Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по психологии

 

Конспект доклада педагога-психолога  на тему: "Мандала" как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Данный информационный ресурс был подготовлен для освещения педагогам в целях знакомства с новым способом работы и просмотра презентации. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности  и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 2

   Персидский пастух пристально вглядывается в ночное небо и видит закручивающийся спиральный рисунок звезд. Американский ребенок выбирает карандаш и радостно раскрашивает лист бумаги, снова и снова двигая по кругу руку и кисть. Скандинавский ж рец Бога Солнца становится на мокрый песок и рисует круг вокруг своих ног. Индийский паломник благоговейно обходит вокруг памятника, отмечающий просветление Будды. Тибетский монах берет кисть в руку для того, чтобы начать утреннюю медитацию: рисование традиционного кругового рисунка. Немецкая монахиня переживает видение Бога как светящ егося колеса. Что общего у этих абсолютно разных людей? Все они подтверждают неотразимое для человека очаровании круга. Почему круг был столь важной частью человеческой культуры с самых древних времен? Почему люди всех культур, времен и мест находили мотив круга столь удовлетворяющей и значимой формой выражения?

Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники.

Слайд 3

Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. Округлая форма мандал всегда сопровождала человека, например, форма круга — главная черта многих священных центров и доисторических мест поклонения и культа богов.

Слайд 4

Мандалы находили в жилищах или хижинах, в пещерах и в мегалитических сооружениях, самый известный пример — Стоунхендж. Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах лабиринтов, в архитектурных композициях. Так, например, юрты кочевника – мандала, клумба в сквере, радующая глаз - мандала, наша планета Земля, какой она видится из космоса – мандала, компас – мандала, снежинка под микроскопом – и радужка человеческого глаза – также мандалы. Мандала издревле имеет духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой.

Слайд 5

Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал Карл Густав Юнг. Проанализировав свои спонтанно нарисованные произведения и связанные с этим изменения в самочувствии, известный психоаналитик пришел к выводу, что Мандала – проекция комплексов человека, орудие, помогающее найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли.

Слайд 6

Одним из инструментов арт-терапии для оздоровления и исцеления психики, улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, развития творчества, художественного и духовного самовыражения детей и взрослых в работе педагога-психолога является мандалатерапия.

Мандалатерапия – это техника изотерапии, которая заключается в создании циркулярных композиций.

Слайд 7

Особое значение среди графических характеристик мандалы имеют круги и прямые линии. Они отражают связь бессознательного с сознанием. Круг даёт толчок внутренним движениям человеческих чувств (и глубинным образам) и их слиянию, увеличивая тем самым внутреннюю целостность. Именно поэтому, во время рисования мандал происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения.

Слайд 8

Мандалатерапия может быть полезна любому человеку, как взрослому, так и ребенку, пребывающему в болезненном или негативном эмоциональном состоянии, для получения оздоровительного эффекта, причем дети более отзывчивы к этому методу и гораздо быстрее достигают положительных результатов от взаимодействия с мандалами. По мнению Кожохиной С.К: «рисование мандалы способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознаванию нюансов различных звуков, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, т.е.  становлению творческой личности».

Слайд 9

Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, нормализует поведение, избавляет от страхов, способствует развитию творческих способностей.

Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности. Цвета, которые выбираются для рисования мандалы, раскрывают много информации о личности обратившегося клиента, который интуитивно склоняется к выбору любимого или актуального для настроения цвета. Этот выбор варьируется в зависимости от душевного состояния человека, а также от этапов жизни.

Слайд 10

В психологической, развивающей и коррекционной работе с детьми мандалы возможно применять в следующих целях: 

  • стабилизации эмоционального состояния,
  • нормализации поведения,
  • снятия внутреннего напряжения,
  •  в целях диагностики и коррекции актуального настроения, уровня тревожности,
  •  в целях развития творческого мышления, развития мелкой моторики руки,
  • воспитания терпеливости и аккуратности,
  • развитие устойчивости, концентрации внимания,
  • в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции),
  • с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.).

Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознаванию нюансов различных звуков, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, т. е. становлению творческой личности.

Слайд 11

Техника мандалы используется в сочетании с другими приемами арт-терапевтической работы, например, с музыкой, сказкотерапией и др.

