Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития) ( стартовый уровень)
рабочая программа по психологии (младшая группа)

Семяшкина Татьяна Владимировна

Настоящая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития)  имеет социально – гуманитарную направленность. 

Возраст обучающихся – 3-4 лет. Срок реализации – 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._obshcheobr_programma_vmeste_k_uspehu3-4_g.docx57.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа –

дополнительная общеразвивающая программа

«Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития)

( стартовый уровень)

Направленность: социально - педагогическая

Возраст обучающихся – 3-4 лет

Срок реализации – 1 год

Составитель:

Семяшкина Татьяна Владимировна

педагог - психолог

Пояснительная записка

Настоящая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития) 

 имеет социально – гуманитарную направленность.

Актуальность программы

В современном мире быстро меняется социальная ситуация, увеличивается информационный поток, в котором находятся дети, распались дворовые сообщества, снизилась ценность ролевой игры. Всё чаще можно встретить ребёнка с признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Внедрение раннего обучения тоже играет свою роль. Это приводит к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному.

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования.

Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.

Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм. Само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Концептуальная основа программы.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

Программа придерживается идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Основная цель данной программы - введение ребенка в сложный мир человеческих эмоций, взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в социуме. Развитие восприятия детей, их способности к формированию более точных и полных образов, обучая их различным способам обследования окружающего мира.

В соответствии с этой целью формируются задачи:

  • Формировать чувство принадлежности к группе.
  • Формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.
  • Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
  • Развивать навыки социального поведения.
  • Развивать способность к эмпатии, сопереживанию
  • Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
  • Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
  • Развивать восприятие.
  • Развивать эмоциональную сферу.
  • Развивать психические функции и мелкую моторику рук.

Отличительные особенности программы.

Отличием данной программы является высокая динамичность, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий охватывает целый комплекс игр и упражнений социально-личностной направленности, включающей в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей, развития познавательного интереса.

На занятиях осуществляется знакомство детей с фундаментальными эмоциями. Дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям, развивается осознанное эмоционально - положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру, умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других, а также развитие социально - значимых навыков поведения в обществе.

Сформированность этих качеств к концу дошкольного возраста обеспечит основу для дальнейшего развития таких значимых личностных образований, как: способность к творческому самовыражению, самореализации и саморазвитию. В конечном итоге - обеспечение социально - эмоционального благополучия человека это – формирование чувства уверенности в своих силах, гармоничное взаимодействие с социумом и жизненные успехи.

Адресат программы

Программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет).

Содержание и наполнение программы определяется возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка

Ведущая функция

Восприятие

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, игровое действие

Отношения со взрослыми

Ситуативно-деловое, взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Отношения со сверстниками

Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен

Эмоции

Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта

Способ познания

Экспериментирование, конструирование

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

Внимание

Непроизвольное: быстро переключаются с одной деятельности на другую.

Удерживает внимание 5-10 мин.

Объем внимания 3-4 предмета

Память

Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация); преобладает узнавание, а не запоминание, кратковременная.

Объем памяти 3-4 предмета

Мышление

Переход от наглядно-действенному к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки

Воображение

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности

Разнообразие окружающей среды, партнерские отношения со взрослыми

Новообразование возраста

Самопознание, усвоение первичных нравственных норм

Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту.

Объем и срок освоения программы.

Данная дополнительная программа рассчитана на полную реализацию в течение года. Объем программы – 32 часа.

Форма обучения – очная

Особенности организации образовательного процесса.

Основным составом объединения является кружок, количество детей в кружке – 8-10  человек. Форма организации кружка – занятия. Состав постоянный, одновозрастной.

Для обучения по дополнительной общеобразовательной/ общеразвивающей программе «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития) принимаются все желающие, без предварительного отбора. Группа комплектуется в начале учебного года.

Образовательный процесс планируется педагогом таким образом, чтобы вместе с детьми полноценно прожить все его этапы: проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом ребенок делает шаг в своем развитии.

Главной особенностью организации образовательного процесса является уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, игровых, проблемно-обучающих ситуаций.

 Режим, периодичность и продолжительность занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня – 15 минут.

В неделю: 1 занятие - 1 час, в год: 32 занятия – 32 часа.

Планируемые результаты.

Работа в рамках программы позволит развить эмоциональную и коммуникативную сферу, восприятие детей, их способность к формированию более точных и полных образов, обучая их различным способам обследования окружающего мира.

Пройдя подготовку по данной системе работы, дети овладевают следующими знаниями и умениями.

Знать:

  • имена детей в группе;
  • для чего человеку в процессе общения и познания окружающего мира нужны глаза, нос, уши, рот;
  • название некоторых базовых эмоций;
  • чем отличаются друг от друга мальчики и девочки во внешности и поведении;
  • как можно проявлять заботу и выражать свою любовь по отношению к маме и другим членам семьи;
  • основные правила этикета;
  • основные способы разрешения межличностных конфликтов.

Уметь:

  • определять свои отличительные особенности во внешности;
  • определять свои предпочтения по отношению к игрушкам, сказкам и сказочным персонажам;
  • взаимодействовать друг с другом в процессе игрового общения;
  • выражать свои мысли, чувства при помощи мимики, жестов, осанки, позы;
  • проявлять любовь и внимание к членам семьи добрыми делами и хорошими поступками;
  • общаться со взрослыми в процессе совместной деятельности;
  • правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка);
  • отличать хорошие поступки от плохих;
  • пользоваться правилами и нормами поведения;
  • употреблять в речи «волшебные слова» (спасибо, пожалуйста, извините и т.п.).

Формы аттестации для определения результативности освоения программ:

Достижения детьми результатов оцениваются путем наблюдений, бесед, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игровых упражнений, тренингов, непосредственного общения, создания проблемных ситуаций, бесед с родителями.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Программа предусматривает несколько видов контроля:

  • текущий (игровые упражнение, детский рисунок – итог работы на занятии, который синтезирует в себе все эмоции, впечатления, знания, умения, полученные в ходе занятия, рефлексия, наблюдение, беседа);
  • итоговый (итоговые занятия: «В гостях у сказки», «Урок общения», «Закрепление знаний об эмоциях: «Словарик эмоций», в которых содержатся игры, направленные: на повторение знаний и закреплений умений, навыков, полученных в течение года; на развитие способности принимать ребенком самого себя; по формированию адекватной самооценки, на распознавание базовых эмоций.)

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

- открытое занятие

Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации поставленных задач, занятия проходят в кабинете, отвечающем санитарно - гигиеническим требованиям с хорошим освещением, с сухим, естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией, есть вся необходимая материально- техническая база; в наличии учебно- методический комплекс и наглядно- демонстрационный материал. Обязательное условие занятий – соблюдение санитарно - гигиенических требований. Для проведения занятий необходимо следующее оснащение и оборудование:

  • столы и стулья по количеству детей;
  • музыкальный центр;
  •  компьютер,
  • принтер,
  • ксерокс.

Информационное обеспечение программы.

- методические разработки и планы-конспекты занятий;

- учебный  план;

- ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий;

- наглядные методические пособия по темам;

 -методическая литература по организации занятий по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений.

Кадровое обеспечение программы.

Кадры реализации данной программы должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, эффективно использовать здоровьесберегающие технологии, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни.

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Я сам

17

3,4

13,6

Наблюдение, беседа, игровое упражнение рисунок.

2

Я и другие дети

5

1

4

Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.

3

Я и взрослые

4

0,8

3.2

Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.

4

Я и культура общения

4

0,8

3.2

Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

5

Итоговые занятия

2

0,4

1,6

Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.

Итого:

32

6,4

25,6

Содержание учебного плана

Система работы по программе разделена на четыре раздела.

Работа по этим разделам затрагивает основные  сферы социального общения с самим собой, общение со сверстниками и общение с окружающими их взрослыми.

Первая тема – изучение ребенком своего «Я», своего маленького мира. Понимание и принятие малышом своих индивидуальных особенностей, поведенческих реакций и личностных возможностей имеет важное значение для дальнейшего развития социальных отношений. Когда ребенок счастлив, спокоен и находится в мире с самим собой, он переносит эти чувства на взаимоотношения с окружающими: ровесниками и взрослыми. Познавая себя, ребенок стремится к общению с другими детьми. Общаясь со сверстниками, малыш учится устанавливать контакты, считаться с другими, постоять за себя. Эффективные взаимоотношения с детьми помогают ребенку без проблем войти во взрослый мир.

Ребенок учится понимать свое место в семье, различать хорошие и плохие поступки и устанавливать контакты с окружающими людьми.

Далее затрагиваются некоторые вопросы этикета. Культурный человек не только владеет приемами общения, но обладает такими качествами, как сочувствие, сопереживание, добросердечность, уважительное отношение к людям.

Дети знакомятся с различными видами восприятия и базовыми эмоциями.

Содержание занятий по разделу  1. «Я сам»

Задачи:

  • Учить ребенка идентифицироваться со своим именем, воспитывать интерес к своим тезкам, реальным людям или героям детских книжек..
  • Учить детей различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, лицо).
  • Дать детям  представление о том, для чего в разных ситуациях общения нужны уши, глаза, нос, рот, руки.
  • Учить детей определять свои предпочтения по отношению к игрушкам, сказкам и сказочным персонажам.
  • Учить детей понимать свои желания, возможности.
  • Дать детям начальные знания о некоторых базовых эмоциях.
  • Формировать адекватную самооценку.

Занятие 1.1. «Мое имя»

Теория (0,2 ч.)

Правила поведения на занятии, правила игры.

Практика (0,8 ч)

  1. Упражнение «Приветствие»
  2. Игра-упражнение «Скажи как я»
  3.  Игра – имитация «Имена»
  4.  Игра «Ласковые слова»
  5.  Игра – загадка «Постарайся отгадать» Рисунок «Раскрась свое имя»

Контроль: Наблюдение, игровое упражнение, рисунок

Занятие 1.2. «Кто такой «Я»» (автопортрет)  

Теория (0,2 ч.)

  1. Чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой «Аленушка», правила игр.

Практика (0,8 ч)

2.   Упражнение «Отражение в зеркале»

3.    Подвижная игра «Дотронься до…»

4.    Упражнение «Ребенок и кукла»

5.    Игра – загадка «Угадай, кто это?». Рисунок «Моя ладошка»

Контроль: Наблюдение, игровое упражнение.

Занятие 1.3. Мои умные помощники. «Ушастик»

 Теория (0,2 ч.)

  1. Появление персонажа. Беседа «Для чего нужны нам уши», правила игр.

Практика (0,8 ч)

  1.      Приветствие с колокольчиком.
  2. Подвижная игра с элементами психогимнастики «По тропинке мы идем»
  3. Упражнение «Слушаем звуки»
  4. Массаж  «Поможем ушкам услышать больше»
  5. Игра « Угадай по звуку»

              Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

Занятие 1.4.  Мой умный помощник «Глазка»

Теория (0,2 ч.)

  1. Появление персонажа. Беседа «Для чего нам нужны глаза»

Практика (0,8 ч)

  1. Приветствие «Встречаемся глазками»
  2. Подвижная игра с элементами психогимнастики «По тропинке мы идем»
  3. Упражнение с зеркалом
  4. Гимнастика для глаз
  5. Упражнение «Чего не стало»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

Занятие 1.5. Мой умный помощник «Нюх-нюх»

Теория (0,2 ч.)

  1. Появление персонажа. Беседа «Для чего нам нужен нос», правила игр.

Практика (0,8 ч)

  1. Приветствие «Цветок розы»
  2. Подвижная игра с элементами психогимнастики «По тропинке мы идем»
  3. Дыхательная гимнастика «Пузырики», «Насосики», «Говорилка»
  4. Игра «Угадай по запаху»
  5. Массаж носа

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение

Занятие 1.6. Мой умный помощник «Вкусик»

Теория (0,2 ч.)

  1. Появление персонажа. Беседа «Наш язык», правила игр.

Практика (0,8 ч)

  1. Приветствие (шепотом, обычным голосом, прокричим)
  2. Подвижная игра с элементами психогимнастики «По тропинке мы идем»
  3. Гимнастика для языка
  4. Игра «Определи на вкус»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение

Занятие 1.7. «А вот и Чувствительный»

Теория (0,2 ч.)

  1. Появление персонажа, правила игр и упражнений.

Практика (0,8 ч)

  1. Приветствие в кругу «Потремся ладошкой»
  2. Подвижная игра с элементами психогимнастики «По тропинке мы идем»
  3. Упражняем кожу всего тела.
  4. Массаж по кругу
  5. Игра «Бирюльки»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

Занятие 1.8. «Здравствуй, Восприятие!»

Теория (0,2 ч.)

  1. Появление персонажа, правила игр и выполнения упражнений.

Практика (0,8 ч)

  1. Приветствие с перышком
  2. Подвижная игра с элементами психогимнастики «По тропинке мы идем»
  3. Игра «Отгадай»
  4. «Лимонная мозаика»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

Занятие 1.9. «Мои игрушки»

Теория (0,2 ч.)

  1. Чтение стихотворения Ю. Маркова «Игрушки для Андрюшки»

Практика (0,8 ч)

  1. Игра – упражнение «Возьми игрушку»
  2. Упражнение «Назови любимую игрушку»
  3. Игра-упражнение «Куклы»
  4. Игра – упражнение «Отгадай, что в мешочке» Рисунок «Раскрась игрушку».

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.

Занятие 1.10. «Мои любимые сказки»

Теория (0,2 ч.)

  1. Чтение «Присказки» (русское народное творчество)

Практика (0,8 ч)

  1. Игра-упражнение «Колобок»
  2. Моя любимая сказка (рассказы детей)
  3. Игра – имитация «Лесная зверобика». Рисунок «Раскрась сказочного героя»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.

Занятие 1.11. «Я хочу»

Теория (0,2 ч.)

Правила поведения на занятии, правила игр и выполнения упражнений.

 Практика (0,8 ч)

  1. Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»
  2. Подвижная игра «Карусели»
  3. Этюд «Зайчики»
  4. Творческая игра «Чудесный сундучок».

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

Занятие 1.12. «Я могу»

Теория (0,2 ч.)

  1.  Рассматривание иллюстраций книги «Я сам» Р. Юриной, беседа, правила игры.

Практика (0,8 ч)

  1. Игра-упражнение «Не ошибись, Петрушка!»
  2. Подвижная игра «Смелые мышки»
  3. Игра-имитация «Умная головка»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

Занятие 1.13. Я радуюсь

Теория (0,2 ч.)

Объяснение правил игр и выполнения  упражнений, знакомство с эмоцией «Радость»

Практика (0,8 ч)

  1. Приветствие «Облако»
  2. Упражнение «Я радуюсь, когда…»
  3. Упражнение «Притворщик». Угадай эмоцию.
  4. Динамическая пауза «Мы веселые мартышки»
  5. Игра «Как доставить радость»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

 Занятие 1.14. Я грущу

Теория (0,2 ч.)

Объяснение правил игр и выполнения упражнений, знакомство с эмоцией «Грусть»

Практика (0,8 ч)

  1. Приветствие «Облако»
  2. Упражнение «Я грущу, когда..»
  3. Упражнение «Притворщик». Угадай эмоцию
  4. Подвижная игра «Грустный-веселый»
  5. Игра «Найди»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

Занятие 1.15. Я злюсь

Теория (0,2 ч.)

           Объяснение правил игр и выполнения упражнений, знакомство с эмоцией «Злость»

 Практика (0,8 ч)

  1. Приветствие «Облако»
  2. Упражнение «Я сержусь, когда…»
  3. Упражнение «Притворщик». Угадай эмоцию.
  4. Упражнение «Уходи, злость, уходи»
  5. Психомышечная гимнастика: упражнения: «Бяка-Бука», «Бабочка», «Буратино»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение

 Занятие 1.16. Я боюсь

Теория (0,2 ч.)

Объяснение правил игр и выполнения упражнений, знакомство с эмоцией «Страх, испуг»

Практика (0,8 ч)

  1. Приветствие «Здравствуйте, я волк»
  2. Введение в ситуацию.
  3. Пластико-мимические этюды: 1 этюд «Как колобок волка испугался»,

2 этюд «Смелый колобок»

  1. Подвижная игра «Дети и волк»
  2. Пальчиковая гимнастика «Колобок»
  3. Рисование «Подарок для волка»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.

 Занятие 1.17 Закрепление знаний об эмоциях «Словарик Эмоций»

Теория (0,2 ч.)

  1. Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий. Чтение стихотворения «Облака» Н.Екимовой.

Практика (0,8 ч)

  1. Приветствие «Облако»
  2. Упражнение «Найди друга»
  3. Подвижная игра «Замри»
  4. Игра-упражнение «Волшебный мешок». Рисунок «Веселое солнышко»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.

Содержание занятий по  разделу 2 «Я и другие дети»  

Задачи:

  • Профилактика у детей социальной дезадаптации.
  • Формировать у детей первые представления о том, как важно иметь друга.
  • Учить детей видеть и понимать отличительные особенности (внешность, настроение, предпочтения) друг друга.
  • Учить детей взаимодействовать в процессе игрового общения.
  • Формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи.
  • Дать первоначальное представление о внешности и поведении у представителей разного пола.
  • Формировать чувство принадлежности к группе.

Занятие 2.1. «Плохо быть одному»

Теория (0,2 ч.)

  1. Чтение рассказа «Поезд» Я. Тайца (в сокращении), объяснение правил игр и выполнения упражнений.

Практика (0,8 ч)

  1. Игра «Ау, ау»
  2. Игра-упражнение «Передай другому»
  3. Подвижная игра «Ищу друга»
  4. Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

Занятие 2.2. «Мы  веселимся, смеемся, играем»

Теория (0,2 ч.)

  1. Чтение отрывка из стихотворения Д. Хармса «Веселый старичок», объяснение правил игр и выполнения упражнений.

Практика 13 минут

  1. Игра «Клоун Тяп-Ляп»
  2. Этюд «Делай как я»
  3. Игра «Пушинка»
  4. Рисунок «Дорисуй веселого клоуна»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.

Занятие 2.3 « Говорим руками и телом»

Теория (0,2 ч.)

Объяснение правил игр и выполнения упражнений.

Практика (0,8 ч)

  1. Подвижная игра «Веселый хоровод»
  2. Творческая игра «Живая картинка»
  3. Игра – имитация «Мы обезьянки»
  4. Творческая игра «Подарки»
  5. Этюд «До свидания»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение

Занятие 2.4.» Помогаем друг другу»

Теория (0,2 ч.)

  1. Чтение отрывка из стихотворения Н. Мордовиной «Кто поможет», объяснение правил игр и выполнения упражнений.

Практика (0,8 ч)

  1. Подвижная игра «Сборщики»
  2. Игра- упражнение «Помоги Тане»
  3. Подвижная игра «Только вместе»
  4. Творческая игра «Большой PUZZLE»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

Занятие 2.4. «Мальчики и девочки»

Теория (0,2 ч.)

Объяснение правил игр и выполнения упражнений.

Практика (0,8 ч)

  1. Упражнение «Найди отличия»
  2. Дидактическая игра «Мальчик и девочка»
  3. Творческая игра «Подружки»
  4. Игра-имитация «Насос и мяч»
  5. Дидактическая игра «Кому что подарим»
  6. Рисунок «Дорисуй мальчика, дорисуй девочку»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.

Содержание занятий по разделу 3. «Я и взрослые»

Задачи:

  • Воспитывать у детей чувства любви и привязанности к маме.
  • Учить детей проявлять заботу и добрые чувства к своим близким.
  • Учить детей вступать в контакты с окружающими людьми в духе добра и взаимопонимания.
  • Воспитывать у детей желание общаться в процессе совместной деятельности.
  • Помочь детям осознать себя как любимого, принимаемого другими членами социального общества.

Занятие 3.1. «Все начинается с мамы»

Теория (0,2 ч.)

  1. Чтение стихотворения В. Руссу «Моя семья», беседа о маме.

Практика (0,8 ч)

  1. Подвижная игра «Идем к маме»
  2. Дидактическая игра «Наша мама»
  3. Рисунок «Цветочек для мамы»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.

Занятие 3.2. «Дружная семья»

Теория (0,2 ч.)

  1. Беседа с детьми «Веселая семейка». Объяснение правил игр и выполнения упражнений

 Практика (0,8 ч)           

  1.  Пальчиковая игра «Семья»
  2. Подвижная игра «Карусели»
  3. Игра – упражнение «Ласковый мелок»
  4. Дидактическая игра «Портрет семьи»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

Занятие 3.3. «Маленький помощник»

Теория (0,2 ч.)

  1. Беседа с детьми «Маленький помощник». Объяснение правил игр и выполнения упражнений.

Практика (0,8 ч)

  1. Дидактическая игра «Маленькие помощники»
  2. Подвижная игра «Кенгуру»
  3. Творческая игра «Волшебные превращения веревочки»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

Занятие 3.4. «Я в детском саду»

Теория (0,2 ч.)

  1. Рассказывание произведения Ф. Зерновой «Как Антон полюбил ходить в детский сад» (в сокращении). Объяснение правил игр и выполнения упражнений.

Практика (0,8 ч)

  1. Игра-упражнение «Утреннее приветствие»
  2. Игра-имитация «Лесная зарядка»
  3. Упражнение «Качели»
  4. Подвижная игра «Веселый танец»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

Содержание занятий по разделу 4. «Я и культура общения»

Занятие 4.1. «Секрет волшебных слов»

Теория (0,2 ч.)

  1. Беседа с детьми «Вежливые слова». Объяснение правил игр и выполнения упражнений.

Практика (0,8 ч)

  1. Игра-занятие «Волшебные слова»
  2. Игра-упражнение «Выполни задание»
  3. Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

Занятие 4.2. «Мы поссоримся и помиримся»

Теория (0,2 ч.)

  1. Дидактическая игра-беседа «Умей извиняться». Объяснение правил игр и выполнения упражнений.

Практика (0,8 ч)

  1. Упражнение «Просим извинения»
  2. Подвижная игра «Гнездышко»
  3. Подвижная игра «Нам не тесно»
  4. Игра «Хоровод друзей»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

Занятие 4.3. «Давай поговорим»

Теория (0,2 ч.)

  1. Чтение стихотворения Т. Копыловой «Хмурый мишка». Объяснение правил игр и выполнения упражнений.

Практика (0,8 ч)

  1. Игра-упражнение «Потерянное словечко»
  2. Игра-инсценировка «»Доброе слово лечит, а худое калечит»
  3. Беседа с детьми «Как вести себя во время разговора»
  4. Творческая игра «Мир без тебя»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

Занятие 4.4. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Теория (0,2 ч.)

  1. Беседа с детьми «Хорошо и плохо». Объяснение правил игр и выполнения упражнений.

Практика (0,8 ч)

  1. Игра-драматизация «Узнай себя»
  2. Этюд «Упрямые козлики»
  3. Игра-упражнение «Я принес тебе подарок»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

Содержание раздела 5 «Итоговые годовые занятия»

Задачи:

Повторение и закрепление умений, навыков, полученных детьми в процессе занятий.

Занятие 5.1. «В гостях у сказки»

Теория (0,2 ч.)

  1. Введение в сказку: знакомство со сказочными персонажами (используется произведение С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке»).

Практика (0,8 ч)

  1. Игра «Пробуждение»
  2. Игра-упражнение «Менялки игрушек»
  3. Подвижная игра «Сороконожка»
  4. Рисунок «Симметричные рисунки»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение, рисунок.

Занятие 5.2. «Урок общения»

Теория (0,2 ч.)

  1. Введение в сказку: знакомство с героями (используется произведение Н. Павловой «На машине»).

Практика (0,8 ч)

  1. Творческая игра «Украсим наш мячик»
  2. Подвижная игра «Воздушный бал»
  3. Подвижная игра «Самолет летит по небу»
  4. Песенка-игра «Если весело живется»

Контроль: Наблюдение, беседа, игровое упражнение.

Методическое обеспечение программы

Методы обучения и воспитания:

Под методами обучения понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания.

В процессе обучения используются такие методы обучения как:

-  игровой;

-  словесный;

-  наглядный;

 - практический.

Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация

Форма организации образовательного процесса В основе программы заложены групповые, фронтальные  формы работы.

Формы организации учебного занятия

  • Беседа;
  • Игра;
  • Наблюдение;
  • Открытое занятие

Педагогические технологии:

- технология индивидуализации обучения;

- технология группового обучения;

- технология развивающего обучения;

- технология игровой деятельности;

- здоровьесберегающие технологии;

- коммуникативная технология обучения.

Алгоритм учебного занятия

1. Организационный этап:

- создание эмоционального настроя в группе;

- упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2. Мотивационный этап:

- сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

- выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

3. Практический этап:

- подача новой информации на основе имеющихся данных;

- задания на развитие эмоционально-волевой сферы;

- отработка полученных навыков на практике.

4. Рефлексивный этап:

- обобщение полученных знаний, подведение итогов. Рисунок – итог работы на занятии, который синтезирует в себе все эмоции, впечатления, знания, умения, полученные в ходе занятия (создать у каждого ребенка чувство принадлежности к группе и закрепить положительные эмоции от работы на занятии).

Дидактические материалы:

  • музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, ложки, румба, маракас, трещотка),
  • фонотека музыкальных произведений и различных звуков природы,
  • коробочки с пряностями (тмин, гвоздика, мята и т.д.),
  • эфирные масла (ландыш, роза, лаванда, жасмин)
  • предметные игрушки, сюжетные картинки, картинки, на которых изображена одежда (мужская и женская),
  • доска,
  • цветные мелки, карандаши, фломастеры, ножницы, клей,
  • писчая (А4, А3) и цветная бумага А4,
  • массажные мячики, коврики,
  • игра «Бирюльки»;
  • мешочки с разными наполнителями;
  • детали иппликатора Кузнецова
  • «Живая веревочка» (атласные ленточки разных цветов, белый бельевой шнур (веревка), гимнастические веревки);
  • «Волшебный мешочек», «Волшебный ковер» (для релаксации)
  • разноцветные мячики, кубики, платочки, детали детского конструктора,
  • игра «Притворщик из серии «Семья»,
  • куклы Бибабо,
  • столы, стулья;
  • пиктограммы эмоций, облака, изображения веселого гномика Смешинки, грустного гномика - Дедушки, злой снежинки,
  • для тренировки вкусовых ощущений необходимы продукты питания (кусочки черного хлеба, сыр, печенье, яблоко, апельсин, банан, лимон, грейпфрут, груша, конфеты),
  • колокольчик,
  • куклы: мальчик и девочка, Знайка (в очках),
  • мяч «Колобок», старый резиновый мяч с приклеенными на него липучками,
  • маски волка, козлика, мышонка
  • серия картинок «Что делает птичка»,
  • колпачок Петрушки,
  • зеркало,
  • разрезные картинки (снежинка), набор парных картинок,
  • большая мягкая игрушка Мишка,
  • маленькие плотные комочки ваты на ниточках (по количеству детей),
  • фланелеграф и картинки для него ( солнышко, дерево, тучка, гнездо, птенчик, цветы, мышонок, девочка, зайцы, белка, гусеница и т.д.),
  • рабочие листы: «Дорисуй мальчика, дорисуй девочку» (по количеству детей), «Карта путешествия мышонка»,
  • пособие к игре «Наша мама»,
  • разнообразные атрибуты, изменяющие внешний облик ребенка (бусы, ленточки, головные уборы и т.д.),
  • нарядная коробка (сундучок),
  • небольшой камень,
  • настольная игра « Найди пару»

Список  литературы

  1. Загуменная Л А. Социально-личностное развитие дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2012. – 231 с., ил.
  2. Калинина Р Р. Тренинг развития личности дошкольника. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 160 с., ил.
  3. Князева О.Л., Стеркина Р.Б.. «Я, ты, мы». Социально-эмоциональное развитие детей 3- 6 лет. Москва.: Просвещение, 2004. – 168 с., ил.
  4. Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам!» Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. – М.: Генезис, 2015 – 110 с., ил.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с., ил.
  6. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Цветик – семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.:  Речь; М.: Сфера, 2011. – 223 с., ил
  7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М.: Генезис, 2000. – 192 с., ил.
  8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Речь, 2006. - 102 с., ил.
  9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб, Речь, 2000. - 176 с., ил.
  10. Пазухина И.А. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Пособие – конспект для практических работников ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 96 с., ил.
  11. Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет. Пер. с нем. –  2-е изд. - М.: Генезис, 2010. – 143 с.
  12. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. – 160 с.
  13. Юматова Д.Б. Интерес. Движение. Игра. Развивающая двигательно-коммуникативная деятельность младших дошкольников (3-4 и 4-5 лет). Методическое пособие – М.: Ювента, 2013. – 160 с.
  14. Юматова Д.Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр – путешествий. – СПб.: ООО  Издательство Детство – Пресс, 2017. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...

Программа по дополнительному образованию детей 3-5 лет «Вместе к успеху» (студия индивидуального развития) (социально - коммуникативное развитие)

Программа дополнительного образования «Вместе к успеху» относится к образовательным областям   «Социально-коммуникативное развитие» и  «Физическое развитие...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша» (речевое развитие) Возраст детей: 5-6 лет

Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 5-6лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий....

Итоговое занятие по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительная общеразвивающая программа) психологического развития «Комфорт» (для детей средней группы)

Данный конспект ООД разработан для закрепления и обобщения знаний, навыков и умений, полученных детьми в течение года; для выявления уровня коммуникативных навыков, зрительной  памяти, мышления, ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Радуга» (художественное конструирование и дизайн) (стартовый уровень)

Дополнительная программа «Радуга» (Художественное конструирование и дизайн) относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и соответствует Федерально...