Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы дошкольников «Путешествие в Страну Эмоций»
статья по психологии (старшая, подготовительная группа)

 Моисеева Ульяна Сергеевна

Возраст, заключение: дети старшего дошкольного возраста, ТНР

Тема занятия: «Путешествие в страну Эмоций»

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Коррекционно-образовательные: научить отличать эмоциональное состояние радость от других состояний, учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, а также используя выразительные средства, познакомить детей с методами саморегуляции своего эмоционального состояния, способствовать осмыслению своего эмоционального состояния.

Коррекционно-развивающие: развивать способности определять эмоциональное состояние другого человека, формировать положительные чувства и эмоции посредством улыбки, создать у детей радостное настроение от совместной работы.

Коррекционно-воспитательные: способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе, воспитание эмпатии.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

по развитию эмоциональной сферы дошкольников

«Путешествие в Страну Эмоций»

Составитель:

Моисеева Ульяна Сергеевна

Педагог-психолог

ГБДОУ детский сад №92

Невского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург 2022

Возраст, заключение: дети старшего дошкольного возраста, ТНР

Тема занятия: «Путешествие в страну Эмоций»

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Коррекционно-образовательные: научить отличать эмоциональное состояние радость от других состояний, учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, а также используя выразительные средства, познакомить детей с методами саморегуляции своего эмоционального состояния, способствовать осмыслению своего эмоционального состояния.

Коррекционно-развивающие: развивать способности определять эмоциональное состояние другого человека, формировать положительные чувства и эмоции посредством улыбки, создать у детей радостное настроение от совместной работы.

Коррекционно-воспитательные: способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе, воспитание эмпатии.


Ход занятия

Дети проходят в зал и встают вместе с психологом в круг.

Приветствие. 

Психолог: Здравствуйте, мои дорогие! Я очень рада вас всех видеть! Спасибо, что пришли в гости. А вы рады меня видеть?

Дети: Рады!

Психолог: Ребята, а посмотрите, что это лежит у нас?

Дети: Это кубик.

Психолог: Все верно, а что на нем есть? Что изображено?

Дети: Это смайлики.

Психолог: А все смайлики одинаковые?

Дети: Нет, они разные!

Психолог: Все верно каждый смайлик разный, у каждого разного настроение. . Ребята, это эмоции. Как вы думаете, какие эмоции существуют?

Дети: Злость, радость, грусть

Психолог: Правильно, молодцы. Ребята, это кубик настроения. Поиграем в него?

Дети: Да!

Психолог: Я буду бросать каждому из вас кубик, а вы поздороваетесь с таким настроением, которое вам выпадет. Все понятно, ребята?

Дети: Да

Дети вместе с психологом играют в кубик и приветствуют друг друга.

Психолог: Ребята, скажите, пожалуйста, а какая эмоция больше всего вам нравится?

Дети: Радость

Психолог: Каким человеком быть приятно?

Дети: Добрым, радостным, счастливым.

Раздается звонок телефона.

Психолог: Кажется, нам кто-то пытается позвонить. Ответим на звонок?

Дети: Да!

Психолог: Садитесь, пожалуйста, на ковер.

Дети садятся на ковер лицом к экрану.

На экране высвечивается Эльза, которая просит о помощи.

Эльза: Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Случилась большая неприятность, прилетел злой Гаргамель! Он украл радость с лиц жителей страны Эмоций! И спрятал tt  в волшебном сундуке. Ребята, вы поможете нам? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ!

Ключ от сундука разбился на части, каждая часть попала в разные города. Вам нужно отыскать все части сломанного ключа и для этого надо отправиться в далекое путешествие по городам Страны Эмоций. А чтобы не заблудиться, я дарю вам волшебную карту!

Психолог: Ребята, поможем Эльзе отыскать украденную радость?

Дети: Да!

Психолог: Где-то тут Эльза оставила нам карту…А, вот же она! Возьмем скорее и посмотрим в какой город мы отправимся сначала?

Дети: К грусти

Психолог: Ребята, а давайте отправимся в наше путешествие на паровозе?

Дети: Да

Психолог: Паровоз движется по рельсам, выгоны сцеплены между собой, построились в колонну за мной. Положите руки впереди стоящему на плечи. Начинаем движение! Поехали!

Дети вместе с психологом движутся к городу под грустную музыку № 1. Грустиплач

Психолог: Вот мы и подъехали к первому городу. Ой, а что это за город такой, ребята?

Дети: Это Грусть!

Психолог: А как вы это поняли?

Дети: Грустные глаза, уголки губ опущены, печальный взгляд.

Психолог: Все верно! Этот город называется Грустиплач. Все его жители все время невеселые, плачут. Жители хотят, чтобы мы с ними тоже погрустили. Подумайте и вспомните, когда нам бывает грустно?

Дети: Когда кто-то обижает.

