ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
учебно-методический материал по психологии

Денисевич Алеся Александровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ  ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт. Эмоции.358.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ  ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Денисевич Алеся Александровна,
музыкальный руководитель

2022

Введение

Актуальность опыта.

Название темы опыта: «Использование различных методов и приёмов для формирования эмоциональной отзывчивости у воспитанников разных возрастных групп на музыкальных занятиях».

Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка. Только развивая эмоции, интересы, вкусы детей можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Дошкольник может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре любые эмоциональные состояния.

В учебной программе дошкольного образования в образовательной области «Музыкальное искусство» уже начиная с первой младшей группы ставится задача «Развивать эмоциональную отзывчивость на вокальную и инструментальную музыку; воспитывать чувство сопереживания и сочувствия музыкальным образам».[3]

Цель опыта: Формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальных занятиях  дошкольников различного возраста с использованием различных методов и приёмов.

Задачи опыта:

- развивать показатели эмоциональной отзывчивости – наличие внимания, интереса, влечения к  деятельности;

- развивать музыкальное восприятие и интерес к классической музыке у детей дошкольного возраста;

- формировать умения передавать характерные особенности музыкального образа мимикой, движениями, одновременно с восприятием музыки; импровизировать в пении, музыкально-ритмических движениях, музицировании;

- активизировать внимание  родителей  на необходимость формирования эмоциональной отзывчивости у детей разных возрастных групп.

Длительность работы над опытом.

1.Подготовительный этап.

На этом этапе мной была изучена и проанализирована теоретическая и методическая литература по теме опыта.

2.Этап реализации.

Апробация методов и приёмов для формирования эмоциональной отзывчивости у детей разных возрастных групп на музыкальных занятиях.

3.Итоговый этап.

Были определены наиболее эффективные формы, методы и приёмы по формированию эмоциональной отзывчивости у детей разных возрастных групп.

Ведущая идея   заключается в  использовании и применении методических приёмов с учётом специализированного и  личностно-ориентированного  подхода в работе над формированием эмоциональной отзывчивости у детей разных возрастных групп. Эта работа будет эффективна со взаимодействием с воспитателями и родителями воспитанников.

Описание сути опыта.

Ребенок очень рано проявляет эмоциональную чувствительность. Уже младенец реагирует на то, как с ним взаимодействуют взрослые, каким тоном с ним разговаривают. Ребенок испытывает самые разнообразные эмоции, которые быстро сменяют друг друга.

Дети дошкольного возраста способны не только чувствовать, но и понимать различные эмоции. Уровни понимания эмоций различны у детей разного дошкольного возраста. А.М.Щетининой в результате специально проведенного исследования установлены уровни понимания дошкольниками эмоциональных состояний человека. Они легли в основу определения этапов развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

1 этап (3-4 года) - «Вхождение в музыку». В репертуар входят произведения народной и классической  музыки.  Используем произведения, которые передают состояние радости и грусти.

Опираясь на присущую детям подражательность и большую заражаемость дошкольников чувствами других людей, использую это в формировании эмоциональной отзывчивости. Педагог или персонаж, выражая эмоции вызывают эмоциональный отклик у детей (моторное подражание).

2 этап  (4-5 лет) -  «Соприкосновение с музыкой». В репертуар входят произведения народной, классической и современной музыки. Эмоциональные состояния - радость, грусть, удивление, гнев.  Ребенок осознает эмоциональное состояние при помощи подсказки взрослого, но эталон еще не сформирован.

         3 этап (5-6 лет) -  «Диалог с музыкой». В репертуар входят произведения народной, классической и современной музыки. К старшему дошкольному возрасту повышается уровень понимания детьми эмоционального состояния.

4 этап (6-7 лет) -  «Музыка в сердце моем звучит». В репертуар входят произведения народной, классической и современной музыки. Дети осмысливают, самостоятельно и точно называют эмоциональные состояния - радость, грусть, удивление, гнев, страх анализируют выразительные средства.

          Дети дошкольного возраста лучше всех других состояний "считывают" эмоцию радости. Дети всех возрастных групп достаточно хорошо понимают также выражение грусти. Труднее считывается всеми детьми эмоция удивления, вызванная интересом к чему-либо. Почти половина детей 4-5 и 6-7 лет вообще не понимают выражения этого эмоционального состояния.