В работе можно использовать различные виды мандалатерапии:

• Созерцание мандал. Только при систематическом созерцании мандал можно говорить о переменах. Внимательное разглядывание картинки, начиная с краев и приближаясь к центру по часовой стрелке. Дойдя до центра, переведите свой мысленный взор на внутренние ощущения. Не отрывая взгляд от мандалы, продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него всё глубже. Время концентрации определяется индивидуально.

• Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными). Одну и ту же мандалу можно раскрасить по-всякому, много раз, и выглядеть они будут совершенно по-разному.

• Рисование и создание собственных мандал из ниток, цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала и т. д.

При организации работы с мандалами есть определённые подготовительные шаги. Прежде всего, необходимо спокойное и уединенное место, где присутствие других людей не сможет прервать работу. Это поможет лучше установить связь со своими чувствами, что очень важно. Также оказывается очень эффективным и расслабляющим прослушивание музыки во время рисования, так как это делает нас более восприимчивыми к нашему внутреннему ритму, таким образом, мы вливаемся в процесс заполнения нарисованных форм своим состоянием души, своими желаниями и стремлениями. Но, если мандалы рисуются в группе, это необходимо делать в тишине. Работа в группе создает крепкие связи между всеми ее членами.

Слайд 12

Существуют правила работы педагога-психолога с клиентом при использовании мандалы:

• Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

• Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).

• Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.

• На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.

• Во время занятия практикуется использование музыкального сопровождения, которое придает необходимый настрой и позволяет ребенку глубже погрузиться в мир своих переживаний и новых ощущений. Характер музыкального произведения должен соответствовать проводимому занятию — спокойная и умиротворяющая музыка.

Слайд 13-15

Дополнительным материалом для реализации технологии  служат:

– музыкальный центр;

– наборы цветных карандашей;

– восковые мелки;

– фломастеры;

– наборы цветного песка;

– пластилин;

– мозаика;

– бусины, крупы, пуговицы, камушки, ракушки;

– бросовый материал.

Организационными формами практики являются: – индивидуальная и подгрупповая работа педагога с воспитанниками

• Взрослый не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.

• Педагог-психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.

• Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.

• После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки. Для детей мандала — это способ упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит им нужную энергию во внутренний мир, для восстановления равновесия и спокойствия. Это указывает нам, на большую ценность мандал, как на активный арт-терапевтический метод в психокоррекционной работе педагога-психолога.

С какого возраста можно заниматься?

Для работы подойдет альбом готовых мандал - раскрасок германского арт-терапевта и психолога А. Цайри. Можно брать готовые и самые простые мандалы по формам и символам, включающие детские элементы, сейчас в Интернете есть множество раскрасок-мандал для детей (например на портале:   )

  • 1-2 года. Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий), может раскрасить круг пальчиком. Здесь важен цвет и форма (лучше использовать пустой круг без наполнения);
  • 3-5 лет. Разукрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей должен быть не менее 12 цветов, гуашь, цветная пастель, сангина и уголь, работа с цветным песком, предварительно обработанным и окрашенным гуашью.
  • С 6-7 лет полезно использовать в работе акварельные краски, так как их тяжело удержать, сложно создать посильное изображение.
  • Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.
  • Совместная работа взрослого и ребенка над одной мандалой. Это важная и полезная практика. Это учит понимать своего ребенка без слов, договариваться без давления, находиться на равных позициях, достигать гармонии и взаимопонимания.

*Фломастеры детям до 6 лет лучше не давать, если стоит задача развития мелкой моторики рук.

Интерпретировать цвета и символы, использованные в мандале можно только со слов ребенка, задав вопрос: «Что это? Какой это цвет? Какие чувства ты испытываешь, когда используешь этот цвет? Почему ты выбрал для контура именно такой цвет? Что он для тебя значит?» Подсчитывается число символов, элементов, мандалы (например, круги, лепестки, сектора, сердечки). Чтобы понять глубинный смысл символики чисел, цветов, фигур и образов можно обратиться, например, к словарю символов Шейна. Но анализировать данный вид работы может только квалифицированный арт-терапевт.

Однообразное штрихование фигур снимает напряжение, а также развивает мелкую моторику рук и опосредованно влияет на развитие речи и мышление. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем легче ему сконцентрировать свое внимание, тем меньше возникает трудностей с целенаправленным поведением.