Психолог: Как мы поможем жителям этого города не грустить?

Дети: Пожелать им чего-то хорошего! Дети перечисляют варианты

Психолог: Все верно. А еще можно улыбаться, поиграть с друзьями, вспомнить о самом приятном на свете, взять любимую игрушку и поиграть с ней. О, ребята, а когда мы весело танцуем, грусть убегает?

Дети: Да!

Психолог: Научим их веселому танцу?

Дети: Да!

Дети идут на ковер и следуют указаниям психолога. Проводиться игра «Танцуют все».

Включается веселая музыка.

Дети стоят полукругом. Психолог дает задание: «танцует правая рука», «танцует левая нога», «танцует голова», «танцуют плечи», «танцует левая рука», «танцует правая нога». и т.д. – участники импровизируют. По команде «танцуют все» - в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза). Психолог может сочетать объяснение с показом.

Психолог: Ребята, а за то, что мы научили грустинок такому веселому танцу, грустинки отдали нам часть ключа, с помощью которого мы сможем расколдовать волшебный сундук. Положите, пожалуйста, часть ключа в волшебную корзину.

Дети кладут часть ключа в корзину

Психолог: Отправляемся дальше в путь?

Дети: Да.

Психолог: В какой город отправимся теперь?

Дети: В город злости!

Психолог: Ребята, скорее садимся на паровоз.

Дети вместе с психологом отправляются к городу под сердитую музыку. №2 Злость.

Психолог: Вот мы и подъехали к нашему городу Злости. Ребята, как выглядят жители этого города?

Дети: Лицо сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые

Психолог: А когда вы злитесь?

Дети: Когда обижают, что-то не получается, когда кто-то обзывается.

Психолог: Жители города Злости считают, что если человек злится, то это может продолжаться очень долго. А вам нравится  долго злиться?

Дети: Нет

Психолог: Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас? 

Дети: Развеселить себя, нарисовать что-нибудь красивое, побить подушку, порвать бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть интересный мультик, почитать веселую книгу, съесть конфетку, полепить из пластилина, побегать на улице, попускать мыльные пузыри

Психолог: Все верно ребята, мы поможем справиться жителям города со злостью?

Дети: Да

Психолог: Перед вами лежат листы бумаги, представьте, что это ваша злость. Со всей силы сомните злость, и бросьте мешок, чтобы она не выбралась!

Дети комкают бумагу и складывают свою злость в мешок. На фоне звучит музыка

Психолог: Ребята, а как мы еще можем помочь жителям города?

Дети: Что-нибудь подарить!

Психолог: Ребята, присаживайтесь за столы, перед вами лежит снежинка, нам нужно красиво и аккуратно ее раскрасить, и отдать жителям города Злости!

Дети под релаксационную музыку заранее подготовленные мандалы.

Психолог: Как красиво у нас получилось! Давайте отдадим снежинки жителям города злости. Положите, пожалуйста, их сюда.

Психолог забирает в подарочную коробку снежинки детей

Психолог: Молодцы ребята, вы помогли жителям города справляться со злостью, и посмотрите, что они нам отдали?

Дети: Еще одна часть ключа!

Психолог: Положите, пожалуйста, эту часть в корзину

Дети кладут часть ключа в корзину.

Психолог: Куда же мы с вами направимся дальше?

Дети: Идем по к страху.

Психолог: Садимся в паровоз!

Дети вместе с педагогом под музыку направляются к следующем городу, городу №3. Страх

Психолог: Ребята, мы с вами попали в города Страха. Именно тут живут наши с вами страхи. А вы боитесь чего-то?

Дети: Да. (Дети перечисляют свои страхи, психолог также может называть, чего он боится.)

Психолог: Наши страхи нужно спрятать, чтобы они никуда не выбрались. Пожалуйста, встаньте напротив песочных столов. На рисуйте на песке свой страх.

Дети под музыку рисуют свой страх

Психолог: А теперь, когда наши страхи на песке, нам нужно их заколдовать. Как мы это сделаем?

Дети: Нам поможет волшебная палочка!

Психолог: Конечно, и сейчас я каждому из вас раздам волшебную палочку.

Психолог раздает каждому ребенку волшебную палочку.

Психолог: Выучим заклинание против наших страхов?

Дети: Да!

Психолог: Повторяйте за мной ребята:

Я все могу, ничего не боюсь

Лев, крокодил, темнота – ну и пусть!

Волшебная палочка мне помогает,

Я-самый смелый, я это знаю!

Заклинание повторяется 2 раза

Психолог «ловит» большим мешком страхи.

Психолог: Ребята, волшебным палочкам нужно набраться магии, давайте я положу их на магический ковер.

Психолог убирает волшебные палочки у детей

Психолог: Мы с справились со своими страхами! Ой, и посмотрите, что нам у нас тут?