Предварительно мною было проведено анкетирование родителей: «Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на прекрасное»,  «Музыкальные потребности детей». Затем, по результатам анкетирования, были подготовлены консультации для родителей : «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника», «Музыкальное воспитание в семье», «Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста», «Мама, папа, я - музыкальная семья», «О музыкальных способностях детей», «Музыка и родители» и т.д. Познакомила родителей на консультациях с теоретическими и методическими вопросами развития эмоциональной отзывчивости детей. Постоянно обновляю наглядную информацию в родительских уголках, что способствует зарождению у родителей интереса к данной теме.

Символическим домашним заданием для моих воспитанников стала моя просьба к ребятам показать дома родителям дыхательные упражнения, которым мы научились на занятии, проследить, чтоб папа с мамой делали упражнения правильно. Им очень нравится выступать в роли учителя и корректировать выполнение заданий у родителей.

Также родители принимали активное участие в развлечениях (с учётом всех профилактических мер, которые проводятся из-за пандемии короновируса).

Для реализации задачи по развитию музыкального восприятия и интереса к классической музыке у детей дошкольного возраста я исходила из того, что факт воздействия ее на ребёнка успокаивающе или возбуждающе (в зависимости от её содержания) был доказан еще крупнейшим физиологом В.М. Бехтеревым.  Учитывая живую реакцию малолетних детей на различные по характеру музыкальные произведения (плач и раздражение или радостная эмоция и успокоение), он указывал на целесообразность использования в работе с детьми раннего возраста произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции. Поэтому для младшего возраста я выбираю произведения весёлого, шутливого, светлого, спокойного, нежного характера. При взрослении представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются, углубляются, усложняются, обогащаются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.) Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации. Для занятий с ними я использую мажорные произведения как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственные эмоциональные переживания. Считаю, что дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. Виртуозное исполнение вызывает у ребенка сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желания заниматься музыкальной деятельностью.

С раннего возраста, слушая контрастные произведения, я побуждаю детей к проявлению эмоций через движения на веселую музыку и на музыку спокойного характера: укачивание, жесты, мимические действия глазами. Учитывая речевые трудности малышей раннего возраста,  развиваю их слуховое восприятие. С этой целью мною подобран ряд произведений: «Дождик», «Серенькая кошечка», «Погремушка спит и пляшет» и др. Эти музыкальные вещи помогают малышам научиться различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание инструментов. Возрастная особенность малышей раннего возраста - подражание действиям взрослого, и ее, по моему мнению, обязательно надо использовать в работе.

Конечно же, вся работа проходит в тесном контакте с воспитателями. Рекомендую воспитателям во время режимных моментов использовать фольклор. При приеме детей, для поднятия настроения – «Гости у нас, дорогие у нас», во время умывания - «Водичка, умой мое личико», «Ладушки - ладошки». Регулярно петь колыбельные при укладывании детей на сон. Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости. У детей постарше уже накоплен личный эмоциональный опыт, что позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. Глубина эмоционального переживания выражается у детей в способности распознавать нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке и выражать своих эмоции через слово, мимику, жесты, пластику.

Особое место в моей работе с детьми занимают утренники и развлечения, музыкальные досуги и посиделки. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряет чувства детей. Они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает работу над эмоциональным развитием детей более эффективной (Приложение А).

 Методы и приёмы, направленные на эмоциональное  развитие детей, использую во всей музыкальной деятельности. При прослушивании музыкальных произведений демонстрирую своё отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами. В зависимости от характера, настроения музыки,  я  тепло, ласково и нежно рассказываю о колыбельной; торжественно – о патриотической песне. Дыхательная, мимическая и артикуляционная гимнастика направлены на снижение общего напряжения; валеологические песенки-распевки готовят голосовые связки воспитанников к пению.

В работе использую фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова, направленный на сохранение и оздоровление голосового аппарата, что помогает продлитьсрок его службы и улучшает психо-эмоциональный настрой ребёнка.

 Ритмодекламация и логоритмика  очень нравятся детям и помогают им освоить ритмическую сторону музыкального обучения (Приложение Б).   Дети очень эмоционально-положительно воспринимают тактильные ощущения, поэтому активно использую приемы игрового массажа и самомасажа  (Приложение В)

 На развлечениях использую и элементы сказкотерапии. Сказкотерапия  создает большой эмоциональный всплеск. При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя роль, тем самым эмоционально переживать состояние героя сказки.

