Конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе "Кризис семи лет"
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Мезенцева Ирина Игоревна

Знакомство родителей с основными симптомами и этапами протекания кризиса семи лет, эффективными и неэффективными способами коммуникации с детьми находящимися в кризисном состоянии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_7.pptx56.88 КБ
Файл roditelskoe_sobranie_podgotovka_krizis_7_avtosohranennyy.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КРИЗИС 7 ЛЕТ Педагог-психолог МБДОУ №41 И.И. Мезенцева

Слайд 2

Итак, вам необходимо оценить особенности поведения вашего ребенка за последние полгода. Если данная особенность поведения свойственна ребенку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; Если указанные особенности появляются время от времени независимо от возраста – 1 балл ; При их отсутствии – 0 баллов.

Слайд 3

АНКЕТИРОВНИЕ В последнее время (полгода-год) очень сильно изменился, стал совершенно другим. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большей неохотой. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу. Предпочитает взрослые игры с малышами и общение с более старшими детьми. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение. Кривляется, поясничает , говорит писклявым голосом. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности

Слайд 4

Анализ результатов 20-11 баллов – скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера; 10-6 баллов – негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса; 5-0 баллов – кризис еще впереди или ваш ребенок слишком спокоен, что может быть сигналом каких либо трудностей! Присмотритесь к нему повнимательней.

Слайд 5

«Что радует и что огорчает меня в моем ребенке» Что радует? Что огорчает? … …

Слайд 6

«Эффективные способы взаимодействия родителей с детьми» Проблема Ты-сообщение Я-сообщение Родитель устал Ты меня утомил. Отстань от меня. Я очень устал… Мне хочется отдохнуть… Воспитатели пожаловались на поведение ребенка. Ты меня позоришь! Вечно ты меня расстраиваешь! Я огорчена этой ситуацией… Я расстроена… Ребенок не справился с порученным заданием. Неужели тебе трудно запомнить? Я хочу помочь, давай разберемся вместе?

Слайд 7

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Разработка конспекта родительского собрания в подготовительной к школе группы с педагогом-психологом

Разработал:

педагог-психолог

 МБДОУ №41

Мезенцева И.И.

Цель: знакомство родителей с основными симптомами и этапами протекания кризиса семи лет.

Задачи:

  1. Познакомиться с понятием «кризис семи лет»;
  2. Познакомить с неэффективными и эффективными способами коммуникации.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово.
  2. Анкетирование.
  3. Обсуждение результатов анкетирования.
  4. Обсуждение темы «Что радует и что огорчает меня в моем ребенке»
  5. Теоретический материал «Эффективные способы коммуникации»

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я бы хотела познакомить вас с важной и интересной темой «Кризис семи лет». Возможно, эта тема уже коснулась вас или вам только предстоит с ней столкнуться в ближайшее время, это мы сейчас и постараемся выяснить.

Слайд 1

  1. Анкетирование.

Перед тем, как мы погрузимся в эту тему, предлагаю пройти небольшое анкетирование. Сейчас я раздам вам листы анкеты и ручки. Листы останутся у вас, поэтому подписывать их не нужно, информация о результатах анкетирования будет только у вас. Итак, вам необходимо оценить особенности поведения вашего ребенка за последние полгода.

 Если данная особенность поведения свойственна ребенку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла;

Если указанные особенности появляются время от времени независимо от возраста – 1 балл;

При их отсутствии – 0 баллов.

Слайд 2.

Слайд 3.

 После окончания анкетирования на слайде презентации демонстрируется анализ результатов.

Слайд 4.

Приложение 1. (Анкета)

  1. Обсуждение результатов.

Вывод: Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Кризис – это этап качественного изменения личности ребенка и характеризуется формированием нового образования. На этапе кризиса семи лет происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет). Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. Негативная симптоматика кризиса: негативизм, упрямство, строптивость и др. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; поясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям – это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.

Какие выводы мы должны сделать?

Первое. Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.

Второе. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.

Третье. Главное в кризисе развития не его негативный характер (как уже говорилось, трудности в воспитании могут быть почти незаметны), а изменения в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции.

Четвертое. Проявление кризиса 6-7 летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.

  1. Обсуждение темы «Что радует и что огорчает меня в моем ребенке»

Цель: осознать не эффективные способы коммуникации.

Инструкция: сейчас я предлагаю вам мысленно представить своих детей и подумать, что вас радует в поведении вашего ребенка. 2 минуты обсуждение. А теперь постарайтесь вспомнить то, что огорчает в его поведении? 2 минуты обсуждения.

Вопросы для обсуждения: 

  • Что чувствует сам ребенок по поводу своего поведения?
  • Ваши действия в ситуации, когда поведение ребенка Вас е радует?
  • Приходится ли менять Вам свое поведение, если изменится поведение ребенка?

  1. Теоретический материал «Эффективные способы коммуникации»

Психолог дает понятия о способах выражения взрослыми своих чувств и эмоций посредством языков «Я-высказывание» и «Ты-высказывание».

«Я-высказывание» - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. Такое высказывание предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху». В этих высказываниях вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. («Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы убрать ее?»)

«Ты-высказывание» - содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест («Прекрати разговаривать!», «Немедленно уберись в комнате!»). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека.  

Представление схемы содержащей эффективные способы коммуникации.

Приложение 2.

Анкета для родителей

  1. В последнее время (полгода-год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.
  2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.
  3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.
  4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большей неохотой.
  5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.
  6. Предпочитает взрослые игры с малышами и общение с более старшими детьми.
  7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение.
  8. Кривляется, поясничает, говорит писклявым голосом.
  9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.
  10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности

Анализ результатов:        

20-11 баллов – скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера;

10-6 баллов – негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса;

5-0 баллов – кризис еще впереди или ваш ребенок слишком спокоен, что может быть сигналом каких либо трудностей! Присмотритесь к нему повнимательней.

Сумма баллов___________

Анкета для родителей

  1. В последнее время (полгода-год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.
  2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.
  3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.
  4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большей неохотой.
  5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.
  6. Предпочитает взрослые игры с малышами и общение с более старшими детьми.
  7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение.
  8. Кривляется, поясничает, говорит писклявым голосом.
  9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.
  10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности

Анализ результатов:

20-11 баллов – скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера;

10-6 баллов – негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса;

5-0 баллов – кризис еще впереди или ваш ребенок слишком спокоен, что может быть сигналом каких либо трудностей! Присмотритесь к нему повнимательней.

Сумма баллов ___________

Приложение  № 1

Приложение №2

«Эффективные способы взаимодействия родителей с детьми»

Проблема

Ты-сообщение

Я-сообщение

Родитель устал

Ты меня утомил.

Отстань от меня.

Я очень устал…

Мне хочется отдохнуть…

Воспитатели пожаловались на поведение ребенка.

Ты меня позоришь!

Вечно ты меня расстраиваешь!

Я огорчена этой ситуацией…

Я расстроена…

Ребенок не справился с порученным заданием.

Неужели тебе трудно запомнить?

Я хочу помочь, давай разберемся вместе?

Ребенок грубо ответил вам на замечание

Когда ты научишься разговаривать с родителями?

Мне больно это слышать…

«Эффективные способы взаимодействия родителей с детьми»

Проблема

Ты-сообщение

Я-сообщение

Родитель устал

Ты меня утомил.

Отстань от меня.

Я очень устал…

Мне хочется отдохнуть…

Воспитатели пожаловались на поведение ребенка.

Ты меня позоришь!

Вечно ты меня расстраиваешь!

Я огорчена этой ситуацией…

Я расстроена…

Ребенок не справился с порученным заданием.

Неужели тебе трудно запомнить?

Я хочу помочь, давай разберемся вместе?

Ребенок грубо ответил вам на замечание

Когда ты научишься разговаривать с родителями?

Мне больно это слышать…

«Эффективные способы взаимодействия родителей с детьми»

Проблема

Ты-сообщение

Я-сообщение

Родитель устал

Ты меня утомил.

Отстань от меня.

Я очень устал…

Мне хочется отдохнуть…

Воспитатели пожаловались на поведение ребенка.

Ты меня позоришь!

Вечно ты меня расстраиваешь!

Я огорчена этой ситуацией…

Я расстроена…

Ребенок не справился с порученным заданием.

Неужели тебе трудно запомнить?

Я хочу помочь, давай разберемся вместе?

Ребенок грубо ответил вам на замечание

Когда ты научишься разговаривать с родителями?

Мне больно это слышать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)

Только сообща с родителями, мы сможем воспитать  в настоящем поколении  дошкольников гуманные  чувства, культуру поведения, любовь  к родным и близким, природе....

Родительское собрание в подготовительной группе. "Семья-колыбель счастья"

Родительское собрание «Семья — колыбель счастья»Повестка родительского собрания:1. «Контроль за безопасность детей на улице, на дороге, игры на прогулке, применение ремней безопасности и детских ...

К выступлению учителя-логопеда на родительском собрании в подготовительной группе с ФФНР

Первичное родительское собрание в подготовительной группе с ФФНР"Система коррекционно-воспитательной работы в подготовительной группе с ФФНР в соответствии с ФГОС ДО"1 слайд Двойное поздравление с нач...

Конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании во второй младшей группе "Адаптация ребенка в ДОУ"

Психолог : Известно, что адаптация  ( от лат. «приспособляю» ) – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, соци...

Родительское собрание. Конспект выступления педагога-психолога на собрании для родителей детей раннего возраста.

Вопрос об определении в детский сад, когда ребенок подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллектив...

Конспект выступления педагога — психолога на родительских собраниях в группах раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду без слез»

Цель: содействие проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовность к эмоциональной поддержке малыша в этот период....