Работа с мандалой увлекает взрослых не меньше чем детей, открывает в них небывалый творческий потенциал, дает возможность раскрыть себя как многогранную личность, вернуться к своему внутреннему Ребенку.

Слайд 16

На что следует обратить внимание в рисунке:

Центр – непосредственно то, что является ядром личности - Я автора. (Два центра встречается при различных зависимостях и патологиях развития личности). Незаполненный пустой центр – готовность к переменам. Часто вся мандала является центром и отражает персону автора, т.е. весь круг используется как основная форма, а из нее делается мордочка животного, или лицо. Это может быть также большая фигура в центре, занимающая много пространства круга. Это говорит об устойчивой жизненной позиции и самостоятельности, зрелости личности на определенном возрастном этапе.

Внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга. Благоприятный признак – граница обведена цветной линией. Отсутствие границ – утрата психической целостности.

Связь центра с внешними границами – способность Я ставить цели и достигать их, хорошая воля и сознание.

Пустоты, большие незакрашенные участки – желание скрыть или подавить свои чувства.

Хаотичность – низкий уровень контроля, импульсивность, может быть у холериков, либо указывать на сильное эмоциональное возбуждение.

Симметрия – внутренняя гармония с самим собой.

Ассиметрия – процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).

Слайд 17

Значение распространенных символов.

Извилистые линии в мандале, преобладание эмоций над разумом и тесно связаны с женственностью. И наоборот, прямые это признак рациональности и мужского начала.

Квадрат в центре – сад души, врата для прохода энергии.

Треугольник в центре – в зависимости от направления вершины. Вверх – личностный рост и развитие, вниз – стремление к смерти и разрушению. (Сочетание звезда Давида – созидательное и разрушительное начало).

Крест в центре – перекресток, может быть связан с христианской символикой (нести свой крест). Ситуация выбора, изменение или формирование новой личности.

Звезда – символ силы, мужественности, устойчивой жизненной позиции, символ человеческого тела. Много звезд – соревнующиеся цели, потенциал.

Сердце – символ любви, проткнутое стрелой символ преданности, не смотря на возможные испытания, неразделенные чувства. Здесь важен цвет и что он означает для автора.

Спираль – закрученная по часовой стрелке – стремление развиваться, против часовой - регресс, желание остаться на прежнем уровне развития.

Капли – слезы, очищение, возможно истощение энергии.

Цветы –  ускорение личностного роста, оживление, целеустремленность.

Слайд 18

Значение символики цвета в мандале.

Красный – способность отстаивать свои интересы, кровь, сексуальная энергия, в сочетании с черным – агрессивные тенденции, способные реализоваться в разрушительных действиях.

Розовый – нежность, чувственность, эмоциональная хрупкость, незащищенность, в сочетании с черным разрушительные тенденции.

Желтый – цвет солнца, сильный характер и высокий интеллект, указывает на хорошую связь с отцом.

Оранжевый – высокие амбиции, противостояние авторитетам.

Салатовый – означает распускаться, раскрываться, но для этого нужны внешние воздействия.

Зеленый – указывает на способность заботиться о себе и о других, цвет «зрелого родителя», много зеленого указывает на ригидность или склонность к гиперопеке.

Голубой – символизирует воду как источник жизни, легкость, воздушность, чистота и спокойствие души.

Синий – интуитивные способности, очищает душу, вдохновляет на творчество, но при использовании сверх меры – состояние тревоги и подавленности.

Фиолетовый – цвет духовного познания бытия и всего мистического.

Коричневый – надежность, прочность, трезвый расчет, цельность.

Черный – цвет перемен, конец и начало всему новому, рационализм, четкость, преобладание может указывать на депрессию.

Белый – путь к преобразованию, возможно желание избавиться от неприятных переживаний.

Следует обратить внимание на общую цветовую гармонию в круге, сочетание цветов и впечатление, на избегание какого либо цвета или слишком активное его использование.

Использование этой технологии дает ребёнку возможность перенести свои внутренние состояния, эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Рисуя мандалу, волны эмоций, которые бушуют у ребёнка внутри, трансформируются в материальную частицу через цвет, форму и линию. Это возможность увидеть цвет и форму того, что ребёнок переживает на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму. В работе с детьми, имеющими повышенный уровень тревожности, использую простые мандалы с крупными деталями, что позволяет им сделать свой рисунок аккуратным, справиться с «непослушными» штрихами. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания. Агрессивным детям предлагаю более сложные мандалы с мелким деталями, это способствует развитию усидчивости, снятию внутреннего напряжения, нормализации психологического состояния и развитию произвольности. Данное сопровождение помогает ребёнку возвратиться в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащённую.