         Музыкально-ритмические движения можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве.

Движение под музыку приносит ребенку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественно, что язык танца понятен всем.

Для танца в младших и старших группах использую игрушки, не только красивые и безопасные, но и интересные детям. Чтобы с ними можно было свободно двигаться, разыгрывая свою роль, легко и удобно держать в руке, манипулировать ею. Это куклы, мишки, мячи, лошадки, детские зонтики. Они украшают танец, влияют на создание конкретного игрового образа и вызывают массу положительных эмоций.

Элементарное музицирование – один из наиболее перспективных видов музыкальной деятельности, формирует умение эмоционально откликаться на инструментальную музыку.

Таким образом, участие  детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание и исполнительская деятельность - пение, танец)  проникнуто детскими переживаниями,  отражает их собственный эмоциональный опыт и развивает его.  

Все эти методы и приёмы вызывают у воспитанников много эмоций.

3.Заключение.

Результаты работы:

1.Воспитанники эмоционально откликаются на настроение музыкальных образов, сопереживает им.

2.Воспитанники передают характерные особенности музыкального образа мимикой, движениями, одновременно с восприятием музыки.

3.Воспитанники рассказывают  выразительно-изобразительном содержании музыкальных произведений, применяя музыкальную терминологию и эмоционально-образные характеристики музыки.

4.Импровизируют в пении, музыкально-ритмических движениях, музицировании.

5.Воспитанники выразительно исполняют поэтические произведения, эмоционально и точно передают содержание, применяют нужные интонации, логические ударения и паузы, правильно воспроизводят темп, ритм стихотворной речи, регулируют силу голоса.

В начале работы над развитием эмоциональной отзывчивости воспитанники вели себя скованно и зажато. Стеснялись проявлять  инициативу в творчестве, высказывать мнение о музыкальном произведении, выполнять дыхательные и вокальные непривычные для них упражнения. Воспитанники испытывали страх сделать что-то не так.

Проведённая работа позволила снять моим воспитанникам эмоциональную зажатость. Они свободно вступают в обсуждение произведений, им нравится импровизация в пении, в музыкально-ритмических движениях, воспитанники выполняют дыхательную гимнастику и справляются с произнесением текста на заданный ритм.


Список использованных источников

1.Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Нац.Центр правовой информ. Республики Беларусь, 2011. – 400 с.

2.Образовательный стандарт дошкольного образования. Минск : Национальный ин-т образования, 2019.

3.Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. ин-т образования; Аверсэв, 2019. – 416 с.

4. Емельянов, В.В. , Трифонова, И. А. Развивающие голосовые игры: Методическая разработка для самостоятельной работы студентов по I уровню обучения программы. Фонопедический метод развития голоса. –Тюмень : Тюм ГУ, 2005. – 40 с.

5. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб. : Лань, 2007. – 192 с.

6.  Кошелева, А. Д. , Эмоциональное развитие дошкольника. Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1985 – 176 с.

7. Крюкова С. В. , Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2007. – 208 с.


                                                                                                          Приложение А

Весенняя сказка-мюзикл «Мама прилетит!»

 (Звучит быстрая музыка входит Мама-Ласточка, зовёт детей)

Мама-Ласточка:

Дети, дети, все сюда наступают холода!

(Ласточки-детки собираются вокруг мамы, садятся в кружок)

Мама Ласточка:

Наконец-то все мы в сборе,

Вот, что вам хочу сказать:

Осень за окном, и вскоре

Нужно к югу улетать.

Скоро грянут холода,

Будет нам тогда беда…

Больше медлить нам нельзя,

Собирайтесь в путь, друзья!

Ласточка-дочка:

Можно мне вопрос задать?

Будем завтра вылетать?

Ласточка-сын:

Я возьму с собой игрушки,

Чтобы вдруг не заскучать.

Мама-Ласточка:

Завтра только рассветёт-

Отправляемся в полёт.

А теперь пора уж спать,

Завтра рано нам вставать.

Ну-ка, я вас посчитаю,

Об одном переживаю:

Впереди нелёгкий путь,

А теперь пора уснуть.

 (Ласточки поют колыбельную, Мама Ласточка укладывает всех деток спать, укрывает их одеялом)

Мама-Ласточка поёт:

Спите, мои милые, засыпайте, дети,

Запасайтесь силами, завтра на рассвете

Все мы улетаем в тёплые края,

Дом наш покидаем, грусти не тая…

 (Засыпают все, одна маленькая Ласточка не спит. Её зовут Малышка)

Малышка поёт :

Спит уже и мама,

Только мне не спится,

Нужно мне с друзьями

Милыми проститься,

В лес к синичкам полечу,

Попрощаться я хочу.

