Статья на тему "Психологическое здоровье старших дошкольников"
план-конспект занятия по психологии

Трушникова Ольга Ивановна

Раскрываются понятие "психологическое здоровье", основные аспекты формирования психологического здоровья, особенности работы по спихологической поддержки детей в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование психологического здоровья

старших дошкольников»

Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе. Обобщенный портрет психологически здорового ребенка –  это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он находится в постоянном развитии, гармонии с самим собой, с окружающей средой: людьми, природой. Обеспечение психологического здоровья в старшем дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

В Концепции модернизации российского образования говорится, что  развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности. Педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на  создание условий для обеспечения психологического здоровья личности ребенка. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя  не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах.

В связи с этим и представляет особый интерес  изучение  форм и содержания психологической поддержки, обеспечивающей формирование психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Ребенку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, пощупать и т.д. – удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Природа снабдила ребенка одним единственным инстинктом наполнения разнообразных сведений о мире, передав на многие годы все остальные функции взрослым. Специфическое мышление детей, основанное на обследовании объектов, названо « ручным». Этим термином пользовались И.П. Павлов и Л.С. Выготский, позже он был заменен термином «действенное мышление».

 Если в свое время ребенку не создали условий для полноценного формирования психологического здоровья, он задерживается на предыдущих стадиях развития и не поднимается на более высокий уровень, уровень сформированности психологического здоровья – низкий. Такой ребенок и в 5, и в 6, и в 7 лет не умеет ни играть, ни экспериментировать, ни трудиться, ни общаться со сверстниками, ни адекватно  реагировать на различные ситуации. Он умеет только манипулировать предметами.

         Главное достоинство проведения специально разработанных психологических занятий в детском саду заключается в том, что их проведение не влияет на изменение в сетке непосредственно образовательных областей. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

         В ходе занятий у детей развивается самостоятельность, произвольность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

         В совместной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются коммуникативные навыки, укрепляется физическое здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

И родители, и педагоги, не осознавшие значимости данной стадии становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают. Этот подход лежит в основе авторитарной педагогики. В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, способствующей полноценному формированию психологического здоровья старших дошкольников.

 В процессе выполнения психологических игр, этюдов, упражнений ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент: физический – учится управлять своим телом и отдельными органами; природоведческий – знакомится с миром, со свойствами объектов и причинно – следственными связями; социальный – запоминает особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом; познавательный – тренирует мыслительные процессы, осваивает мыслительные операции; лингвистический – играет в словесные игры, занимается словотворчеством, обсуждает итоги игры; поведенческий – моделирует свое поведение в различных ситуациях.

        Реализация психологической поддержки - процесс не трудный, он просто недостаточно разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования. Гораздо сложнее изменить ментальность педагогов, которым хочется, чтобы каждый раз дети делали все правильно. И тот вариант, что у ребенка нет интереса, настроения, желания, кажется им совершенно не приемлемым. В период дошкольного детства  мышление все -таки является наглядно – действенным и наглядно – образным, а не словесно – логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, прочувствовать, проиграть все самому, чем услышать словесный рассказ, описание педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья старших дошкольников в процессе реализации образовательного проекта «Здоровому - жить здорово!»

      «Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурен...

статья "Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"

Статья предназначена для прочтения воспитателям детских садов...

статья "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"

В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов(восприятия, мышления, памяти, внимания, вообр...

Статья " Роль игр-эстафет в формировании физических качеств и здоровья старших дошкольников "

Статья раскрывает основные приимущества игр-эстафет и их влияние на формирование физических качеств старших дошколбьников....

Конспект совместного мероприятия с родителями по формированию культуры здоровья старших дошкольников "Путешествие в страну здоровья"

Создание условий для формирование у детей представление о том, что здоровье зависит от человека, что за здоровьем можно и нужно следить, его надо беречь, сохранять и поддерживать....

Статья " Современная киберсоциализация и ее влияние на психическое здоровье старших дошкольников"

В данной работе изучается влияние киберсоциализации и киберпространства в целом на психическое здоровье старших дошкольников, а именно на их суицидальные наклонности. Целью статьи является исследовани...

Статья на тему: " Здоровый образ дошкольников"

Статья на тему : " Здоровый образ дошкольников"...