Современные тенденции и подходы к воспитанию детей раннего возраста с ОВЗ.
статья по психологии (младшая группа)

Сохранение психического здоровья детей раннего возраста является важной проблемой образовательной практики. По данным психологических исследований неблагоприятные факторы (социальные и биологические) сами по себе вызывают напряжение у детей. Условия современной жизни, физическая ослабленность детей уже с самого рождения, а зачастую и недостаточная компетентность родителей в решении проблем, возникающих в воспитании детей, способствуют возникновению аномалий в психическом развитии малышей. В данной статье описывается один из современных подходов в комплексной помощи семьям, имеющим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ И КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Мякишева С.А., педагог-психолог

ГКУ «ЦДиКСО» Ставропольское отделение

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, соответствовать данным требованиям необходимо с самых первых ступеней – с периода раннего детства.

 В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования особое внимание уделяется созданию условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, формирования способностей и творческого потенциала на основе сотрудничества с взрослым и сверстниками. Из   наблюдений, из опыта работы   становится     ясно, что в период раннего детства, который часто совпадает с поступлением ребёнка в дошкольное образовательное учреждение и временем адаптации к детскому саду, детям необходима    психологическая     поддержка, поскольку в дошкольные годы формируются основные предпосылки развития личностных качеств, которые лишь позднее становятся элементами   внутренней   культуры   личности [1]. 

          Сохранение психического здоровья детей раннего возраста является важной проблемой образовательной практики. По данным психологических исследований неблагоприятные факторы (социальные и биологические) сами по себе вызывают напряжение у детей. Условия современной жизни, физическая ослабленность детей уже с самого рождения, а зачастую и недостаточная компетентность родителей в решении проблем, возникающих при воспитании детей, способствуют возникновению аномалий в психическом развитии малышей.

 Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Этот возраст отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического и социального развития [2]. В этот период складываются формы общения со взрослыми, появляются первые социальные эмоции, активно развивается мышление, развивается память, воображение, происходит освоение пассивной и активной речи, устанавливаются первые связи слова с предметом, складывается манипулятивная и предметная деятельность, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности.  

           Опираясь на актуальность темы развития детей раннего возраста и на педагогический опыт работы с дошкольниками и их родителями, специалисты Ставропольского отделения Центра диагностики и консультирования Самарской области в данной статье представляют опыт профилактической и коррекционной работы с семьями, имеющих детей раннего возраста.  

Главными воспитателями ребенка являются родители, именно они оказывают самое большое влияние на развитие малыша с первых дней его жизни.  У родителей с любым образованием возникает много вопросов о том, как избежать возможных проблем в психологическом благополучии малышей и как гармонично воспитывать своего ребёнка. Именно поэтому работу с детьми раннего возраста необходимо проводить в комплексе родитель-ребёнок.

             Работа с родителями начиналась с анкетирования, со знакомства с семьями, их особенностями, изучения анамнеза каждой семьи и наличия возможных проблем в развитии детей и запросов родителей по тематике предстоящих встреч.  Данные анкетирования и опроса родителей показали, что основными проблемными вопросами родителей детей раннего возраста являются:

- к каким специалистам необходимо обращаться, если ребёнок не разговаривает или, по мнению родителей, отмечаются другие «несовершенства» его развития?

     - ребенок конфликтует и дерется с другими детьми

     - правильно ли развивается мой ребёнок? И как развивать ребёнка дома?

     - как подобрать по возрасту игровой материал для ребёнка раннего возраста?

          Оценив данные анкетирования, обсудив наиболее часто встречающиеся проблемные вопросы родителей, специалистами были организованы две встречи-занятия с родителями с применением интерактивных образовательных технологий, возможных для оптимального взаимодействия с небольшой публикой родителей – 4-6 человек. Традиционные методы работы с родителями на сегодняшний день являются недостаточно эффективными, поэтому   использовались такие модели взаимодействия с семьями, которые позволяют максимально заинтересовать родителей, направить их на поисковую деятельность в решении проблемных ситуаций. Для работы с публикой родителей мы применяли оптимальные для взаимодействия интерактивные технологии: «Открытое пространство», Кейс-технология и технология Квадро. Данные методы помогают выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса [3].

    Встречи с родителями проходили в течении недели с периодичностью 2 раза в неделю. Длительность каждой встречи – 1 час.