Расстаёмся до весны,

Ну, а вы смотрите сны…   (Смотрит в окошко)

Говорит:

Очень ярко светит

Нам Луна в окошко,

Буду на рассвете,

Мне пора в дорожку…

 (осторожно выходит. Наступает утро, все просыпаются)

Мама – Ласточка:

Дети, просыпайтесь,

Вот и солнце встало,

С домом попрощайтесь,

Время уж настало.

Ласточка 1:

Что же, прощайте, родные края,

Мы улетаем, печаль не тая.

Ласточка 2:

Мы перелётные птицы с тобой,

Только весною вернёмся домой!

Ласточка 3:

Песню прощальную дружно споём,

Будем скучать по тебе, милый дом!

Все ласточки поют:

Солнышко проснулось,

На душе тревога,

Грустно улыбнулось-

Нам пора в дорогу.

Скажем «До свиданья,

Милый тёплый дом,

Только на прощанье

Крыльями взмахнём.

Жаркое лето, встречай нас, встречай,

Дом наш родимый, прощай, прощай!

Мы улетаем в чужие края,

Мы улетаем, печаль не тая…

Мы полетим высоко-высоко,

И улетим далеко-далеко,

Жаркое лето, встречай нас, встречай,

Дом наш родимый, прощай, прощай!

(Ласточки улетают. На сцене появляются Синички, они строят себе гнёздышко)

Синички поют :

Вьём-вьём, вьём,

Мы построим тёплый дом,

В нём, в нём, в нём

Холода переживём!

Принесите ветки,

И душистый мох,

Помогают детки,

Будет дом неплох.

Вьём-вьём, вьём,

Мы построим тёплый дом,

В нём, в нём, в нём

Холода переживём!

В самой чаще леса,

На верху сосны

Будем петь мы песни

Прямо до весны!

(Вдруг синички замечают кого-то под деревом)

Синичка-Мама:

Ой, скорее все сюда,

Кажется, стряслась беда!

(Все синички подбегают, видят Ласточку-Малышку, она лежит, замёрзла)

Синичка-Папа:

Да ведь это Ласточка,

Бедная малышка,

Вся замёрзла, лапочка,

Дышит ли? Не слышно… (слушает сердечко)

(Ласточка-Малышка просыпается, не понимает, где она)

Ласточка-Малышка:

Где же моя мама, мамочка моя?

Почему я с вами, милые друзья?

Где же мои братья? Правды не тая,

Смело отвечайте, вы же мне друзья!

Синичка- папа:

Рано на рассвете, мы по лесу шли,

Рано на рассвете мы тебя нашли.

Мама улетела с братьями на юг,

Песенку пропела и пропала вдруг…

Синичка-Мама:

Я сегодня наблюдала

В небе птичью стаю,

Им крылом я помахала,

И они пропали.

Улетели ласточки в тёплые края,

Улетели ласточки, грусти не тая…

Ласточка-Малышка:

Что же делать, как же быть,

Как мне маму воротить?

Синичка :

Оставайся с нами зиму коротать,

С верными друзьями будешь маму ждать.

Синички-детки:

Мы тебя согреем, а весна придёт,

Мамочка вернётся и тебя найдёт!

Ласточка-Малышка:

Я хотела попрощаться

До весны со всеми вами,

А теперь должна остаться

Я до возвращенья мамы…

(Синички уходят, завернув Ласточку-Малышку в тёплое одеяло. Музыка меняется на светлую, жизнерадостную. На сцене- Ласточки, они прилетели в тёплые края)

Мама- Ласточка:

Трудным был наш долгий путь,

Нам пора и отдохнуть.

Посмотрите, как светло,

Как красиво и тепло!

Ласточки-детки:

Этот край нам не знаком,

Не похож на отчий дом,

А какие здесь цветы-

Небывалой красоты!

(девочки исполняют танец Цветов)

Мама-Ласточка: Что-то на душе тревожно,

Ну-ка, детки, все сюда

(смотрит на деток, понимает, что одного не хватает)

Нет, но это невозможно,

Где же Лапочка моя?

Где же Ласточка-Малышка?

