Семинар-практикум для педагогов "Формирование совладающего поведения у педагогов, способствующее успешной реализации своей профессиональной деятельности, в контексте психолого-педагогического сопровождения.
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Анна Андреевна Лебедева

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах совладающего поведения, профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Задачи:

  • познакомить с понятием, компонентами, стратегиями совладающего поведения, направленные на предупреждение  и конструктивного выхода из трудных ситуаций;
  • сформировать навыки использования  продуктивных копинг-стратегий.
  • снижение  эмоционального напряжения педагогов и активизация внутренних ресурсов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование совладающего поведения у педагогов,  способствующее успешной реализации своей профессиональной деятельности, в контексте психолого-педагогического сопровождения.

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах совладающего поведения, профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Задачи:

  • познакомить с понятием, компонентами, стратегиями совладающего поведения, направленные на предупреждение  и конструктивного выхода из трудных ситуаций;
  • сформировать навыки использования  продуктивных копинг-стратегий.
  • снижение  эмоционального напряжения педагогов и активизация внутренних ресурсов.

Необходимое оборудование и материалы: ноутбук, проектор, колонки, 5 столов, фломастеры,, су-джок, шоколад, книга, телефон, зеркало, помада.

Ход семинара-практикума:

Теоретическая часть.

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека.

Высокий уровень внутриличностных конфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, со стрессогенностью профессии, с перенапряжением физических сил, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. С увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы.

К чему всё это ведёт? Конечно же, к стрессу. Организационные и профессиональные стресс-факторы выступают в качестве препятствий для самореализации личности.

В связи с этим встает вопрос, каким образом педагог сможет совладать с трудными ситуациями в сфере инклюзивного образования, с теми требованиями к профессиональным знаниям и навыкам, психологической готовности и способности педагога к продуктивному разрешению трудных и стрессовых ситуаций в своей деятельности

Копинг-поведение в современной психологии рассматривается как индивидуальный способ взаимодействия человека с ситуацией, согласно её жизненной значимости для него и психологическими возможностями человека.  В качестве преодоления специфических требований ситуации выступают следующие копинг-стратегии: когнитивные, эмоциональные и поведенческие, которые постоянно изменяются и оцениваются как напряжение или способность овладения, смягчения, привыкание или уклонение от требований сложной жизненной ситуации, появляющихся в профессиональной деятельности педагога [2].

Формирование продуктивного копинг-поведения педагогов может рассматриваться как необходимое психолого-педагогическое условие как для реализации инклюзивного образования, так для профилактики профессиональных деформаций. Продуктивный копинг обеспечивает выработку наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микро- и макросоциальной среды, творческой переработкой ситуации, обеспечивающей наиболее оптимальное соматическое, личностное и социальное функционирование личности. Таким образом психологическое предназначение копинг-поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом погасить негативное действие ситуации

Профессионально трудные ситуации (ПТС) рассматриваются как ситуации, связанные с высоким уровнем требований к ресурсам субъекта труда для его адаптации или преодоления данной ситуации, при этом стрессовое реагирование и развитие стресс-синдромов опосредовано субъективными репрезентациями трудных ситуаций

В качестве параметров трудной ситуации выделяются: 1) валентность (субъективное значение ситуации, которое влияет на оценку ее стрессогенности); 2) контролируемость (субъективная оценка личной способности контроля над стрессовой ситуацией); 3) изменчивость (субъективная оценка того, что стрессовая ситуация изменится самостоятельно, без участия субъекта); 4) неопределенность (субъективная оценка неопределенности и неясности ситуации); 5) повторяемость (субъективная оценка повторяемости стрессовой ситуации); 6) осведомленность (степень личного опыта переживания подобных ситуаций) [Маркова].

Опираясь на работы А. К. Марковой, можно выделить три основных этапа профессионализации: начальный этап профессионализма (адаптация к профессии и самоактуализация в ней), профессионализм (владение профессией в форме мастерства и творчества), «псевдопрофессионализм» (выполнение рабочих обязанностей по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности).

