошкольном возрасте. Леворукость: понятие, особенности детей с леворукостью, рекомендации по психолого-педагогической работе с ними

Чтение играет важнейшую роль в жизни человека. Особое место данный процесс развития личности у детей занимает в их познавательной деятельности, в формировании личности. Чтение развивает интеллект, что...