Голос я её не слышу,

Дайте я вас посчитаю…

Да, Малышки не хватает…

Как же я не доглядела?

Бросить как её посмела

На мороз и холода?

Ой, беда, беда, беда!

Возвращаюсь я домой

За малышкою родной…

(Цветы переполошились, начали отговаривать Ласточку-Маму от полёта)

Цветок 1:

Так устроено в природе-

Силы ваши на исходе!

Цветок 2:

Вам лететь сейчас нельзя,

Что молчите вы, друзья? (обращается к цветам)

Цветок 3:

Соглашусь я с милой Розой,

Там уж грянули морозы…

Цветок 4:

Пропадёте вы в пути,

Вам малышку не найти…

Зиму здесь вы переждёте,

А весной домой вернётесь.

Мама-Ласточка:

Ждать весны я не смогу

Ласточки-детки:

Там в лесу живут синички,

Строят гнёзда эти птички,

Дом они не покидают,

Зиму там пережидают.

Ласточка2:

Нашу Лапочку найдут,

Пропасть малышке не дадут!

Ласточка 3:

Её накормят, обогреют,а загрустит, так пожалеют…

Ласточка 4:

Правда, есть и воробьи,

Очень бойкие они,

Стоит точно их бояться,

Ну, хотя бы опасаться…

(Ласточки убегают, сцена меняется, появляются воробьи)

Воробьи поют :

Уж мороз в лес крепчает
Холодно, холодно,

Вот и птицы замерзают,

Голодно, голодно…

Мы не станем унывать,

Будем крыльями махать,

Мы погреемся немножко,

А потом поищем крошки.

Воробей1:

Вы слыхали, что синицы

У себя пригрели птицу?

Воробей2:

Значит, есть чем поживится,

Нужно с нами поделиться.

Воробей3:

Эй, синички, открывайте,

Да гостей вы принимайте.

Воробей 4:

Накрывайте стол скорее,

Ведь с друзьями веселее!

Воробьи все:

А не то без приглашенья

Мы войдём без промедленья!

Синички:

1: Вы нас больше не пугайте,

Поскорее улетайте!

2: А кормить мы вас не будем,

   Вы летите в город к людям,

3: Всем нам нужно постараться,

До весны бы продержаться!

Воробьи:

Город далеко от нас,

Все: А кушать хочется сейчас!

(Воробьи налетают на домик синичек, начинается драка, неожиданно появляется Филин)

Филин:

Что за звуки слышу я?

Разве можно так, друзья?

Нам зимою нелегко,

Но до весны недалеко.

Если будем воевать,

Всем тогда несдобровать.

Только вместе, только дружно

Зимовать в лесу нам нужно.

Ласточка-Малышка:

Предлагаю не ругаться,

Нужно нам весны дождаться,

Прилетит моя семья-

Братья, мамочка моя…

Будем вместе мы дружить,

Крепко дружбой дорожить!

(Все исполняют песню «Весенний перезвон», после первого куплета влетают ласточки, обнимают Малышку, второй куплет исполняют все вместе)

Мама Ласточка:

Как ждала я этот час,

Мы снова рядом, вместе!

Предлагаю нам сейчас

Исполнить дружно песню!

Ласточка – Малышка:

Ура! Со мной моя семья,

Все хором: А так же - верные друзья!

(Все дружно исполняют второй купле песни «Весенний перезвон», поклон)20220303_154043


Приложение Б

Ритмодекламация

— Мы охотимся на льва. Мы охотимся на льва.

 (Хлопают руками по коленям.)

— Не боимся мы его. Не боимся мы его  (Пальчиком грозим.)

— У нас огромное ружье.  У нас огромное ружье

(Поднимают руки вверх поочерёдно.)

— И точёный меч, уу! И точёный меч, уу! («Моторчик», победно выбрасывают руку вверх с поднятым вверх большим пальцем.)

— Ой,что это? Ой,что это?  (Разводят руками.)

—  Это болото!

— Через болото напрямик! (Поднимают руки вверх и описывают дугу.)

Быстро-быстро хлопают по коленкам.

 Далее слова повторяются сначала, но слово «болото» заменяется на:

горы (делают вид, что лезут по канату),

джунгли (делают рубящие движения руками),

поле (ползут вперед, делают узкий круг, соединяют пятки вместе, остаются в этом положении до следующего «препятствия»),

бурная река (воолнообразные движения)

Когда все препятствия перечислены, на пути – лев! Убегаем от него , перечисляя препятствия в обратном порядке. 


