Анализ и диагностика
учебно-методический материал по психологии (младшая группа)

Щелкунова Анна Германовна

Анализ произведений с программы "От рождения до школы" на взаимодействие детей младшего возраста со сверстниками, а так же диагностика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvedeniya.docx23.84 КБ
Файл diagnostika.docx46.63 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «От рождения до школы»

Автор

Наименование

Содержание

Эпизод взаимодействия

Ранний возраст

«Курочка Ряба» - русская народная сказка

(1-2 г)

Рассказывается о том, что золотое яичко не принесло счастья бабе и деду, а только слезы.

«…Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!»

«Колобок» - русская народная сказка

(1-2 г)

Рассказывает она о том, как бабка спекла деду колобок, а тот взял да и сбежал, но участи быть съеденным не избежал.

« …Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт. Хворост ломает, кусты к земле гнёт: "Колобок, колобок! Я тебя съем". - "Ну, где тебе, косолапому, съесть меня. Послушай лучше мою песенку". Колобок запел, а Миша и уши развесил:

"Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

 На сметане мешан,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл:

От тебя, медведь, полгоря уйти"»

«Девочка-рёвушка»- стих Агнии Барто

(2-3 г)

Рассказывается о том, как  девочке Гане ничего не нравится и она постоянно ревёт.

«…Дали Гане молока.
-Эта кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую!
УУ-УУ-У!..»

Младшая группа

 «Лиса и заяц» - русская народная сказка  

в обр. М. Булатова.

(3-4 г)

Пережив зиму в своих избушках Лиса и Заяц, встретили весну. Ледяная избушка Лисы не выдержала весеннего тепла - растаяла. Недолго думая Лиса напросившись к Зайцу переночевать, выгнала его из его избушки. И только Петух смог напугать, наглую Лису. После того как Лиса сбежала. Петух и Заяц стали жить в зайкиной избушке вместе.

«Идет дорогой зайчик, плачет. Ему
навстречу собака:
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная.
Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

— Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.Подошли они к избенке. Собака забрехала:

— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!

А  лиса им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Собака испугалась и убежала.»

 «У страха глаза велики» - русская народная сказка

 в обр. В. Даля

(3-4 г)

Рассказывается о том, как бабушка с внучкой пошли за водой. А вместе с ними за водой отправились курочка и мышка. Набрали они воды в колодце и обратно пошли через огород. В огороде яблоня стояла, а под яблоней сидел, притаившись, заяц.Тут яблоко с ветки сорвалось и упало на зайца. Заяц с испугу на тропинку выскочил, прямо под ноги идущим с ведрами бабушке, внучке, курице и мышке. Те испугались, ведра бросили и в дом убежали. Бабушка решила, что на нее медведь напал. Внучке волк почудился. Курочка на лису подумала, а мышке кот привиделся. А заяц, когда в лес прибежал, подумал, что еле от четырех охотников ноги унес.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

«Что такое хорошо и что такое плохо» - стих В.В.Маяковский

Раскрываются о том, как папа объясняет своему сыну какие действия считаются хорошими, а какие плохими.

Знай: любой ребенок: вырастет из сына свин,
если сын — свиненок.
Мальчик радостный пошел, и решила кроха:
«Буду делать хорошо,и не буду — плохо»

Средняя группа

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - русская народная сказка в  обр. А. Н. Толстого

Рассказывает о том, как однажды пошла Аленушка на работу и взяла с собой Иванушку. Было очень жарко и Иванушка сильно захотел пить. Не выдержал он и попил воды из козьего копытца и стал козлёночком. Мимо проезжал купец и увидел, что Аленка сильно плакала. Она ему рассказала о своём горе. И взял купец ее в жены. Один раз, не было купца дома и вдруг, к ним пришла ведьма и ласково позвала ее купаться на реку. Повесила ведьма Аленушке камень на шею и утопила. Превратилась ведьма в Аленушку, и только козленочек об этом знал. Козленочек ходил к озеру и разговаривал со своей сестрицей. Ведьме это не понравилось, и она приказала его зажарить. Слуга купца проследил за козленком и узнал, что в озере утоплена Аленушка. Достали они ее и окунули в ключевую воду. Аленушка ожила и стала еще красивее. Козленочек от радости три раза перекинулся через голову и снова стал мальчиком Иванушкой. А злую ведьму привязали к коню и пустили в поле.

Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить. – Сестрица Аленушка, я пить хочу! – Подожди, братец, дойдем до колодца.

Три поросенка-Сергей Владимирович Михалков.

Жили однажды три брата поросенка. Они были похожи друг на друга, одного звали Ниф-Ниф, второго Наф-Наф, а третьего Нуф-Нуф. Летом поросята отдыхали.Но вскоре пришли первые холода, а с ними и осень. Наф-Наф первым задумался о приходе холодов, он проснулся рано утром и предложил братьям построить жилье на зиму. Оба брата не захотели принимать участие в постройке и помощи, так как считали, что до зимы еще далеко и поэтому они в любой момент успеют построить себе убежище. Когда волк разрушил слабые дома Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа они побежали к Наф-Нафу, который не поленился и построил крепкий дом, там они и спаслись от волка.

 «…А три брата, три маленьких поросенка, глядели ему вслед и радовались, что они так ловко проучили злого разбойника. 
А потом они запели свою веселую песенку: 
 - Хоть полсвета обойдешь, 

Обойдешь, обойдешь, 

Лучше дома не найдешь, 

Не найдешь, не найдешь!..»

Старшая группа

«Царевна-лягушка»- русская народная сказка

 в обр. М. Булатова

Решил царь женить своих сыновей и велел стрелять им из лука, старшие боярыню и купчиху в жены взяли, а младшему лягушка досталась. Испытывал царь жен сыновей, но лучше всех справилась лягушка - и рубашку сшила и хлеб испекла на диво.Устроил царь пир, а лягушка обернулась Василисой Премудрой и приехала, всем красавицам красавица.Тихонько сжег Иван Царевич лягушачью шкурку, но пришлось Василисе к Кощею возвращаться.Пошел Иван Царевич ее искать и помог в дороге медведю, селезню, зайцу и щуке, а баба Яга подсказала ему где смерть Кощеева спрятана.Нашел Иван сундук, помогли ему звери им спасенные и убил он Кощея, а сам на Василисе женился.

«..Позвал однажды царь сыновей и говорит им:

— Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!

— За кого же нам, батюшка, посвататься?

— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.

Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.

Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь.

Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь.

Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…»

«Лев и собачка» -Л.Толстой

В клетку ко льву подбросили собачку, потому что таким способом часто кормили диких зверей в Лондонском зоопарке. Однако лев не только не тронул собачку, но подружился с ней и они вместе прожили целый год.

Но потом собачка заболела и умерла, а лев так сильно переживал потерю единственного друга, что отказался от пищи и тоже умер.

«..Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке…»

Подготовительная группа

«Гадкий утёнок»-

Г.Х. Андерсен.

Рассказывается о маме-утке, у которой один из малышей оказался очень некрасивым. Все остальные невзлюбили утенка за то, что он так ужасно выглядел. Утенок прошел через множество испытаний и чуть было не замерз во льду. Однако совсем скоро он подрос и превратился в прекрасного лебедя...

«..Ну, как дела? - спросила старая утка, просунув голову в чащу лопуха.

- Да вот, с одним яйцом никак не могу справиться, - сказала молодая утка. - Сижу, сижу, а оно всё не лопается. Зато посмотри на тех малюток, что уже вылупились. Просто прелесть! Все, как один, - в отца! А он-то, негодный, даже не навестил меня ни разу!..»

«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова

Рассказывается о том, как лиса напросилась в избушку к волку. Обхитрила его, съела запасы волка и стала хозяйкой избушки.

«Жили волк и лиса. У волка избушка хворостяная, у лисички - ледяная. Пришла ростепель, у лисы избушка растаяла. Явилась лиса к волку на ночлег проситься:
- Пусти меня, куманёк, обогреться!
- Мала моя избушка, - говорит волк. - Одному повернуться негде. Куда тебя пущу? ..»



Предварительный просмотр:

Диагностика развития общения со сверстниками (Орлова И.А., Холмогорова В.М.)

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей младшего возраста со сверстниками.

Методика диагностики: диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении,  просоциальных действий, сопереживания и средств общения.

Для определения уровня развития общения со сверстниками предполагается использовать:

 - параметры общения со сверстниками;

 - шкалы оценки параметров общения со сверстниками.

Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:

  • Интерес к сверстнику (обращение внимания ребёнка  на сверстника: наблюдение за его действиями, рассматривание  его внешности)
  • Инициативность (стремление  ребёнка привлечь внимание сверстника к своим действиям: адресация  улыбки сверстнику , демонстрация своих возможностей, вовлечение сверстника в совместные действия)
  • Чувствительность (стремление ребёнка взаимодействовать со сверстником,  реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение  за действиями сверстника, стремление  подстроиться под них, подражание  действиям сверстника)
  • Просоциальные действия (стремление ребёнка учитывать желания сверстника, помогать сверстнику и совместно выполнять со сверстником какую либо работу)
  • Средства общения (действия, посредством которых ребёнок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлечение его в совместные действия и участие в них)

Показателями  данного параметра являются:

- экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников);

- активная речь ( предречевые воколизации, лепет, отдельные слова, фразы).

     Для определения  уровня развития общения со сверстниками используются следующие шкалы оценки параметров общения со сверстниками:

Интерес к сверстнику:

0 баллов - ребенок не смотрит на сверстника, не замечает его;

1 балл - ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;

2 балла - ребенок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);

3 балла - ребенок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.

Инициативность:

0 баллов - ребенок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;

1 балл - ребенок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждет инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);

2 балла - ребенок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;

3 балла - ребенок постоянно проявляет инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.

Чувствительность:

0 баллов - ребенок не отвечает на инициативу сверстника;

1 балл - ребенок реагирует на воздействия сверстника, но лишь изредка отвечает на них, не проявляет желания действовать совместно, не подстраивается под действия сверстника;

2 балла - ребенок откликается на инициативу сверстника, стремится к взаимодействию, отвечает на воздействия сверстника, иногда стремится подстроиться по действия сверстника;

3 балла - ребенок охотно откликается на все инициативные действия сверстника, активно подхватывает их, согласовывает свои действия с действиями сверстника, подражает его действиям.

Просоциальные действия:

0 баллов - ребенок не обращается к сверстнику, не желает действовать с ним совместно, не реагирует на просьбы и предложения сверстника, не хочет ему помогать, отнимает игрушки, капризничает, сердится, не желает делиться;

1 балл - ребенок сам не проявляет инициативы, но иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест;

2 балла - ребенок согласен играть со сверстником, иногда сам проявляет инициативу, но не во всех случаях, иногда делится игрушками, уступает их, откликается на предложение делать что-то совместно, не мешает сверстнику;

3 балла - ребенок проявляет желание действовать совместно, сам предлагает сверстнику игрушки, учитывает его желания, помогает в чем-либо, стремится избегать конфликтов.

Средства общения:

Экспрессивно-мимические

0 баллов - ребенок не смотрит на сверстника, не выражает мимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям сверстника;

1 балл - ребенок иногда смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника, если и использует жесты, то не для выражения собственных эмоций, а в ответ на обращения сверстника;

2 балла - ребенок часто смотрит на сверстника, его действия, адресованные сверстнику эмоционально окрашены, ведет себя очень раскованно, заражает сверстника своими действиям (дети вместе прыгают, визжат, кривляются), мимика оживленная, яркая, очень эмоционально выражает и отрицательные эмоции, постоянно привлекает к себе внимание сверстника.

Активная речь

0 баллов - ребенок не произносит слов, не «лепечет», не издает выразительных звуков (ни по собственной инициативе, ни в ответ на обращения сверстника или взрослого);

1 балл - лепет;

2 балла - автономная речь;

3 балла - отдельные слова;

4 балла - фразы.

Результаты диагностических исследований заносятся в специальные протоколы.

Для оценки степени развития общения со сверстниками используются три уровня: низкий (3 балла), средний (2 балла) и высокий (1 балл).

Результаты диагностики сформированности коммуникативного навыка для детей младшего дошкольного возраста показали следующие данные:

По показателю «Интерес к сверстнику» - 40% детей сразу же замечают сверстника, приближаются к нему, начинают внимательно рассматривать, трогать, сопровождают свои действия вокализациями, речью, не теряют интереса к сверстнику на протяжении  длительного времени, не отвлекаются. Остальные 60% детей обращают внимание на сверстника, с любопытством наблюдают за его действиями, но издалека, не решаются приблизиться, демонстрируют пассивную позицию.