    На данных встречах подлежали обсуждению актуальные вопросы, касающиеся развития детей раннего возраста: отсутствие разговорной речи у ребёнка, причины, возможности решения проблемы; о чём говорит недостаточное развитие мелкой моторики у ребёнка? Почему ребёнок не спит днём? Нормы психического развития ребёнка раннего возраста; в каком возрасте ребёнка лучше обращаться к логопеду? Практичность и результативность использования интерактивных форм работы с родителями заключается в следующем: никто из присутствующих родителей не остается только зрителем; у всех участников уже вскоре после начала игры возникает живой интерес, желание узнать причины расхождения во взглядах и обосновать свое мнение; возможность подвести участников к оптимальному решению проблемного вопроса/ситуации.

В ходе проведения встреч с родителями психолог так же рассказывает им о возможности применения арт-терапевтических и сказко-терапевтических методов для оптимизации развития детей раннего возраста и приглашает родителей вместе с детьми на цикл коррекционно-развивающих занятий с элементами сказко-терапии, арт-терапии и игровой-терапии.  Целью данного цикла занятий с детьми раннего возраста является: профилактика и коррекция проблем в познавательной и эмоционально – личностной сфере у детей раннего возраста. Данный цикл взаимодействия с детьми включает в себя 12 занятий с малышами от 1 года до 3 лет. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительность – 15 минут.         Основные формы проведения занятий - игра, диалог, общение, активное слушание, импровизация, игры-спектакли.

          Структура проведения цикла занятий:

  1. Диагностический этап:

          Включает в себя раннюю диагностику психического развития детей по методике Е.А. Стребелевой, который необходим для получения первичной информации о состоянии развития детей, выявления проблемных зон для построения дальнейшей работы. Знакомство родителей с результатами диагностики и рекомендациями специалистов.

  1. Основной этап (проведение коррекционно-развивающих занятий)

Занятия включают:

- Ритуал «входа» в сказку – коллективное сплачивающее упражнение, помогающее детям оказаться в сказке;

- Повторение – педагог вместе с детьми вспоминает содержание предыдущего занятия (путешествия);

- Сказка – психолог рассказывает детям новую сказку;

- Игры, упражнения – проводятся различные игры и упражнения, связанные с содержанием сказки, которые решают поставленные задачи;

- Подведение итогов – обсуждается и обобщается то, что происходило на занятии, что нового узнали дети, как содержание сказки можно связать с реальной жизнью;

- Ритуал «выхода» из сказки.

Используемые методы: беседа, арт-терапевтические и сказкотерапевтические упражнения. словесные и подвижные игры, элементы психогимнастики, релаксационные упражнения.

  1.   Заключительный этап

Целью данного этапа является отслеживание эффективности проделанной работы, результативность цикла проведённых занятий, через отслеживание основных показателей   развития   детей.

          Цикл занятий по профилактике и коррекции проблем в познавательной и эмоционально – личностной сфере у детей раннего возраста (краткое описание первых занятий).

Занятие № 1 «Сон колобка»

          Материал: игрушка Колобок, массажные мячики (или шишки, орешки) на каждого ребенка. Ход занятия: психолог звонит в колокольчик, приглашая детей на занятие. Психолог привлекает внимание детей к игрушке. Колобок «здоровается» с каждым ребёнком. Психолог говорит о том, что колобок принёс ребятам много массажных мячиков и предлагает с ними поиграть (Колобок раздает мячик каждому ребенку или дети сами берут из корзины). Пальчиковая игра «Мячик» (под стихотворное сопровождение дети массируют пальчики массажным мячиком (или шишкой, орешком), выполняя действия по ходу стихотворения).

Психолог предлагает ребятам встать со своих стульчиков и еще поиграть с Колобком: Малоподвижная игра «Мы ногами топ-топ».

          Психолог хвалит ребят и говорит о том, что Колобок принёс для них сегодня сказку, предлагает сесть поудобнее и послушать (психолог рассказывает сказку про колобка, который не любил спать...). После прослушивания сказки психолог предлагает ребятам показать колобку, как они умеют играть… Игра «Как живешь?» (психолог показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения)

         Психолог вместе с ребятами прощаются с колобком: Колобок сейчас покатится к бабушке и дедушке, давайте попрощаемся с ним (Колобок каждого ребенка гладит по головке, обнимает и прячется в корзинку).

Занятие № 2 «Сказка про Мишку и порядок»

         Материал: игрушка Мишка. Ход занятия: психолог звонит в колокольчик, приглашая детей на занятие. Посмотрите, к нам в гости пришел сегодня (достает из корзины игрушку Мишку)…кто это? Верно, Мишка. Мишка «знакомится и здоровается» с каждым ребенком: «Здравствуй, я Мишка. А как тебя зовут?» (ребенок называет свое имя).