                                                                                                    Приложение В

Массаж

Дождик

(дети встают друг за другом «паровозиком»)

Дождь, дождь, надо нам

Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине

Гром, гром, как из пушек

Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками

Град, град, сыплет град

Все под крышами сидят /постукивают пальчиками

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками

(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)

Самомассаж

Чтобы горло не болело,

Шею мы погладим смело. (Гладят горлышко поочерёдно каждой рукой)

Чтоб не кашлять, не чихать,

Будем носик растирать. (Указательными пальцами трут крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём ,

Ладошку держим козырьком. («Козырёк» каждой ручкой поочерёдно)

Вилку пальчиками сделай (два пальца – указательный и средний)

Гладим ушки мы умело (ушко берём между пальчиков)

Да, да, да, нам простуда не страшна.(Ритмично хлопают)

Приложение Г

Музыкальные игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы детей

«Волшебное слово»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Описание игры: один ребенок садится в центр на коврике (или на «волшебный стул»). Остальные дети сидят вокруг него. Выбирается девочка или мальчик «волшебники», которые под легкую, красивую музыку легким бегом на носочках двигаются во вне большого круга, держат в руках «волшебную палочку» («волшебный платок, перо» и др.) Этой палочкой слегка касаться головы каждого ребенка, сидящего в круге. С окончанием музыка «волшебник» останавливается и тот, на кого указывает палочка, говорит сидящему в центре ребенку ласковое слово, комплимент. Усложнение: сказать три слова, погладить, спеть ему знакомую песню, обнять и т. д.

 «Повтори, но по-другому»

Цель: разнообразие эмоционального диапазона текста.

Описание игры: прочитать детям предложение или стишок и предложить им повторить его, но уже с другой интонацией *радостно, грустно, равнодушно, зло, хитро и т. д). Можно таким же образом спеть с детьми уже знакомую им песню. Заострить внимание детей на изменениях в характере музыки: «Что меняется?;, «какое исполнение вам больше понравилось?» и т. д.

«Позови по имени»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу

Описание игры: ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку сверстнику (по желанию, ласково назвав его им). Пока ребенок выбирает может звучать музыка в умеренном темпе, фоном, с ее окончанием ребенок делает свой выбор.

Приложение Д

Музыкально-дидактическая игра «Настроение музыки»

Задача: определить характер музыки (веселая – спокойная – грустная).

Оборудование. Карточки «Ромашки настроений» (ромашка «радуется», ромашка «задумчивая», ромашка «грустная»)

Музыкальный репертуар. Д. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л. В. Бетховен «Колыбельная», П. И. Чайковский «Болезнь куклы».

Ход игры: дети слушают музыкальные пьесы-картинки и с помощью карточек определяют ее характер

Или«Цветные приветики» :

Задачи: научить детей передавать свои эмоции, настроение с помощью цвета.

Оборудование: Разноцветные карточки.

Ход игры: дети выбирают тот цвет, каким сегодня они хотели бы с нами «поздороваться», цвет, который сейчас выражает их настроение, а затем пробуют тембром голоса показать настроение и поздороваться цветным «приветиком».

Музыкально-дидактическая игра «Оркестровка»

Цель: Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.

Оборудование: Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.

Музыкальный репертуар : П. И. Чайковский «Камаринская»

Методические приемы: Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки и оркестровать музыкальное произведение.

                                                                                                       


 Приложение Е

Конспект музыкально-тематического занятия с использованием ИКТ «Путешествие в мир эмоций»

Слайд 1. Музыкальное занятие «Путешествие с мир эмоций».

Дети под музыку входят в зал и становятся врассыпную.

Муз.рук. Ребята, посмотрите в окно. Видите, какое сегодня приветливое, ласковое солнышко. Оно согревает всех и дарит нам свое тепло и улыбку. Давайте мы улыбнемся друг другу, помашем рукой солнышку и скажем: «Здравствуй, солнышко!»

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Муз.рук  поет: Здравствуйте, ребята!

Дети:- Здравствуйте!

- Здравствуйте, девочки!

Девочки: Здравствуйте!

- Здравствуйте, мальчики!

Мальчики: Здравствуйте!

Муз.рук. Ребята, мы отправимся сегодня в путешествие в мир эмоций.

