«Психологическая готовность педагога к реализации профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО»
консультация на тему

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

 «Психологическая готовность педагога к реализации профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО»

       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) вступил в силу со 2 января 2014 года. Стандарт представляет собой новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

         Впервые в истории дошкольное детство стало особым уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Большое внимание уделено детской самостоятельности, например, через «способы и направления поддержки детской инициативы; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Организация образовательного пространства должны обеспечивать возможность самовыражения детей».

Мы имеем дело с детьми дошкольного возраста, которые развиваются неравномерно, у каждого ребёнка свой темп развития, он может быть медленнее или быстрее в разные периоды, и это норма. Учёт закономерностей возрастного развития и индивидуальных особенностей обязателен. У дошкольника разница между физиологическим и паспортным возрастом может быть и год, и полтора. Именно поэтому оценка результата в форме контрольных работ, тестов, экзаменов категорически недопустима. Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Хорошо известно высказывание директора Федерального института развития образования Александра Асмолова: «Ребёнка надо ценить, а не оценивать».

      В Стандарте определены три группы требований к образовательной программе: к условиям её реализации, к её структуре и к результатам её освоения.

        По моему мнению, в сложившейся действительности особенно актуально стоит вопрос об условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Условия реализации программы включают в себя:

1) требования к психолого-педагогическим условиям,

2) требования к кадровым условиям,

3) требования к развивающей предметно-пространственной среде,

4) требования к финансовым условиям и материально-техническим условиям.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий. Говоря о их готовности к внедрению ФГОС дошкольного образования, следует отметить, что педагогами еще не достаточно осознанны особенности построения образовательного процесса, предполагающие создание социальной ситуации развития для каждого воспитанника, взаимодействие взрослых с детьми на уровне равноправных партнеров по деятельности с учетом интересов и возможностей каждого ребенка

Развитие готовности к внедрению ФГОС ДО, без которой невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, приводит к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияет на степень их уверенности в своих силах. Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческая активность.

Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост педагога невозможен без самообразовательной потребности.

Требования к психолого-педагогическим условиям находятся в тесной связи с требованиями к кадрам. Каждый педагог должен обладать рядом компетенций:

          во-первых, это умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания

          во-вторых, педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это определено в Стандарте, как индивидуальный подход к детям и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка».

           в-третьих, педагог должен создать условия для свободной детской игры. Не секрет, что существующие ныне программы дошкольного образования и в особенности программы для специализированных групп (логопедическая и коррекционная) нацелены на приобретение детьми знаний, умений и навыков. В этой ситуации самостоятельности, активности и свободной детской игре отводится незначительное место. В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Чтобы отвечать этим требованиям предполагаются развитие системы повышения квалификации педагогов. Каждый педагог должен обладать достаточно широким спектром психологических знаний. Мы, педагоги всегда прекрасно знали собственно педагогику и методики, но возрастную психологию, педагогическую психологию, психологию развития знали неважно, если не сказать – плохо. Важность «психологизации» педагогического образования объясняется тем, что дети сегодня другие. Педагог должен уметь работать и с детьми с ограниченными возможностями, и с теми, у кого есть незначительные отклонения в развитии и минимальные мозговые дисфункции. Работать с ними сложно, нужно знать – как, а для этого нужно и быть хорошо подготовленным теоретически, и владеть педагогическими и психологическими технологиями. Оба условия важны.

         Все педагоги ДОУ должны иметь педагогическое образование, в реальности же, этого нет, выпускники педагогических институтов по окончанию ВУЗа предпочитают устроиться на более высокооплачиваемую работу.   Отсюда вытекает еще одна проблема - это старение педагогических кадров. В ДОУ 50 % педагогов пенсионного возраста. Это может привести к тому, что через несколько лет возникнет кадровый «голод». Пути решения этой проблемы мы видим в создании более эффективной системы поддержки молодых специалистов.

          Наглядным фактором, свидетельствующим о переходе на стандарт, является организация развивающей предметно-пространственной среды. Дело в том, что в стандарте одним из условий реализации основной образовательной программы определена развивающая предметно-пространственная среда. Раньше этого не было. Так, например, организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. В условиях внедрения ФГОС, когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности детей в группе уходят в прошлое, показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

      В требования развивающей предметно-пространственной среды, например, входит возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, таких, как маты, мягкие модули, ширмы и прочее.   А из-за отсутствия нормального финансирования в учреждениях, уголки и центры активности для организации с воспитанниками образовательного процесса оснащены слабо, в методических кабинетах хранятся старые пожелтевшие макеты и альбомы с мелкими иллюстрациями; в здании учреждения не хватает дополнительного помещения для организации кружковой деятельности.

       В ситуации тотального недофинансирования (или полного отсутствия финансирования) мы можем предложить нашим современным детям, у большинства которых дома есть компьютеры (планшеты) в основном то, что накапливалось педагогами десятилетиями –  это картинки, устаревшие игры.

Таким образом, наблюдается картина того, что предметная среда современного детского сада архаична и не созвучна времени. Педагоги ДОУ не могут только своими силами сбалансированно и сообразно педагогической ценности подобрать традиционные материалы и материалы нового поколения. Предметы, игрушки и пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Но существующая реальность такова, что  пространственная среда, создаваемая силами только педагогов ДОУ, не может отвечать современным требованиям. Эта проблема возвращает нас к материально - техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования. Система финансирования должна быть пересмотрена и усовершенствована таким образом, чтобы все образовательные учреждения имели равные возможности для реализации основной образовательной программы.

Выход из сложившейся ситуации вижу в следующем:

  1. Курсовая переподготовка педагогов.
  2. Профориентация педагогов на ФГОС
  3. Укрепление материально-технической базы

          Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО.

Материал создан для методистов и старших воспитателей ДОУ как помощь в проведении педагогического совета, методического объединения или семинара по теме готовности педагогов к введению ФГОС ДО....

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).Что...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

Статья. Образовательный краудсорсинг, как условие обеспечение готовности педагогов к реализации инновационной деятельности в ДОУ.

В статье раскрываются методические аспекты использования образовательного краудсорсинга, как условия обеспечения готовности педагогов к реализации инновационной деятельности в ДОУ.Образовательный крау...

Семинар-практикум для педагогов "Формирование совладающего поведения у педагогов, способствующее успешной реализации своей профессиональной деятельности, в контексте психолого-педагогического сопровождения.

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах совладающего поведения, профилактика синдрома эмоционального выгорания.Задачи:познакомить с понятием, компонентами, стратегиями...

Педсовет «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога»

Цель: повышение качества работы педагогов в ходе реализации Профессионального стандарта педагога.Форма проведения: круглый стол....