Е. С. Старченкова, А. Ю. Ячанова в своей работе отмечают, что при совладании с профессионально трудными ситуациями педагоги используют широкий спектр копинг-стратегий. Однако выбор копинг-стратегий отличается в зависимости от этапа профессионализации.

Реактивное совладание чаще используют педагоги, находящиеся на начальном этапе профессионализма и на этапе «псевдопрофессионализма». Можно предположить, что опыт овладения профессией оказывает влияние на выбор копинг-поведения. Педагоги, которые находятся на начальных этапах своего профессионального пути, еще не успели овладеть всеми копинг-стратегиями, которые формируются у педагогов на более поздних этапах профессионализма и помогают им эффективно справляться с профессиональными трудностями. Начинающие учителя чаще выбирают стратегии избегания, дистанцирования, чувствуют, что не могут контролировать развитие трудной ситуации, используют положительную переоценку стрессовой ситуации. Вероятно, на этапе «псевдопрофессионализма» избирательность реактивного копинг-поведения опосредуется развивающимися профессиональными деструкциями, в частности, синдромом выгорания, что часто проявляется в использовании неконструктивных копинг-стратегий (агрессивные реакции, избегание, дистанцирование, самообвинение и т. п.) [7]. В большинстве трудных ситуаций данная группа педагогов использует дистанцирование, избегание, они намного реже остальных обращаются за социальной поддержкой, как инструментальной, так и эмоциональной.

Педагоги, находящиеся на этапе профессионализма, чаще решают профессионально трудные ситуации с помощью стратегий проактивного совладания, что проявляется прежде всего в анализе и предвосхищении трудных ситуаций, в адекватной оценке имеющихся у них ресурсов. Они чаще используют превентивные стратегии, направленные на предупреждение стрессовых ситуаций, стратегически планируют свои копинг-усилия во временной перспективе. Важно отметить и то, что педагоги на этапе мастерства чаще обращаются за инструментальной поддержкой (советами, информацией, практической помощью), что является важным условием реализации проактивного совладающего поведения.

Практическая часть.

Мы предлагаем Вам несколько упражнений,  которые помогут осуществить мобильное сопровождение педагогов в работе, что позволит им оценить свои возможности, определить перспективы в работе и способствующие успешной реализации своих ПВК.

Работа с проблемой

 

  Упражнение «Квадрат Декарта»  

Уважаемые коллеги, когда мы плывем по океану своих профессиональных забот, наш   опыт становится  все больше и больше, иногда на нашем пути встречаются трудные ситуации. Давайте посмотрим на трудности, через призму квадрата Декарта.

Работа по квадрату . Итоговый вопрос: Изменилось ли ваше отношение к проблеме и каким образом?

Вывод: В трудных ситуациях у людей может проявиться феномен «туннельного сознания», сужающий возможности поиска выхода из ситуации. И наша задача не оказаться в этом туннеле, посмотреть на ситуации со стороны

Упражнение «Рюкзак ресурсов совладания»

Посмотрите на столах лежат предметы, встаньте с теми предметами которые бы вы положили бы в свою сумочку, взяли бы с собой отправляясь на работу (помада, зеркало, шоколад, фрукт, су-джок, массажер, свисток, книга, справочник, телефон)

Вот вы и разделились на группы:

Ваш выбор определяет ваши предпочтения.

1 команда - Отдала предпочтение фрукту и шоколаду. Ваш выбор подсказал разработать рекомендации по здоровому и правильному питанию. (Для педагога, которому даже некогда поесть). Какие продукты сохраняют наше здоровье.

2 команда - Вы выбрали помаду и зеркало, что символизирует ваше стремление к красоте. Поэтому вам предстоит разработать рекомендации по уходу за своей внешностью. Хотелось бы заметить, когда мы наносим макияж, мы рисуем себе настроение.

3 команда – вы остановили свой выбор на спортивном инвентаре. Вам предстоит разработать комплекс упражнений (памятку) на поддержание мышц в тонусе. Ведь через двигательную активность, мы достигаем душевной гармонии.

4 команда – книга. Вам предстоит разработать комплекс интеллектуальных способов совладания с ситуацией (пословицы, изречения)

5 команда – справочник, телефон. Вам предстоит представить  важность социальной поддержки в трудной ситуации

Итак, задание получено, вам предстоит разработать рекомендации на один день. Пусть будет это сегодняшний день. Затем оформить свои рекомендации наглядно и их представить.

Вывод: все названные ресурсы можно выделить в несколько групп:

  1. Близкие люди (семья, коллеги);
  2. Наше внутренне состояние;
  3. Интересы, увлечения, хобби.
  4. Спорт, здоровый образ жизни.

Не секрет, что если какой-либо из ресурсов преобладает или отсутствует, то возникает дисбаланс и, следовательно, человек становится более подвержен синдрому эмоционального выгорания.

Предложенные вами рекомендации – это все различные способы совладания с трудными ситуациями. И у каждого из нас есть свой эффективный способ, такой способ работы в группе  позволяет нам расширить репертуар наших копинг-стратегий.

Работа с чувствами

Человек так устроен, что постоянно испытывает какие-то чувства. Они могут быть приятными или неприятными. Каждый из нас испытывал как те, так и другие чувства. Все эти чувства делают нашу жизнь насыщенной эмоционально. Нужны ли нам отрицательные эмоции?

Оказывается, когда делишься положительными чувствами они усиливаются, а когда делишься отрицательными, они уменьшаются.

Упражнение «Аффирмации» с элементами «Гимнастики мозга» (Пол Деннисон)

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала., стабилизация внутреннего психо-эмоционального состояния Их регулярное выполнение способствует выработке умения контролировать свои эмоции без ущерба для здоровья.

Проговаривая аффирмации, педагоги выполняют следующие действия:

  1. «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь» - стоя, свести лопатки, улыбнуться.
  2. «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача» - «выполняем упражнение «Позитивные точки»
  3.  «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего» -Активация руки
  4. «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо» - Кнопки мозга
  5. «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу» - Икроножная помпа
  6.  «Я бодра и энергична, и дела идут отлично» - Перекрестные шаги
  7. «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна» - «Крюки»

Вывод: при возникновении трудных ситуаций, данные упражнения позволяют педагогу сохранить спокойствие, обрести способность быстро справляться с негативными эмоциями.

Игра «Зоопарк» (В тех же командах)

Цели: формирование дружного коллектива; обучение действовать согласованно; развивается память, внимание.

 Задача педагогов изобразить (показать) какого-либо животного близкого по натуре (существующего или  вымышленного).

Вывод: очень важно уметь отслеживать как свое состояние, так и состояние других, повышается концентрация, улучшается память и т.д. Формирование продуктивных копинг – стратегий позволяют выходить (отстраняться)  от трудных ситуаций. Но это не означает, что мы ее не решаем, а просто позволяет оценить эту ситуацию со стороны, чтоб найти более эффективный способ ее решения.

Музыкальная игра «Ку-ку»

Цель: создание хорошего настроения.

Иногда мы убегаем, улетаем, но очень важно быть готовым встречать

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: Следующее упражнение поможет раскрыть наши внутренние ресурсы, снять эмоциональное напряжения, повысить самооценку и уверенность в себе.

Давайте поблагодарим нас всех за работу «Аплодисментами». Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. 

- Спасибо за аплодисменты, я думаю вы почувствовали нашу общую энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.

Вывод: Каждый нуждается в одобрение. И нам, связанным одним делом,  очень важно уметь оказывать поддержку друг другу!

Просмотр Мультфильма «Мы в одной лодке»»

Рефлексия. «Сундучок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).Что...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.

  Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагог...

Родительское собрание в форме семинара - практикума на тему: «Правила безопасного поведения в быту по средствам игровой деятельности»

Родительское собрание в формесеминара - практикума на тему: «Правила  безопасного  поведения  в быту по средствам игровой деятельности»...

Педсовет «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога»

Цель: повышение качества работы педагогов в ходе реализации Профессионального стандарта педагога.Форма проведения: круглый стол....