Подвижная игра «Мишка косолапый» 

        Психолог хвалит детей, говорит, что мы много двигались и играли с Мишкой, а теперь пришло время послушать сказку, которую он нам принёс.  «Сказка про Мишку и порядок» (автор Татьяна Козлова) Далее, педагог-психолог предлагает детям игру «Разложи игрушки по местам» (психолог раздает каждому ребенку по игрушке и вспомнить, где у нас стоят машинки, куколки, кубики, матрёшки, пирамидки и т.д.)

Занятие № 3 «Про Машеньку».

         Материал: игрушка кукла Маша. Ход занятия: психолог звонит в колокольчик, приглашая детей на занятие.  Посмотрите, к нам в гости пришел сегодня (достает из корзины куклу Машу) … кто это? Верно, кукла Маша. Давайте с ней познакомимся. Кукла Маша «знакомится и здоровается» с каждым ребенком. Психолог рассказывает детям о том, что, Маша принесла нам сегодня стихотворение и предлагает послушать его.

А. Барто «Машенька» (в сокращении)

Психолог побуждает ребят к диалогу, задавая наводящие вопросы.          Хороводная Игра «Кто у нас хороший?» (дети встают в круг, психолог показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения), после игры психолог предлагает детям попрощаться с Машей. (Маша каждого ребенка гладит по головке, обнимает и прячется в корзинку).  

Занятие № 4 «Девочка - ревушка»

          Материал: игрушка кукла Маша. Ход занятия: психолог звонит в колокольчик, приглашая детей на занятие и привлекает внимание детей к корзинке, в которой лежит кукла Маша. Предлагает ребятам поздороваться с ней. Кукла Маша «здоровается» с каждым ребенком. Психолог хвалит детей и говорит о том, что Маша принесла нам стихотворение А. Барто «Девочка - ревушка».

Психолог: «Вот какое стихотворение. Про кого оно? А почему девочка плакала? А вы плачете, капризничаете? Вы молодцы, давайте встанем в хоровод и посмотрим, какие у нас хорошие детки!» Хороводная Игра «Кто у нас хороший?» (дети встают в круг, психолог показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения

Занятие № 5 Русская народная сказка «Теремок» (я играю дружно).

        Материал: колокольчик, игрушка-варежка на руку «Сова», настольный театр по сюжету русской народной сказки «Теремок», магнитофон с записью «детской плясовой» музыки.   Ход занятия: психолог звонит в колокольчик, приглашая детей на занятие: «Посмотрите, кто к нам в гости сегодня прилетел? (достает из корзины игрушку «Сова», одевает её на руку, начинает жестикулировать и т.п.). Кто это, ребята, знаете? Верно, это мудрая птица – Сова. Давайте с ней поздороваемся». Сова «здоровается» с каждым ребенком за руку. Психолог побуждает детей к ответным приветствиям.

          Пальчиковая гимнастика «Все вместе»

         Психолог сообщает детям, что сова прилетела сегодня не одна, она привела к нам в гости своих друзей (психолог достаёт из корзинки персонажей настольного театра сказки «Теремок»): давайте назовём, кто же ещё к нам пришёл? (побуждает детей к ответам). Вот сколько сегодня у нас гостей, а они не просто так пришли, они нам сказку принесли, слушайте… Психолог рассказывает сказку «Теремок», сопровождая повествование соответствующей настольной драматизацией сказки. После прочтения и драматизации сказки психолог беседует с детьми, задавая вопросы: давайте вспомним, кто в теремочке поселился? Как выдумаете, а почему все звери захотели жить вместе в одном теремочке? (вместе веселее, интереснее) Как зверята стали строить новый теремок? (Вместе стали бревна носить, доски пилить…) А вы, ребята, дружные? Давайте дружно весело поиграем и попляшем! (дети танцуют под музыкальное сопровождение).

Занятие № 6 «Как Гусенок потерялся» (я знаю, где мой дом)

         Материал: колокольчик, мяч, магнитофон с записью детской задорной музыки, игрушка белка, иллюстрации к рассказу Григория Остера «Как гусёнок потерялся» (зайчонок, гусёнок, лиса, ворона, собака, медвежонок, нора, гнездо, будка, яйцо (скорлупа)), бумажные «снежинки» по количеству детей. Ход занятия: психолог говорит ребятам, что очень соскучилась и рада их всех видеть, звонит в колокольчик, приглашая детей на занятие. Педагог-психолог показывает деткам корзинку, в которой лежит мячик. Психолог бросает мячик каждому ребёнку. Дети ловят мяч и здороваются. Психолог таким образом здоровается с каждым ребенком (разными способами).