На одном занятии ребенку предлагаю только одну мандалу, время работы 20-60 минут. Если ребенок устал, я даю ему возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз. И она почти никогда не повторится. При работе с цветным песком использую набор из нескольких цветов. При работе с пуговицами детям предлагаю ассортимент различных пуговиц по цвету и размеру, для ориентира предлагаю нарисованный на бумаге круг.

      Использую следующие принципы: невмешательства в работу детей, не оценивания работ детей.

При работе с данной технологией я как педагог:

– знакомлю детей с искусством мандалы;

– поддерживаю желание рассказать, обыграть созданные детьми круги;

– индивидуально обговариваю с ребенком его настроение, чувства, эмоции, которые возникли в процессе рисования;

– после окончания работы предлагаю детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе.

Заявленная практика направлена на достижение следующих результатов:

– снижается нервное напряжение, нормализуется тревожное состояние;

 – изменятся агрессивное поведение;

 – преодолевается импульсивность;

 – повышается самооценка;

 – развивается произвольность;

– работа с мандалой оказывает не только коррекционное воздействие на эмоционально – волевую сферу детей, а так же позволяет почувствовать эмоциональную поддержку со стороны взрослого, которая необходима  детям для преодоления эмоциональных барьеров в общении.

– создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки;

– ознакомление детей с искусством мандалы,  организация  увлекательной игры с ребёнком  способствует обретению спокойствия, возникновению желания у детей снова поиграть с «волшебным кругом», который преображает и вдохновляет.

       Достижение выше перечисленных результатов помогает ребёнку поверить в себя, раскрепоститься, стать уверенней и радостней.   

Эффективность коррекционных воздействий измеряю следующим инструментом: тест  тревожности «Теммл, Дорки, Амен»; цветовой тест Люшера; методика Р.Сирса «Выявление уровня тревожности у дошкольников и младших школьников»; проективные методики: «Кактус», «Несуществующее животное», «Рисунок человека»), наблюдения и обратная связь с педагогами и родителями.  

Результативность практики прослеживается в положительной динамики  в поведении и деятельности этих детей проявляется саморегуляция, исчезают барьеры в общении со сверстниками. Сравнивая работы детей (цветовые предпочтения, характер штрихов, расположение орнамента в рисунке) в начале и в процессе работы, отмечаю насыщение мандал-рисунков позитивными яркими цветами, аккуратность в исполнении. 

     Для достижения положительного результата в работе с практикой,  рекомендую:

  1. Познакомиться со следующей литературой: Диагностика в арт-терапии. Метод “Мандала” / Под редакцией А.И. Копытина. – М.: Психотерапия, 2011. – 144 c.; Вознесенская ВилатаБогданова Жанна .Издательство: АСТ, 2016 г. Магическая Арт-Терапия –Чудесные мандалы».
  2. Использовать спокойную музыку.
  3. Придерживаться последовательности реализации  этапов технологии.
  4. При подготовке мандал для выбора детьми, ориентироваться на конкретное нарушение в эмоционально-волевой сфере: с детьми, имеющими повышенный уровень тревожности, использовать простые мандалы с крупными деталями; агрессивным детям предлагать более сложные мандалы с мелким деталями. 

А также важно  соблюдать, в работе с этой технологией некоторые принципы: принцип невмешательства в работу детей, принцип не оценивания детских работ. Поддерживать желание ребенка рассказать, обыграть созданные им круги; индивидуально обговаривать с ребенком его настроение, чувства, эмоции, которые возникли в процессе рисования.

 

Использованная литература и источники:

 

  1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А. И. Копытина. -СПб.: Речь, 2002.-144с.
  2. Коновалова Н. Л., Матвеева Н. Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с.
  3. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.:Теревинф,1997.-341.
  4. Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007,С. 18-19.
  5. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 29-31.
  6. Юнг К. Г. О символизме мандалы. /М.: Рефл – бук; К.: Ваклер,2002.-С. 95-182.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил педагог-психолог МБДОУ д/с-к/в №15 – Ляшко Татьяна Николаевна Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 2

Мандалатерапия – это техника изотерапии, которая заключается в создании циркулярных композиций. Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируетсяя. Вместе с тем, в сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники. Что такое м андалатерапия?