По показателю «Инициативность» - 35% детей постоянно проявляют инициативу в общении, часто смотрят в глаза сверстнику, адресуют ему улыбки, демонстрируют свои возможности, пытаются вовлечь сверстника в совместные действия, проявляют ярко выраженную настойчивость  в общении, 59% детей проявляют инициативу, но не всегда, смотрят в глаза сверстнику, улыбаются ему, действуют неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью. Остальные 6%  детей первыми не вступают во взаимодействие, начинают проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил, чаще всего ждут инициативы сверстника.

По показателю «Чувствительность» - 60% детей охотно откликаются на все инициативные действия сверстника, активно подхватывают их, согласовывают свои действия с действиями сверстника. Остальные 40%  детей откликаются на инициативу сверстников, иногда стремятся подстроиться под действия сверстников.

По показателю «Просоциальные действия» - 48% детей  проявляют желание действовать совместно, сами предлагают сверстнику игрушки, учитывают желания сверстника, помогают в чем-либо, стремятся избегать конфликтов. Остальные 52% детей  согласны играть со сверстником, иногда сами проявляют инициативу, но не во всех случаях, иногда делятся игрушками, уступают их, откликаются на предложение делать что-то совместно.

По показателю «Средства общения» - « экспрессивно-мимическими» средствами обладают 70% детей. Смотрят на сверстника, его действия, адресованные сверстникам эмоционально окрашены, ведут себя очень раскованно, заражают сверстников своим  действиями (дети вместе прыгают, визжат, кривляются). Остальные 30%  детей иногда смотрят в глаза сверстнику, эпизодически выражают своё эмоциональное состояние (улыбаются, сердятся), мимика преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстников, если и используют жесты, то не для выражения собственных эмоций, а в ответ на обращения сверстников. «Активной речью» обладают 80% детей, в общение используют фразы. Остальные 20% детей в общении используют отдельные слова.

Таким образом, на основе проведённой методики нами были получены следующие результаты: 4 человека из 20, что составляет 20% - высокий уровень сформированности коммуникативного навыка. Ребёнок обладает высоким уровнем сформированности коммуникативного навыка, если по большинству из параметров он получил высшие баллы; 14 из 20 (70%)  - средний уровень сформированности коммуникативного навыка. Уровень сформированности коммуникативного навыка оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения; 2 из 20 (10%) - низкий уровень сформированности коммуникативного навыка. Уровень сформированности коммуникативного навыка оценивается как низкий, если большинство показателей всех параметров имеют низкие значения. Мы можем сделать вывод, что детям младшего дошкольного возраста присущи следующие особенности коммуникативного навыка: интерес к сверстнику, стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желание ребёнка действовать совместно, желание помочь сверстнику чем-либо, стремление подстроиться под действия сверстника, подражание действиям сверстника.[1]

Результат диагностики общения со сверстниками у детей 3-4 лет.

Интерес к сверстнику

Инициативность

Чувствительность

Просоциальные действия

Средства общения

Средняя оценка

Уровень

1.экспрессивно мимические

2.активная речь

Баллы

001

2

3

2

3

2

3

15

средний

002

3

2

3

3

2

4

17

высокий

003

2

1

3

2

2

4

14

средний

004

2

3

2

2

1

4

14

средний

05

3

2

3

3

2

4

17

высокий

006

2

3

2

2

2

4

15

средний

007

3

2

3

3

1

4

16

средний

008

3

2

3

2

2

4

16

средний

009

2

2

2

3

2

3

14

средний

010

2

3

3

3

2

4

17

высокий

011

3

2

2

3

2

4

16

средний

012

2

3

3

2

1

4

15

средний

013

2

2

2

2

1

3

12

низкий

014

2

3

2

2

2

4

15

средний

015

1

2

3

2

1

4

13

средний

016

2

2

3

2

2

4

15

средний

017

3

3

3

3

2

4

17

высокий

018

2

2

3

2

2

4

15

средний

019

3

2

2

1

1

3

12

низкий

020

3

2

3

3

2

4

14

средний

Формы работы воспитателя с детьми, направленные на развитие взаимодействия у детей младшего возраста

Этапы

Наименование

Цель

Задачи

Ход

Подготовительный

Чтение художественной литературы

К. Чуковский. «Айболит»

Упражнение «Аплодисменты»

Познакомить детей с новым произведением, учить следить за развитием действий, понимать содержание, сопереживать героям.