          Психолог: «Ребята, давайте посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришел (достает из корзины) … кто это? Верно, это Белка, она хочет с нами поиграть». Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».

          Психолог усаживает детей на стульчики и предлагает послушать увлекательную историю про гусёнка, который потерялся (рассказ Григория Остера «Как гусёнок потерялся»). Психолог сопровождает повествование иллюстрациями. После прочтения сказки психолог обращается к детям с вопросами: - О ком эта история, ребята?  - Где они были? Как искали дом гусёнка? (в норе, в гнезде, в конуре). - А что оказалось домом гусёнка.  Важно ли это, знать где твой дом?

         Физкультминутка «Выпал беленький снежок…»

Психолог хвалит детей за то, что они собрали с коврика все снежинки: «Все снежинки собрали! Отнесу-ка я их в сугроб, вдруг они тоже потерялись! До свидания, ребята!»   

    В результате проведённых занятий с детьми, отмечалось, что малыши стали активнее, выражали положительные эмоции при встрече с педагогом, хорошо вступали в контакт как с психологом, так и с другими детьми, принимающими участие в занятиях. Родители детей раннего возраста, получили рекомендации по развитию детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так же родители детей, принимавших участие в занятиях, повысили психологическую грамотность, расширили диапазон знаний о возможностях применения сказко- и арт-терапевтических методов работы с детьми раннего возраста. Родители, являясь главными воспитателями своих детей, в последствии, могут применять данные упражнения в домашних условиях, это способствует всестороннему развитию малышей, сплочению семьи, нивелированию многих проблем в познавательном, личностном, социально-коммуникативном развитии детей раннего возраста.

  Данные результаты позволяют делиться опытом в педагогическом сообществе, также появилась возможность увеличения охвата семей, имеющих детей раннего возраста через положительные отзывы родителей, которые уже получили услуги центра.    Вся данная работа, на наш взгляд, имеет значимую ценность и открывает новые перспективы развития по данному направлению, состоящие в следующем:

- возможность дальнейшего наблюдения за развитием детей и перспективы длительного дальнейшего сотрудничества с семьями, которые получили услуги центра.

- дошкольные образовательные учреждения Ставропольского района испытывают дефицит относительно наличия педагогов-психологов в ДОУ. Поэтому, в качестве перспектив дальнейшего развития по данному направлению работы, мы рассматриваем систематическое сотрудничество с дошкольными образовательными учреждениями, выезды в ДОУ Ставропольского района с целью проведения занятий с применением интерактивных образовательных технологий, как с родителями, имеющими детей раннего возраста, так и диагностической и коррекционно-развивающей работы непосредственно с воспитанниками.

   Таким образом, можно сказать, что современные стратегии и подходы к воспитанию детей раннего возраста рассматриваются в системе обязательной всесторонней работы с семьёй, состоящей, прежде всего, в повышении психологической грамотности родителей, расширению их компетентности в воспитании детей с первых дней жизни. Таким образом, оказывается профилактика возможных нарушений в психологическом здоровье детей, что помогает вырастить здоровую во всех отношениях личность.  

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психология личности: Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырёв Развитие личности и мировоззрения ребёнка. – М.: Изд-во Московского университета, 1982.
  2. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трёх лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Изд-во Мозаика-синтез, 2010.
  3. Кругликов В Н. Интерактивные образовательные технологии 2-е издание, испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Изд-во Юрайт, 2017.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Новые подходы в воспитании детей раннего возраста"

"Развивающая среда для детей в группах раннего возраста"...

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

Современные подходы к экологическому воспитанию детей раннего возраста.

В данном материале представлены современные подходы к экологическому воспитанию детей раннего возрата. А также представлена вариативная модель экологического центра в первой младшей группе....

Современные подходы к здоровьесбережению детей раннего возраста

Задача сохранения и укрепления здоровья детей одна из приоритетных в системе дошкольного образования. Здоровье – это важное условие культурного развития человека. Поэтому привычку к здоровому об...

Индивидуальный подход в воспитании детей раннего возраста в условиях ДОУ

(из опыта работы МБДОУ «Детский сад № 115» г. Дзержинсквоспитатели  первой категории Зверева Л.Н. Медына И.А.Цель:  Воспитание гармонично развитой  личности  с творческ...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье раскрываются содержание и особенности современных тенденций физического развития и воспитания дошкольников. В этом ключе рассмотрены инновационные подходы, продемонстрированы примеры нестанда...