Слайд 3

Существуют разные формы мандал : круглые, лабиринты, многоугольники . Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире.

Слайд 4

Мандалы бывают природного происхождения и созданные человеком. В природе можно увидеть мандалу в спелом фрукте, цветке и снежинке и многом другом. Земля, какой она видится из космоса – тоже мандала. Компас, колесо велосипеда, часы, снежинка, человеческий глаз – все это тоже мандалы . Их можно нарисовать на бумаге и ткани, вышить или напечатать, построить из песка, глины, бетона, бронзы, железа, высечь в мраморе, а в наши дни создать с помощью компьютерных программ. Мандалу можно сделать как татуировку на теле человека, разрисовать на бампере автомобиля или оставить как элемент фамильного герба.

Слайд 5

Мандалы несут некий сакральный смысл и люди наделяют их способностью гармонизировать, оберегать и даже исполнять желания. Мандалы есть во многих культурах и религиозных культах. Особенно много их в восточных культурах. Но, и в христианстве, и в славянской культуре можно встретить мандалы (павлопоссадский платок). Витражные окна готических католических соборов – rose windows – типичные мандалы. Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал Карл Густав Юнг.

Слайд 6

Тибетские монахи долгими часами кропотливо создают круг из цветных песчинок, восхитительные красочные узоры и орнаменты.

Слайд 8

Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, с бессознательным. По Кожохиной С.К., рисование мандалы способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распозна­ванию нюансов различных звуков, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, т.е. становлению творческой личности

Слайд 9

– одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это один из инструментов для оздоровления и исцеления психики, естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей и взрослых. Мандалотерапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и взрослыми. Мандалатерапия

Слайд 10

• стабилизации эмоционального состояния, • нормализации поведения, • снятия внутреннего напряжения, • в целях диагностики и коррекции актуального настроения, уровня тревожности, • в целях развития творческого мышления, развития мелкой моторики руки, • воспитания терпеливости и аккуратности, • развитие устойчивости, концентрации внимания, • в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции), • с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.). В психологической, развивающей и коррекционной работе с детьми мандалы возможно применять в следующих целях:

Слайд 11

Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными).Одну и ту же мандалу можно раскрасить по-всякому, много раз, и выглядеть они будут совершенно по-разному. Рисование и создание собственных мандал из ниток, цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала и т.д. Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, нормализует поведение, избавляет от страхов, способствует развитию творческих способностей.

Слайд 12

• Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения. • Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению). • Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму. • На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала. • Во время занятия практикуется использование музыкального сопровождения, которое придает необходимый настрой и позволяет ребенку глубже погрузиться в мир своих переживаний и новых ощущений. Характер музыкального произведения должен соответствовать проводимому занятию — спокойная и умиротворяющая музыка. Существуют правила работы педагога-психолога с ребенком при использовании мандалы:

Слайд 13

« Цветочная поляна»

Слайд 14

Насыпные мандалы творятся из всевозможных круп. Чем их больше, тем лучше, т.к. это дает большую свободу высвобождения внутренних импульсов наружу и больше рассказать самому себе о себе. Так же можно использовать цветной песок, бросовый материал, геометрические фигуры (из бумаги, дерева), пуговицы Насыпные мандалы

Слайд 15

Создание мандал с помощью природного и других материалов (камешки, ракушки, семена; бусины, бисер, пуговицы, цветные стеклышки для аквариума, нитки, салфетки, ленточки)

Слайд 16

На что следует обратить внимание Центр – непосредственно то, что является ядром личности - Я автора. Незаполненный пустой центр – готовность к переменам . Это может быть также большая фигура в центре, занимающая много пространства круга. Это говорит об устойчивой жизненной позиции и самостоятельности, зрелости личности на определенном возрастном этапе. Внешние границы круга - осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга. Связь центра с внешними границами – способность Я ставить цели и достигать их, хорошая воля и сознание. Пустоты, большие незакрашенные участки – желание скрыть или подавить свои чувства. Хаотичность – низкий уровень контроля, импульсивность, может быть у холериков, либо указывать на сильное эмоциональное возбуждение. Симметрия – внутренняя гармония с самим собой. Ассиметрия – процесс психологических изменений