А кто же мне скажет, что такое эмоция? (ответы детей)

Правильно, эмоция – это наше настроение.

На чем же нам туда поехать?

Дети предлагают свои варианты.

Муз.рук. Слышите? Паровозик нас уже ждет, занимайте места в вагонах.

Под музыку из мультфильма «Паровозик из Ромашкова» дети двигаются по залу.

Слайд 2. 1 остановка «Знайка».

Муз.рук. Ребята, послушайте, о настроении и эмоциях есть такое стихотворение.

«Азбука настроения»

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения,

На всех нас – настроение.

Кто веселится, кто грустит,

Кто испугался, кто сердит.

Развеет без сомнения

Азбука настроения.

(Краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций).

Педагог. Следующая остановка – «Фотовыставка».

Слайд 3. 2 остановка – «Фотовыставка».

Педагог. Ребята, посмотрите на фотографии. Расскажите, какие эмоции они вызывают. (Ответы детей)

Педагог. Ребята, существует слово – пиктограмма. Пиктограмма – это схематическое изображение эмоции.

Педагог объясняет, чем пиктограмма отличается от фотографии.

Педагог. Посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют.

Слайд 4. Радость.

Слайд 5. Грусть.

Слайд 6. Удивление.

Слайд 7. Испуг.

Слайд 8. Злость.

Слайд 9. Спокойствие.

Задание: придумать вместе с детьми жизненную ситуацию на каждую фотографию.Педагог предлагает отправиться дальше(дети имитируют поездку на паровозике)

Слайд 10. 3 остановка – Станция «Игровая». Пиктограмма «Веселый».

Муз.рук. Здесь, ребята, есть пиктограмма и три картинки с эмоциями.

Слайд 11. Пиктограмма «Удивленный».

Слайд 12. Пиктограмма «Злой».Дети рассматривают картинки и рассуждают.

Муз.рук. Как вы думаете, какие картинки не соответствуют пиктограмме? Почему?Графическое интонирование пиктограммы «Веселый клоун»

(рисуют голосом клоуна).

Слайд 13. «Музыкальная». Фрагмент мультфильма «Крошка Енот» (песня «Улыбка).

Муз.рук. Кого вы видите на экране? Из какого мультфильма этот персонаж? Давайте послушаем его песенку. Какой у нее характер? Какое настроение?Давайте и мы споем эту песенку.

Дети исполняют песню В. Шаинского «Улыбка».

Педагог. А теперь - музыкальная загадка.

Слайд 14. Фрагмент из мультфильма «Умка» «Колыбельная медведицы».

Чья эта песенка? Какая эта песенка? Как звучит? (ответы детей)

Муз.рук  предлагает укачать медвежонка. Пластический этюд «Колыбельная».

Слайд 15. Фрагмент из мультфильма «Картинки с выставки». Избушка на курьих ножках. М. П. Мусоргский.

Муз.рук. Кого мы увидели на экране? Ребята, вы послушали отрывок из музыкального произведения Модеста Петровича Мусоргского «Избушка на курьих ножках». Как вы думаете, какой характер, у этой музыки? 

Театрализованная игра «Баба Яга».

Муз.рук. Поехали, ребята, дальше. Дети имитируют езду на паровозике.

Слайд 16. Следующая остановка «Угадай –ка».

Муз.рук объясняет, что такое мимика и пантомима.

Этюд «Сладкая конфета».

Слайд 17. Этюд «Грязь».

Слайд 18. «Скажи наоборот».

Муз.рук предлагает назвать противоположные эмоции.

Веселый – грустный. Печальный – веселый. Удивленный – спокойный

Хмурый – радостный. Испуганный – спокойный. Спокойный – сердитый

Подведение итогов.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование игр –головоломок в работе с дошкольниками»

Из опыта работы: В своей работе ,с детьми разновозрастной (старшая и подготовительная) группе , использую интеллектуально –игровую технологию. Познакомила детей играми такими как :  &l...

Описание опыта педагогической деятельности «Развитие познавательной активности у детей старшей группы посредствам использования Лэпбуков»

Современному педагогу необходимо строить образовательный процесс  так, чтобы ребенок  был активным, любознательным, интересовался новым, неизвестным об окружающем мире, задавал  вопросы...

мастер-класс для педагогов "Использование различных методов и приёмов развития устной речи детей дошкольного возраста"

Распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с новыми формами, методами и приемами  работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....