Методическая разработка: "Игра с крупами, как средство развития речи и внимания у детей в младшей и ясельной группах".
методическая разработка по психологии (младшая группа)

Арефьева Юлия Вячеславовна

  Методическая разработка: "Игры с крупами в младшей и ясельной группах.

 

 Разработала: Арефьева Ю.В.

 педагог-психолог ГБДОУ №13, Курортного района Санкт-Петербурга

                                                                       Пояснительная записка.

 

   В последнее время, частота случаев поступления в ДОУ неговорящих детей возросла до критических отметок. В младших группах процесс развития речи так же стал замедляться. Можно говорить о  снижении уровня речевого развития дошкольников. Сегодня эта проблема является актуальной.

   Крупы - это нетрадиционный материал для развития речи и внимательности ребенка. Многие родители не знают - чем раньше они начнуть играть с ребенком с помощью круп, тем раньше они услышат  его первое слово.

    Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности с помощью игр из круп, влияет на развитие речи в головном мозге ребенка. 

   Нельзя обойти стороной увеличение детей с проблемами саморегуляции, в том числе с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности, легко отвлекается, не может до конца закончить поставленную задачу, плохо организован. Дефицит внимания порождает эмоциональную неустойчивость, импульсивность. Благотворное воздействие игр с крупами на детей, помогут скорректировать имеющиеся проблемы с речью, дефицитом внимания, положительно сказывается на поведении. Детям обычно очень интересны различные крупы, как игровой материал. Чем разнообразнее выбор круп, тем интереснее. Таким образом можно с интересом и с пользой проводить время с ребенком.

                                                                                                                                                      

 Название игры: "Пересыпь-ка, рассыпь - собери!"

Цель:

-знакомство детей с крупами. Учить пересыпать крупы из одной емкости в другую и обратно;

-научить детей работать с крупой;

-развивать умение работать в коллективе;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-развивать внимательность и усидчивость;

Материриал: крупы: гречка, фасоль ( белая и красная), чечевица, горох, пластиковые тарелочки. Дополнительно: крупные макаронные изделия 

Ход игры: 1 часть

Показать детям емкости с крупой, озвучить название каждой крупы, дать детям в руки по одной баночке с крупой. 

- Ребята, это гречка, фасоль: красная и белая, чечевица, горох. Посмотрите какие у нас крупы. 

В руки детям дается два пустых, прозрачных контейнера. Каждому ребенку в один контейнер насыпается немного крупы.

Педагог-психолог демонстрирует детям пересыпание крупы из одной емкости в другую и приговаривает:

Мышки мышки где гуляли?

Крупу на поле собирали

Поработали чуть-чуть

Раз и два, раз и два, раз и два(сопровождаем пересыпание круп из одной емкости в другую)

И снова в путь! (повторяем несколькот раз)

Проделываем упражнение не менее чем с двумя крупами на выбор. 

2 часть

Предлагаем детям пересыпать крупу в пластивые тарелочки поставленные перед ними.

Сначала демонстрируем детям как это делается, затем дети пробуют выполнить это задание самостоятельно. После того, как дети пересыпали крупу в тарелочки, педагог-психолог дает детям задание собрать руками крупу в свою емкость, откуда они ее пересыпали. Педагог-психолог показывает детям как собирать крупу руками, настраивая их на аккуратность выполнения задания. Задание выполняется с тремя видами круп. Если ребенку сложно собрать крупу или делает это слишком медленно, то можно предложить проделать то же самое с крупными макаронными изделиями.

3 часть  

Найди игрушку в крупе

Педагог-психолог  прячет маленькую игрушку в большой емкости для крупы, демонстрируя детям каким образом ее можно найти.

-"Петя, смотри у меня в руке маленькая мышка! Сейчас я ее спрячу, а ты найди ее".

-"Ребята смотрите, у меня в руке маленькая мышка. Сейчас я спрячу ее в крупе, а вы найдете мышку!" (если в группе не более 3-х детей) 

Если в группе более трех человек, то игрушку нужно прятать индивидуально для каждого ребенка. Если в группе не более трех человек, то дети должны искать ее совместно. Педагог-психолог поощряет нахождение игрушки каждого ребенка (хлопанье в ладоши, похвалой, -"Молодец Петя, ты нашел игрушку!".

Название игры: "Сортировка круп"

Цель:

-развивать тактильное восприятие;

-формировать умение узнавать виды круп и других маленьких предметов;

-развивать трудолюбие, внимательность, усидчивость.

Материалы: фасоль, красная и белая, крупные макароны, большие пуговицы, мягкая игрушка - мышь.

Ход игры:

Ребята к нам в гости пришла мышь. (Показывает мышь детям)

Мышь: "Здравствуйте ребята!"

-"Здравствуй мышь!"

-"Ребята я наводила порядок у себя в норке и случайно перемешала фасоль, пуговицы и макароны! (указывает на емкость с крупами).  У меня уже глазки старенькие я плохо вижу, помогите мне пожалуйста перебрать крупу!"

-"Ребята поможем мышке?"

Перед детьми ставится большая емкость с перемешанной фасолью (красной и белой), макаронами, пуговицами и пустые емкости для сортировки. Педагог-психолог начинает первым сортировать крупы, показывая детям, как ложит в каждую емкость по одной разновидности предмета и крупы. Дальше дети пытаются выполнить задание самостоятельно. Мышка комментирует деятельность детей. 

-"Урааа! Спасибо, что помогли мне все разложить! Спасибо!"

-"Ну все ребятки, мне пора в норку, доделывать свои дела!"

-"Вы очень внимательные дети!"

-"До свидания!"

-До свидания мышка!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.

Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития ...

Собственная методическая разработка на тему: "Изонить,как средство развития речи и моторики у детей дошкольного возраста"

Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро; придумать можно много интересных картинок. На занятиях по изонити, работая над развитием зрительно-моторной координации, а в частно...

Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы"

Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно – гигиенических навыков опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды и культуры поведения, которые впоследствии б...

Методическая разработка «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....

Методическая разработка - Проект "Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей"

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Развитие мелкой моторики (игры с крупами), как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики в раннем возрасте является одной из первостепенных задач. В этом смысле отличным игровым материалом могут стать крупы. Чем полезны игры с крупами?Игры с сыпучими материалами п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель занятий: Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста через интересные и педагогически обоснованные игры.Задачи: Способствовать формированию активной речи у детей.Расширять словарный зап...