-развивать внимание, память и нравственные чувства: доброту и взаимопомощь;

-активизировать словарь детей, обучать умению вести диалог: слушать и понимать вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель читает стихотворение:

Машина быстро мчится:
«Везу больного я в больницу,
И всех, кто вызовет меня,
К врачам доставлю быстро я!»
В мире не бывает
Доктора добрей.
Всем он помогает:
Доктор-друг детей.

Воспитатель: Посмотрите на картинку и на стол (санитарный инвентарь). Как вы думаете, про кого мы сейчас будем говорить? Кому нужны эти предметы?

А теперь посмотрите на стенд и скажите, кто написал эти книги? (К. И. Чуковский).

А сегодня я вам прочитаю о самом знаменитом докторе. Книгу о нём написал тоже К. И. Чуковский, называется «Айболит».

Воспитатель читает  произведение
Рассматривание иллюстраций
Физминутка

Ответы на вопросы по содержанию произведение
Встреча с зайчихой и зайчонком

Описание зайчонка ласковыми словами (Воспитатель читает неторопливо, меняет темп речи, выразительно)

Воспитатель: Понравился вам доктор Айболит?

-Какой он был? (Добрый доктор Айболит)

-Кто-то стучится в дверь. Пойду, посмотрю, кто к нам пришёл? Вносит двух зайцев - одного большого, а другого- маленького. (зайчиха шепчет воспитателю на ухо, как – будто что то говорит)

-Вы от доктора пришли? Ваш зайчик здоров? (Читает отрывок про зайца)

-Садитесь и послушайте, как доктор лечил других зверей. Айболит получил телеграмму: «Приезжайте, доктор, в Африку скорей и спасите, доктор, наших малышей!»

-Куда поспешил доктор Айболит (В Африку, на Лимпопо). Какое слово интересное, повторите! Это слово не простое, а волшебное. Доктор должен запомнить, а то в Африку не по-падёт без этого слова. (Читает четверостишие)

-Кто ему помогал в пути (волки, кит на море и в горах - орёл.) (Зачитывает эти места, с показом этих персонажей)

-Звери в Африке ждут доктора «О, где же добрый доктор? Когда же он придёт?»«Приехал! Приехал! Ура! Ура!»

-Как лечил Айболит зверей? (Ставил им градусники, кормил шоколадками, гоголем- моголем.)

-Интересно, что такое гоголь-моголь? Это яйца, взбитые с сахаром, очень вкусно! (проводится показ).

Давайте скажем — гоголь-моголь! (Повторяют индивидуально и хором.)

Воспитатель зачитывает эти отрывки, а последние две строчки все дети повторяют хором:

Все здоровы!

«И пошли они смеяться Лимпопо!

И плясать, и баловаться, Лимпопо!»

-Мы тоже повеселимся и попляшем (Включает запись плясовой музыки, дети пляшут вместе с воспитателем.)

-Дети садитесь, успокойтесь. Посмотрите на наших гостей. Что можно про них сказать? (Это зайки их двое, они разные, один большой, другой – маленький)

-Значит, и называть их надо разными словами. Как можно назвать большого? (Заяц, зайчиха). – Кого она с собой привела? (Маленького сыночка.) - Как его можно называть? (Придумывают ласковые слова для малыша) - Какие хорошие, ласковые слова. Они подходят для маленького зайчика. Давайте повторим их ещё раз. (Повторяют индивидуально и хором.)

-Зайчик очень обрадовался эти словам и совсем выздоровел. Давайте похлопаем, порадуемся за него. Но похлопаем не просто так, сначала аплодисменты звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. 
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа. 

Воспитатель: -Зайчик здоров, а как же другие наши зверята и куклы? Может быть они тоже больны? Для того, чтобы их лечить нужно выбрать врача. Нам зайчиха-мать хочет что-то сказать (Воспитатель делает вид что слушает зайчиху и передаёт её слова детям). (Воспитатель называет имена детей, которые лучше всех отвечали на вопросы по тексту. Назначает одного врачом, одного санитаром, и т. д.)

-Нам что-то хочет сказать ещё и малыш (Воспитатель делает вид что слушает зайчика и передаёт его слова детям.)

-Ему очень понравились ласковые слова про него. (И тоже называет имена детей.) А они будут помощниками доктора.

-И хочет отблагодарить вас за это, у него есть сюрприз для вас!

Раздача витаминов.

Звучит спокойная мелодия.

содержательный

Проблемная ситуация, направленная на сопереживание и помощь Айболиту;

Игра «Яблочко -настроения» ;

Игра «Ласковое слово»;

Игра «Весёлый паровозик»;

Игра «Клубок».

Развивать взаимодействия у детей младшего возраста

-развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

-способствовать развитию слухового и зрительного внимания, логического мышления и памяти.

-способствовать формированию дружеских отношений между детьми;

-воспитывать привычку работать сообща.

Дети стоят полукругом.

В: Колокольчик мой звенит, кто – то в гости к нам спешит (входит второй воспитатель с куклой доктора Айболита)

А: Здравствуйте, ребята.

В: Здравствуй, доктор Айболит.

А: Ребята, помогите мне пожалуйста!

В: А что случилось?

А: Мне позвонили из Африки и попросили срочно приехать .Там заболели все зверята. Я взял волшебную воду и собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную лечебную воду и закрыли в сундук, а ключи спрятали.

В: Как мы можем помочь? Что нужно делать?

А: Пираты оставили карту с загадками которые помогут найти все ключи. Я бы и сам  с вами в путь отправился ,но меня ждут другие больные звери.

В: Поможем, ребята , найти ключи?

(Айболит выходит из группы)
Д: Да. Поможем.

В: Вот ребята для нас первая загадка.

Он по полю ловко скачет

Как пушистый белый мячик.

Летом сер, зимою бел,

И немного окосел,

Кто он? Угадай – ка?

Ну, конечно - это……!

Д: Зайка!

Колокольчик мой звенит, зайку нам искать велит  (дети как зайчики продвигаются по группе и находят зайчика)

В: Здравствуй, зайка.

Д:Здравствуй, зайка.

З:Здравстуйте, ребята.

В: Нам загадка подсказала, что у тебя мы ключ от сундучка найти сможем.

З: Есть у меня ключик, но сначала  выполните  задание. Вам нужно рассмотреть «яблочко настроения» , после этого каждый  выбирает понравившееся ему «яблочко» и передаёт жестами и мимикой те эмоции, которые изображены на нём.

Другие дети отгадывают.

В: Ребята давайте поможем зайчику (выбирают «яблочко настроения, изображают настроение и отгадывают).

З: Ребята, вы молодцы так хорошо и быстро справились с заданием, держите ваш ключик.

Д: Спасибо.

В: Ребятки, слушайте следующую загадку.

Всех зверей она хитрей

Шуба рыжая на ней,

Пышный хвост – ее краса,

Этот зверь лесной - …………!

Д: Лиса.

В: Молодцы! Правильно отгадали загадку. Колокольчик мой звенит, лисичку нам искать велит. (Дети имитируя походку лисы отправляются на ее поиски).

Л: Плачет. Здравствуйте, зачем пожаловали?

Д,В: Здравствуй, лисичка.

В: Нам загадка подсказала ,что у тебя мы ключ от сундучка можем найти.

Л: Есть у меня ключик, только тот, кто меня развеселит, порадует добрым нежным словом и пожалеет, тому и отдам ключик.

В: Обсуждение с детьми, как можно помочь лисе, как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы высказываний, как можно обратиться к лисе, пожалеть её. Затем дети по очереди жалеют лису.

Л: Спасибо вам ребята за помощь, за то что развеселили меня, вот ваш ключик, держите.

Д: Спасибо, лисичка!

В: Ребята, сколько у нас сейчас стало ключей? (Считаем)

Д: Один, два. Два ключа.

В: Совершенно верно.

В: Ребята, у нас осталась последняя загадка. Слушайте внимательно!

А кто же это? Послушайте!

В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой.

Д: Это ежик!

В: А как ежик пыхтит?

(речевая гимнастика)

В: Колокольчик мой звенит, нам зверей искать велит! Отправляемся в путь за последним ключиком. А поедем мы не просто, а на волшебном паровозике.

В: Я буду «паровозиком», который должен составить поезд из детей. А вы, ребята будете роль «вагончиками». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:

— Я веселый паровозик Анна Германовна, а ты кто?

— А я красивый вагончик Саша.

— Поехали дальше вместе.

— Поехали.

Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы»).

Наклониться  («Въехали в тоннель»).

Пробраться через «дремучий лес».

Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.

В: «Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»)

В: Вот мы и приехали к ёжику.
Д:Здраствуй,ёжик!

Ё: Здравствуйте, ребята!

Как хорошо, что вы приехали. Мне так нужна ваша помощь. Мне нужно размотать клубок ниток, что повесить на нитку грибы и высушить, но один я не успею так быстро размотать, поэтом прошу вас. Но не просто размотать, а говорить друг другу. Например: «Мне нравится с тобой дружить, потому что ты добрый».

В: Ребята , какое сложное задание нам дал Ёжик, но мы обязательно справимся с ним.

Д: разматывают клубок, говоря друг другу комплименты.

Б: Спасибо, ребята, за помощь! Теперь я успею высушить свои запасы на зиму. Вы очень выручи ли, вот вам ключик, за ваши старания.

В: Ребятки, давайте посчитаем, сколько мы ключиков собрали.

Д: Один, два, три. Три ключика.

В: Молодцы, теперь у нас все ключи, пора звонить доктору Айболиту.

Звонят. Заходит доктор Айболит.

А: Ребята, вы так быстро справились и нашли все три ключа. Сейчас вам предстоит подобрать ключики к сундучку, открыть его и достать волшебную воду.

( Дети с воспитателем подбирают ключи. Открывают сундучок и достают волшебную воду – она прозрачная)

В: По-моему, это обыкновенная вода.

А: А вот и нет, смотрите! ( Айболит накрывает банку тканью, взбалтывает и получается цветная вода)  Самая настоящая волшебная вода!

Спасибо вам ребята за помощь, скорее отправляюсь в Африку лечить зверей. А вам от меня сюрприз в сундучке, что бы вы не болели. (витамины ) До свидания.

Д: До свидания, Айболит, пусть звери выздоравливают.

(Воспитатели и дети находят в ларце витамины)

заключительный

Анализ помощи;

Упражнение «улыбчивые аплодисменты»

Закрепить взаимодействия у детей младшего возраста

-закрепить формирование дружеских отношений между детьми;

-закрепить привычку работать сообща.

Какие вы молодцы, ребята, смогли выполнить все задания! Скажите, кому мы помогали? (Д: Айболиту, зверятам из Африки, зайке, ёжику, лисичке.)

У кого мы нашли первый ключ?(Д: У зайки) .

Второй ключ (Д: У лисички) .

Третий ключ ( Д: У ежика).

Сколько всего мы ключей нашли? (Д: Три).  

Задания для вас были трудными?(Д: да; нет)

 Какое задание вам понравилось выполнять больше всего? (Д: говорить комплименты, разматывать клубок ).

Дорогие, ребята, мне тоже понравилось вместе с вами решать задания зверей, вы были дружными и хорошо со всем справились, спасибо вам, вы молодцы! Ребята, предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.


    [1]
  1.  Гогоберидзе А.Г. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. Научно-методическое пособие в 3-х частях. Часть 1. – СПб.: СОЮЗ, 2008. – 229 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ показателей диагностики педагогического процесса за 4 года в группе №9

В таблице использованы диагностические данные за 4 года. Группа №9...

Анализ результатов диагностики уровня развития мелкой моторики у детей средней группы кружка оригами: «Волшебный квадратик»

Анализ результатов диагности уровня развития мелкой моторики у детей кружка оригами...

Анализ результатов диагностики готовности педагогов к инновационной деятельности.

В документе проанализирована готовность педагогов к инновациям...

Анализ педагогической диагностики

Сравнительный анализ данных педагогической диагностики за  три учебных года (2016-2019)....

Анализ педагогической диагностики на 2020-2021 год

Анализ информации позволяет сделать заключение о сформированных умениях ребенка, определить необходимые педагогические действия для оптимизации работы с ним....

Анализ результатов диагностики педагогического процесса в средней группе (дети 4-5 лет) на сентябрь 2019г.

С целью проверки освоения воспитанниками программного материала воспитателями средней группы была проведена диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения программы.Согласно списочного...

Промежуточный анализ результатов диагностики педагогического процесса в средней группе (4-5 лет) Декабрь 2019 г.

С целью проверки освоения воспитанниками программного материала воспитателями средней группы, в декабре, была проведена промежуточная диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения про...