Психолог указывает на фрагмент ключа

Дети: часть ключа!

Психолог отдает ключ детям, дети кладут в корзину.

Психолог: Итак, ребята, куда отправимся теперь?

Дети: К снежинке!

Психолог: А где же она спряталась?

Дети: Вот она!

Психолог: Ребята, наш путь сложный, нам с вами нужно отдохнуть! Садитесь, пожалуйста, на ковер, руки свободно положите на колени!

Включается музыка

Психолог: Мысленно представьте, что на ваше лицо падает снежинка. Вам нужно ее согнать с лица, быстро, чтобы она не успела растаять. Итак, снежинка падает на лоб, на брови, на глаза, на нос, на щеки, на рот. Она садиться на нос, и мы делаем глубокий вздох носом, и длинный выдох ртом.

Дети делают релаксационную минутку

Психолог: Мы отдохнули с вами, наше путешествие продолжается и впереди у нас следующий город. Давайте-ка снова заглянем в карту. Как вы думаете, куда нам дальше идти?

Психолог: Ребята, садимся в паровоз и отправляемся в следующий город! Куда держим путь?

Дети: в Город Радости!

Дети вместе с психологом отправляются к следующему городу под музыку №4. Радость!

Психолог: Вот мы с вами и попали в город Радости. Где-то тут спрятана последняя часть ключа! Присядьте, пожалуйста, на ковер. Сейчас каждый из вас попробует себя в роли сыщика.

Проводится интерактивная игра «Находилки». Дети ищут в зимнем пейзаже различные элементы, в конце находят последнюю часть ключ.

Психолог: Ребята, вот мы и нашли последнюю часть ключа! Давайте, сложим все части.

Дети складывают на ковре пазл-ключ

После того, как дети собрали ключ, психолог достает заранее собранный ключ.

Психолог: Ребята, мы с вами собрали наш ключ. Ну что, попробуем отворить сундук?

Дети: Да

Психолог: Итак, значит каждый из нас сейчас будет проворачивать ключ. (Имя ребенка) подойти пожалуйста, сделай, первый оборот.

Психолог зовет каждого ребенка провернуть ключ в сундуке.

Сундук открывается, дети берут шары с улыбками.

Психолог: Ребята, вы большие молодцы, садитесь, пожалуйста, на ковер.

Дети садятся на ковер

Психолог: Мы с вами смогли отыскать украденную радость! Ой, но посмотрите, кто это?

На экране высвечивается Гаргамель.

Гаргамель: Вы молодцы, что нашли радость, которую я украл. Извините, меня, пожалуйста, за это. Ведь я тоже хочу быть радостным и счастливым, но у меня совершенно ничего не получается радовать, вы поможете мне научиться?

Психолог: Ребята, расскажем Гаргамелю, что нужно делать, чтобы быть радостным? Чтобы он больше не похищал ее у жителей страны Эмоций?

Дети: Да! Нужно танцевать, помогать друг другу, лепить снежки, лепить снеговика, кушать сладости

Психолог: Какие вы умные ребята, теперь Гаргамель будет знать благодаря Вам, что нужно делать, чтобы быть счастливым и радостным! Ой, а кто это нам снова звонит?

На экране высвечивается Эльза.

Эльза: Ребята, как же я вам благодарна за проделанную работу! Вы настоящие герои! Спасибо вам большое! Желаю Вам больших чудес! До свидания!

Психолог: Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось оно вам?

Дети: Да!

Психолог: Какие города мы с вами сегодня посетили?

Дети: Город Грустипалч, город Злости, города Радости, город Страха

Психолог: Что запомнилось больше всего?

Ответы детей

Психолог: Нам пришла пора прощаться, возьмите радость с собой в группу! Спасибо большое! До свидания ребята!

Дети под музыку уходят в группу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный кроссворд "Назови эмоцию" по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Электронный кроссворд-презентация по развитию эмоциональной сферы дошкольников "Азбука эмоций". Может использоваться на занятиях психолога, воспитателей и других специалистов ДОУ...

"ПЛАНЕТА ЭМОЦИЙ" . Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

С целью профилактики алекситимии и психосоматическим заболеваниям у детей дошкольного возраста необходимо привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека: обучать дошкольников выражению эмоци...

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год Содержание работы с учетом ...

Конспект ООД по развитию эмоциональной сферы на тему "В стране Эмоции"

ООД для детей 5-6 лет с использованием ИКТ, игр, упражнений, этюдов на снятие эмоционального и мышечного напряжения....

Коррекционно-развивающее занятие по развитию эмоциональной сферы дошкольников в старшей группе «Путешествие в волшебную страну».

Цель занятия: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера, успокоение детей, обучение их приемам саморегуляции; тренировка, которая заключается в...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью игрового пособия «Путешествие в волшебную страну эмоций

Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмо...