Рабочая программа педагога-психолога для работы с детьми с тяжелым нарушением речи
рабочая программа по психологии (средняя группа)

Оксана Анатольевна Соколова

данная программа расчитана на работу с детьми (4-5 лет) с ТНР на период с февраля по  май учебного года, содержащую промежуточную и итоговую диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pedagoga-psihologa_dlya_detey_s_tnr_4-5_let.docx62.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:                                                          УТВЕРЖДАЮ:

на совете педагогов                                             Заведующий

МБДОУ детского сада №176                             МБДОУ детским садом №176

ПРОТОКОЛ № ____                                           _______________Е.Б. Хижина

от «____» ______________202__г.                    ___________________202___г.

Рабочая программа педагога-психолога

для работы с детьми с тяжелым нарушением речи

в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду №176

(комплексное психолого-педагогическое сопровождение на 2023 год)

Составила:

педагог-психолог Соколова О.А.

Ульяновск

2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел.
  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи Программы.
  3. Возрастные и индивидуальные особенности психофизического развития детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
  1. Содержательный раздел.

          2.1.    Содержание форм психологического сопровождения.

          2.2.     Диагностика.

          2.3.     Психологическое просвещение и профилактика.

          2.4.     Коррекционно-развивающее направление.

          2.5.     Консультирование.

          2.6.     Содержание Программы.

  1. Планируемые результаты реализации Программы.

  1. Организационный раздел.
  1. Материально-техническое обеспечение Программы.
  2. Взаимодействие педагога-психолога с педагогами Учреждения.
  3. Система оценки планируемых результатов.
  1. Методическое обеспечение.

1.Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка.

   Рабочая программа педагога-психолога для работы с детьми с тяжелым нарушением речи в муниципальном дошкольном образовательном Учреждении детском саду №176 (далее Программа). Программа включает в себя организацию психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности группы с тяжелым нарушением речи  по основным направлениям и обеспечивает единство развивающих, обучающих и воспитывающих целей и задачей процесса образования. Реализуется в логопедической группе для детей с ТНР, имеющих протоколы ПМПК с соответствующим заключением.

   Структура и содержание Программы разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования» - приказ Минобразования и науки РФ от 17.11.2013 г. № 1155 г. Москва;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1014;
  • Письмо МО РФ от 16.12.98 г. №01-50-205ин/32-03 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме».

  1. Цели и задачи программы.

    Программа предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи, принятых в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №176. Программа является коррекционно-развивающей.

Цель программы: осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми группы ТНР для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности дошкольника.

   Данная цель конкретизируются в задачах:

  • определять особенности организации образовательного процесса для данной категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
  • укреплять физическое и психическое здоровье детей с ТНР, обеспечивая их эмоциональное благополучие;
  • развивать индивидуальные качества и возможности ребенка;
  • обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы, систематизируя методы работы педагога-психолога и учителя-логопеда в соответствии с программным содержанием;
  • подготавливать методические материалы по психологическому сопровождению Программы;
  • разрабатывать систему повышения психологической компетентности педагогов;
  • оказывать поддержку и консультирование семьям, с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

   Решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности педагога и воспитанника, родителей и детей, в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

   Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно-организованная  деятельность психолога и педагогического коллектива, в процессе которой создаются психолого-педагогические условия для развития детей.

   Формы психологического сопровождения:

- профилактика;

- диагностика;

- просвещение;

- консультирование;

- развивающая и коррекционная работа;

- экспертиза.

       

       1.3 Возрастные и индивидуальные особенности психофизического развития детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями в речи.

   К 4 годам речь ребенка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждения. Значительно увеличивается значение речи как способа передачи детям взрослыми разнообразной информации. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Мышление ребёнка после 4 лет постепенно становится речевым. Он пробует строить первые рассуждения, активно ищет связи явлений друг с другом, в том числе причинно-следственные. Ведущим в этом процессе оказывается воображение. Совершенствуется способность классифицировать. Основанием для классификации теперь может стать не только воспринимаемый признак предмета, но и такие сложные качества, как «может летать», «может плавать», «работает от электричества» и т. п. Сформирована операция сериации - построения возрастающего или убывающего упорядоченного ряда (например, по размеру). Дети могут находить простейшие закономерности в построении упорядоченного ряда (например, чередование бусин по размеру или цвету, по форме) и продолжать ряды в соответствии с ними. Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам - буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция мышления. Развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени. Это открывает новые возможности как в познавательной деятельности детей, так и в самостоятельной организации ими совместной деятельности со сверстниками, в первую очередь игры. Процессы восприятия начинают как бы отделяться от предметной деятельности. Восприятие разных сенсорных свойств предметов может стать самостоятельной задачей. Процессы сенсорного ознакомления с предметами становятся более точными и дифференцированными. Внимание остается еще в основном непроизвольным. Однако возможность направлять его путем словесного указания взрослого резко возрастает. Переключение внимания с помощью словесной инструкции ещё требует повторения, хотя к концу этого возраста уже в половине случаев оно может происходить по первому требованию. Увеличивается и объём внимания, в среднем до двух объектов. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Память также остаётся в основном непроизвольной. Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Дети не так быстро и резко утомляются, психически они становятся более выносливы (что связано в том числе и с возрастающей физической выносливостью). Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно. На пятом году в жизни ребёнка появляются новые источники эмоциональных реакций. Отношения с другими людьми, в том числе со сверстниками, начинают вызывать устойчивые и иногда очень сильные эмоции.

   В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания. Теперь ребёнок уже может принять и попытаться выполнить задачу «запомнить», «сосредоточиться». К 5 годам у ребенка появляется способность удерживать в сознании уже не отдельное событие или ситуацию, а цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях количества. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

   Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека. Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Возможности произвольного контроля поведения, эмоциональных реакций открывают путь для формирования культуры поведения в общественных местах, за столом, в гостях и т. п., освоения правил формальной речевой вежливости, правил приличия. В работе с детьми именно с этого момента целесообразно начинать использовать задания на воспроизведение образца и работу по словесной инструкции.

Индивидуальные особенности  развития детей, имеющих тяжёлые нарушения речи.

   «Тяжелое нарушение речи» (ТНР) – это  стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речевой системы (лексического компонента, грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. У детей с ТНР оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, оказывается недоразвитой связная речь. В большинстве случаев кроме речи, нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь.

 Внимание  у детей с ТНР характеризуется такими нарушениями, как: низкая концентрация внимания, то есть неспособность ребенка сосредоточиться на задании, деятельности, быстрая отвлекаемость; быстрая истощаемость и утомляемость; узкий объем внимания, и низкий уровень его устойчивости. Восприятие: - темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания; - сужен объем восприятия; - наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал); - нарушено восприятие цвета (особенно оттеночных цветов), величины, формы, времени, пространства; - затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи; - физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие. Память: - недостаточная прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение; - хуже развита вербальная память, лучше зрительная; - страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память. Мышление: - недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.; - не могут без помощи педагога установить причинно-следственные связи; - не понимают скрытый смысл загадки, пословицы.

   Психологическое сопровождение дошкольников с ТНР рассматривается как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей. Оно должно быть устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками, на основе партнерских субъект - субъектных отношений. Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении), темп и ритм речи. Такое нарушение называется общим недоразвитием речи. У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания. Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

   В психологическом плане дети с ТНР имеют характерные психологические

особенности и отличаются от нормально развивающихся детей. При этом различия касаются практически всех психических проявлений.

  1. Содержательный раздел.

2.1. Содержание форм психологического сопровождения.

  Реализация Программы предусматривает организацию работы со всеми субъектами образовательного процесса: воспитанниками, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, родителями (законными представителями ребенка).

  Психокоррекционные занятия с детьми логопедической группы проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий определяется в соответствии с СанПиН и зависит от возрастной категории детей (средняя группа (4 - 5 лет) - 20 минут), индивидуальных особенностей, а так же цели занятия.

   Взаимодействие с педагогами, родителями воспитанников Учреждения (консультации, беседы, родительские собрания и т.д.) – по запросам, по плану работы. В работе педагога-психолога используются индивидуальная и групповая формы образовательной деятельности.

     

 2.2. Диагностика.

   Целью психологической диагностики является получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психологического развития детей с ТНР, определение зоны ближайшего и актуального развития. При этом участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).  

    Полученные данные в результате психологической диагностики могут использоваться для  задач психологического сопровождения, проведения квалифицированной коррекции развития детей с ТНР. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.

   Диагностический инструментарий для детей 4-5 лет группы ТНР.

  • Диагностический комплект: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду.
  • Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Семаго Н.Я.
  • «Наглядный материал для обследования детей» Е.А. Стребелева
  • Проективные диагностические методики («Дерево» К. Коха, методика «Дом-Дерево-Человек», «Нарисуй человека» К. Маховер, рисунок семьи)

      2.3. Психологическое просвещение и профилактика.

   Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи и в становлении личности, а также повышение психологической компетентности педагогов, администрации Учреждения и родителей. С этой целью подбирается необходимая актуальная стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.

   

Примерный перечень психологического  просвещения педагогов и родителей. Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Родители

Педагоги

«Секреты общения с ребенком в семье»

«Эмоциональное состояние взрослого как опосредствующий фактор эмоционального состояния детей»

«Психологические особенности детей среднего возраста»

«Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка»

«Взаимодействие с трудными детьми»

«Решаем проблемы, играя с детьми»

«Понимаете ли вы своего ребенка?»

«Как развивать навыки коммуникации у детей с ТНР»

«Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников»

«Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни»

«Как занять ребенка дома с пользой для его развития»

«Активизируем познавательный интерес у детей с  тяжелым нарушением речи»

  1. Коррекционно-развивающее направление

   Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с тяжелым нарушением речи направлена на коррекцию недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей.

      На коррекционно-развивающихся занятиях решаются следующие задачи:

-  создание условий для развития высших психических функций;

-  совершенствование мелкой моторики;

-   стимулирование высказываний о себе, своих чувствах, мыслях, мечтах;

-  формирование положительной мотивации к обучению;

- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

-   активизация познавательных процессов, расширение общего кругозора;

-  формирование умения общаться, развитие коммуникативных навыков;

-  коррекция нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР.

   Группа, с которой совместно работают воспитатель и педагог-психолог  меняется и комплектуется по рекомендациям учителя-логопеда.

 Средства реализации Программы для детей среднего дошкольного возраста: элементы изотерапии, элементы игровой терапии, развивающие игры и упражнения, речевые и коммуникативные игры, психогимнастика, релаксация.

   Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью соответственно возрастной группе (4 - 5 лет) – 20 минут.

  1. Консультирование

   Цель психологического консультирования - оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация Учреждения. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи г. Ульяновска.

    Основным методом психологического консультирования является беседа в форме проведения индивидуальной консультации, которая направлена на проблемы развития и образования ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь (родители, педагоги). Педагог-психолог дифференцирует содержание запросов, с для того, чтобы  определить возможности опосредованно решить возникающие трудности у ребенка.

Примерный перечень тем для психологического консультирования

  • Методические рекомендации педагога-психолога по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи.
  • Развитие психических процессов у детей 4-5 года жизни с ТНР.
  • Психология ребёнка с речевыми нарушениями.
  • Пальчиковая гимнастика и ее влияние на развитие речи детей.
  • Альтернативные методы коммуникации.
  • Помощь дошкольнику в его сфере общения.
  • Детские страхи.
  • Тревожный ребенок.
  • Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста.
  • Детские кризисы.
  • Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка с нарушением речи.
  • Роль эмоционального интеллекта в развитии детей с ТНР.
  • Психологическая поддержка семьи.
  • Установление эмоционального контакта с детьми с особенностями психофизического развития в системе «ребенок-родитель».
  1. Содержание Программы.

      Основные принципы формирования программы педагога-психолога можно определить следующим образом:

  • Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Задачи коррекционной программы сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешения трудностей); профилактического; развивающего.
  • Принцип интеграции основывается на положении об общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой деятельности, и на идеях о специфике развития ребенка-дошкольника.
  • Принцип единства диагностики и коррекции. Отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Данный принцип предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Одновременно осуществляется контроль за развитием лексико-грамматического строя, связной речи ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, что позволяет внести необходимые коррективы и обучающие программы.
  • Приоритетность коррекции казуального типа. Выделяют два типа коррекции: симптоматическую и казуальную. Симптоматическая коррекция направленна на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Казуальная предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции, приоритетной следует считать казуальную.
  • Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип показывает, что коррекционно-развивающим  воздействием является организация деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
  • Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Следуя этому принципу учитывается соответствие развития ребенка психического и личностного, нормативному, не забывая при том об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
  • Комплексность методов психологического воздействия. Этот принцип о необходимости использования в обучении и воспитании детей с ТНР всего многообразия методов, приемов и средств (-арт, -сказко, -игротерапия; методы модификации поведения (поведенческий тренинг)).
  • Привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Внесение нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизнь возможно при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии.

     Все эти принципы позволяют определить в работе педагога-психолога стратегию и направление коррекционно-развивающей работы и прогнозировать ее успешность.

    Важными в организации обучающей и развивающей деятельности являются также и дидактические принципы, используемые при взаимодействии  педагога-психолога с воспитанниками Учреждения.

  1. Развитие динамичности восприятия. В процессе коррекционно-развивающих  занятий данный принцип реализуется с помощью заданий с нарастающей сложностью; с включением упражнений, при выполнении которых внимание ребенка акцентируется на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; с разнообразием типов выполняемых заданий и смены деятельности детей.
  2. Эффективность обработки информации. Суть принципа в том, чтобы обеспечить воспитаннику полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. За счет чего развивается механизм самостоятельного поиска, выбора принятия решения – способность адекватно реагировать на определенные условия.
  3. Развитие и коррекция высших психических функций. Применение этого принципа возможна путем выполнения заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций.

   Выше приведенные принципы необходимы, т.к. они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи. Интегрированная деятельность педагога-психолога с воспитателем, учителем – логопедом, музыкальным работником, инструктором по физической культуре становиться более эффективной и продуктивной в работе с детьми с тяжелым нарушением речи.

Учебный план ( февраль, март, апрель, май)

Период

Тема

Цели и задачи

Форма проведения и название

Февраль

1. Знакомство с детьми

Познакомиться с детьми,  развивать невербальное и вербальное общение, снять эмоциональное напряжение.

Ритуал «Приветствие»,

Игра «Клубочек имён», игра «Делай как я»

2. «Вот что мы умеем!»

Продолжать знакомство друг с другом, формировать навыки вежливого обращения, развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику, снятие эмоционального напряжения.

Ритуал  «Приветствие», игра «Что изменилось?», игра обобщение: «Назови одним словом» (картинки и слова); пальчиковая гимнастика «Дружба», рисование «Дорисуй цветочек»

3. «Волшебные средства понимания»

Продолжать развивать навыки общения, доверия, умения сотрудничать. Сплочение коллектива, развитие внимания, памяти, моторики.

Упражнение в картинках «Наше настроение», игра «Угадай жест», пальчиковая  гимнастика «Пальчики гуляют», Рисование «Дорисуй по образцу»

4. «Страна Вообразилия»

Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, воображения, мышления; расширение и активизация словарного запаса. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

«Приветствие», игра «Кто лишний?»,  упражнение «Счет», задание «Соедини по точкам», Психогимнастика «Лев»,  Раскрась картинку.

Март

1. Психолого-педагогический мониторинг

Система мониторинга включает в себя сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных тестов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. 

  1. «Восприятие»

Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, зрительной и слуховой памяти.

Ритуал «Приветствия»,

Упражнение «Запомни фигуры и знаки», игра «Кто самый внимательный», упражнение «Части и целое», Пальчиковая гимнастика «Капуста»

  1. «Внимание»

 Развитие внимания,  слухового и зрительного восприятия, развитие общей и мелкой моторики.
Совершенствование мотивацион-ной сферы общения и коммуникативных навыков. 

«Приветствие», упражнение «Будь внимателен»; игра «Птицы улетают/прилетают», рисование «Дорисуй по образцу».

  1. «Мое настроение»

Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека.

Приветствие «Страна настроений», игра «Противоположности»,

пальчиковая гимнастика «Прогулка», нарисуй  свое настроение.

Апрель

  1. «Мышление»

Развитие слухового и зрительного восприятия, мышления и речи. общей и мелкой моторики,
совершенствование коммуникативных навыков.

упражнение «Найди, запомни, сосчитай», пальчиковая гимнастика «Улитка»,  упражнение- беседа «Время года», раскрась зонтик.

  1. «Память»

Развитие памяти, слухового и зрительного восприятия,  расширение и активизация
словарного запаса, совершенствование грамматического строя и
навыков связной речи.

упражнение «Разложи по порядку», игра «Чего не хватает?», Задание «Запоминайка», пальчиковая гимнастика «Лодочка».

  1. «Давай поговорим»

Познакомить детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей, учить детей вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, употреблять различные обращения. Обогащать словарный запас и развивать речь детей,

Приветствие «Дружба начинается с улыбки, ятение стихотворения Т. Копылова «Хмурый мишка», Игра-упражнение «Потерянное словечко», беседа «Как вести себя во время разговора», игра «Комплимент».

  1. «Я и мои друзья»

Воспитывать у детей навыки партнерского общения, формировать умения согласовывать свои действия с действиями других детей, расширять диапазон эмоций у детей через совместную игру.

Игра-упражнение «Помоги Тане», этюд «Делай как я», Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе мальчики и девочки», Рисование на тему «Дорисуй мальчика, дорисуй девочку».

Май

  1. «Я в детском саду»

Создать положительный эмоциональный климат в группе, развивать навыки общения, вырабатывать навыки социального поведения и совместных действий, способствовать профилактике социальной дезадаптации.

Приветствие «Дружба начинается с улыбки»,

чтение произведения Р. Зерновой «Как Антошка полюбил ходить в детский сад»,

Дидактическая игра «Что я делаю в детском саду?»

  1. «Я и моя семья»

Развивать  у детей интерес к своей семье и учить делиться с ними своими впечатлениями,    стремление и потребность радовать своих близких, развивать эмпатию.

Беседа на тему «Моя семья» - демонстрация сюжетной картинки «Семья», Пальчиковая гимнастика «Моя семья», Рисование «Мама, папа, я»

3.Психолого-педагогический мониторинг

Система мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы. Мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей.

  1. Планируемые результаты реализации Программы.

     Психо-коррекционно-развивающая работа по направлению эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сферам проводится для детей с ТНР в форме групповых занятий.  

        Основными показателями, свидетельствующими о том, что коррекционно-развивающая работа  по Программе проводится эффективно, является следующее:

 - Повышение самооценки и уверенности в себе;

 - Развитие познавательной сферы;

 - Формирование у детей позитивных навыков общения со взрослыми и сверстниками;

- Повышение мотивации к обучению.

 В ходе реализации Программы ребенок также имеет динамику развития:

  • двигательно-моторной и опто-моторной координации согласно возрасту;
  • произвольности движений;
  • целенаправленности двигательной моторики;
  • осознания схемы собственного тела;
  • слуховой, тактильной и зрительной памяти;
  • наглядно-образного мышления;
  • обладает более устойчивым вниманием;
  • связной речью;
  • овладения культурно-гигиеническими навыками;
  • эмоциональной отзывчивости;
  • представления о себе и собственной семье;
  • умений и навыков, необходимых для осуществления различных и видов детской деятельности.

  1. Организационный раздел.

      3.1.  Материально-техническое обеспечение Программы.

   В работе педагога-психолога используются современные информационно-технические средства: ноутбук, принтер, ксерокс, сканер. А также методическая, психолого-педагогическая литература.

   Групповые и коррекционно-развивающие психологические занятия проводятся в групповых помещениях. Индивидуальная работа проводится в кабинете педагога-психолога. Кабинет оборудован так, чтобы способствовать реализации трех основных функций в работе педагога-психолога: диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей. Созданная предметно-развивающая среда, помогает обеспечить психологический комфорт для ребенка, возможность для развития познавательных, психических процессов, эмоционально-волевой сферы.

    Помещение для проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий хорошо освещено, имеются детские столы и стулья. Консультативная зона включает в себя: шкаф  для хранения документов, наборы диагностических методик, игры, стимульный материал для проведения диагностики. В кабинете также имеются игрушки, комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности.

     3.2. Взаимодействие педагога-психолога с педагогами Учреждения.

     Взаимодействие педагогов организации с родителями направлено на повышение педагогической культуры родителей. Задача педагогов – активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка. Укрепление и развитие взаимодействия организации и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.

С Заведующим Учреждения:

1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач, в рамках реализации Программы.

2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для работы с детьми коррекционных групп.

С воспитателем: 

1.Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

2.Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)

3.Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

4. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.

5. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей с тяжелыми нарушениями речи, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.

6. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника с тяжелыми нарушениями речи.

7. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей с тяжелыми нарушениями речи.

8. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.

9. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

С учителем-логопедом: 

1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с ТНР в группе.

2. Оказывает помощь учителю-логопеду в развитии у детей саморегуляции и самоконтроля на занятиях.

3. Участвует в обследовании детей с ТНР с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

4. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.

5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с тяжелыми нарушениями речи.

6. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.

     3.3. Система оценки достижений планируемых результатов.

   Диагностика проводится по методике - «Психолого-педагогические обследования детей 3-7 лет (познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий 3-7 лет)» Е.А. Стребелевой.

  Основными показателями, свидетельствующими о том, что работа проводится эффективно, является следующее:

 Повышение самооценки.

  Восстановление положительного эмоционального состояния.

 Снятие мышечной напряженности.

 Развитие коммуникативных способностей.

 Развитие волевой сферы.

     Для оценки эффективности программы рассматриваются динамика изменения следующих показателей:

 Развитие навыков вербального и невербального общения.

 Снижение телесного и эмоционального напряжения.

 Улучшение самочувствия, активности и настроения (по наблюдениям психолога, родителей).

 Улучшение внимания, памяти, мышления, воображения, мелкой мускулатуры рук, произвольности психических процессов.

  1. Методическое обеспечение.

   

  1. «Азбука общения» Л.М. Шипицина, 2001 г.
  2. «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника» А.Н. Веракса, 2014 г.
  3. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.-мед.-пед. Комиссии» С.Д. Забрамная, 2010 г.
  4. «Комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста» Н.Н. Павлова, Л. Руденко, 2016
  5. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие, с приложением Альбома «Наглядный материал для обследования детей» (Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова), под редакцией Е. А. Стребелевой , 2004г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Программа составлена с учетом ФГОС дляработы с детьми ОВЗ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1 И 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (РДА, РАС, атипичный аутизм)

Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстро...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)

Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...

Индивидуальная программа работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с нарушениями речи 6-7 лет....

Рабочая адаптированная программа педагога-психолога для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

   Адаптированная рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) предназначена для педагога-психолога дошкольной организации, в которой воспитываются дети с тяжелыми нарушения...

Рабочая адаптированная программа педагога-психолога для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи на 2023 – 2024 учебный год

Адаптированная рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) предназначена для педагога-психолога дошкольной организации, в которой воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи. Программа р...

Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»

Речевые нарушения остаются одной из наиболее  распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...