Слайд 17

Значение самых распространённых символов Квадрат в центре – сад души, врата для прохода энергии. Треугольник в центре – в зависимости от направления вершины. Вверх – личностный рост и развитие, вниз – стремление к смерти и разрушению. (Сочетание звезда Давида – созидательное и разрушительное начало). Крест в центре – перекресток, может быть связан с христианской символикой (нести свой крест). Ситуация выбора, изменение или формирование новой личности. Звезда – символ силы, мужественности, устойчивой жизненной позиции, символ человеческого тела. Много звезд – соревнующиеся цели, потенциал. Сердце – символ любви, проткнутое стрелой символ преданности, не смотря на возможные испытания, неразделенные чувства. Здесь важен цвет и что он означает для автора. Спираль – закрученная по часовой стрелке – стремление развиваться, против часовой - регресс, желание остаться на прежнем уровне развития. Капли – слезы, очищение, возможно истощение энергии. Цветы – ускорение личностного роста, оживление, целеустремленность

Слайд 18

— Красный . Принято считать, что этот цвет символизирует силу, энергию, страсть. Красный – огонь, биение сердца человека. Много красного в изображении мандалы может указывать на высокий жизненный потенциал человека, наличие у него ярких устремлений, целей и способов их реализации. Полное отсутствие красного цвета может сказать нам о физической или эмоциональной усталости человека, его пассивности, нехватке «огня», или даже о депрессии. — Зеленый . Цвет жизни. В природе живое представлено чаще всего именно зеленым цветом – трава, деверья, кусты. Когда человек в своей творческой работе активно использует зеленые тона, можно предположить, что он склонен к естественности, непосредственности, честности. Если зеленого в рисунке много, часто это говорит о гармонии женского и мужского начал в человеке, его душевном равновесии. — Желтый. Этот цвет говорит нам об оптимизме, радости жизни, бодрости духа. Часто мы можем заметить, что желтым цветом любят рисовать активные и нестандартные, творческие люди, обладающие художественными талантами. — Синий . Данный цвет символизирует спокойствие, серьезность. Присутствие синего в мандале может говорить о сильной интуиции, мудрости человека, его глубоком понимании ситуации. — Оранжевый. Чистый поток энергии. Если в мандале присутствует оранжевый цвет, скорее всего, человек самореализуется, самоутверждается, движется к цели. — Коричневый . Традиционно мы связываем этот цвет с землей. Обилие коричневого цвета в мандале может указывать на нехватку у человека чувства защищенности, его желание стать на надежную почву, заземлиться. — Черный. По сути, это отсутствие цвета. Черный указывает на пустоту, забытье. Обилие черного в мандале может сказать нам об эмоциональном выгорании рисующего, его опустошенности или даже депрессивном состоянии. Значение цветов с психологической точки зрения

Слайд 19

Диагностика эмоционального состояния дошкольников Цветовой тест М. Люшера Области применения. Данная методика может быть использована: при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в детском саду; при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению; при диагностике ситуации в семье; для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации; для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. Общее описание Данный тест состоит из стимульного материала ( восьми цветовых карточек ) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и приложений (1-8). Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования.

Слайд 20

Порядок предъявления карточек Порядковый номер цвета по Вальнеффору (индикатор психологического благополучия ) Интерпретация позиций. Баллы оценки эмоционального состояния Заключение педагога-психолога об эмоциональном состоянии ребенка (ИПБ) В начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда 4 балла Красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда 3 балла Смещение черного в середину ряда. Синий, желтый, фиолетовый - на последних позициях 2 балла Черный и серый в начале ряда. Ребенок отказывается от выполнения задания 1 балл Порядковый номер выбранного цвета (выбранные позиции ряда) 3 4 2 5 1 6 0 7 1 2 [ 1] Желаемое состояние [2] Действительное состояние

Слайд 21

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»

 Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...

Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста

Цель:1. Научить способам преодоления страхов.2. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, повышению уверенности в себе.3. Гармонизировать личность ребенка....

Педагогическая практика "Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста."

Педагогическая практика "Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности  и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста."...

«Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Современному обществу характерна агрессивность, которой оно заражает свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения агрессивность может стать врожденной и массовой, превратить...

Технология «Нейрогимнастика», как средство коррекции фонетико-фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ТНР

У детей с нарушениями речи отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигате...