Развитие эмоционально-личностной сферы у дошкольников на занятиях психогимнастикой
статья по психологии

Сидиропуло Ксения Николаевна

Статья посвящена психогимнастике в детском саду как средством для развития эмционально-личностной сферы дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_psihogimnastikoy.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционально-личностной сферы у дошкольников на занятиях психогимнастикой

Психологическое благополучие человека – его уверенность в себе, чувство защищенности, настроение, жизненные успехи – во многом зависят от того, как складываются его отношения с окружающими людьми, от его умения общаться, и, в целом, от развития эмоционально-личностной сферы.

Развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы способствуют занятия психогимнастикой.

Психогимнастика, по определению А.А. Осиповой, – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Она позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать ауторелаксации. Психогимнастика призвана помочь детям адаптироваться в коллективе, завести новые  знакомства и дружить; разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других; научиться демонстрировать и понимать эмоции; избавиться от стеснительности и страхов; развить воображение и творческое мышление; научиться контролировать свои движения.

Чистякова М.И. в своей книге сравнивает психогимнастику с программой рационально-эмоционального воспитания, основная цель которой – научить ребёнка справляться с жизненными трудностями. «Ребёнок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием… Занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими».

Основная особенность психогимнастических упражнений в том, что проводятся они в форме игры, поэтому нравятся всем детям без исключения.

Каждое упражнение называется этюдом и напоминает сценку, которую разыгрывают дети. Часто на фоне звучит подходящая музыка (рекомендации по выбору музыкального сопровождения указываются в описании занятий). Перед началом занятия проводится небольшая разминка, которая призвана расслабить, раскрепостить ребёнка и настроить его на игру. Объектами внимания во время разминки могут быть звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и тому подобное. «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый тёплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый весёлый (грустный)?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?».

Хотя среди упражнений по психогимнастике есть и такие, которые ребёнок может выполнять в одиночестве, большинство из них направлены на установление контакта с другими и совместную деятельность. Поэтому в домашней обстановке сложно полноценно заниматься психогимнастикой, и нужно по возможности подключать к играм нескольких детей.

Вот несколько полезных упражнений, направленных на всестороннее развитие.

«Солнечный зайчик»

Цель: снятие напряжения мышц лица.

Взрослый говорит: «Хочешь поиграть с солнечным зайчиком? Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу».

«Обними и приласкай игрушку»

Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости.

Взрослый приносит в комнату одну или несколько мягких игрушек, например, куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т.д. Дети гуляют по комнате. По сигналу они разбиваются на группы и проходят к той игрушке, которую хотели бы приласкать. Первый ребёнок берёт игрушку, обнимает её и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем передаёт игрушку своему соседу. Тот, в свою очередь, тоже должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.

Этюд    на    выражение    страха. «Лисенок боится» (для детей 3 – 4 лет)

Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большой выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капель воды.

Игра  на  выражение  различных  эмоций.

«Поссорились и помирились» (для детей 4 – 5 лет)

 Два ребенка изображают сначала поссорившихся детей.

Выразительные движения. Двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной.

Затем помирившихся.

Выразительные движения. Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаются, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце помирились.

Проводя с детьми игры, игровые упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:

- относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно;

- каждого ребенка принимать таким, какой он есть;

- не допускать упреков и порицаний за неуспех;

- занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;

- давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;

- развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;

- создавать на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «я»;

- постепенность развивающе-коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

Список литературы

1. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание – 2005 - № 10, 11.

3. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И.Буянова – М.: Владос, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, воспитывающихся в детском доме

Для многих  воспитанников детских домов характерны неразвитость произ­вольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрес­сивность. Программа коррекционно-развивающих занятий направле...

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушениями речи

Содержание:Введение.1.  Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.2. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.2.1 Причины нарушения развития эмоциональ...

Игры, упражнения, этюды для развития эмоционально-личностной сферы дошкольников

Арт-терапевтические упражнения, психологические игры и этюды направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников и его влияние на психологическое благополучие ребенка

Особое место в психическом развитии детей  дошкольного возраста занимают эмоции. Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний по...

Консультация для родителей Психогимнастика – игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы

Психоэмоциональное напряжение – это разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, ...

Развитие эмоционально-личностной сферы у дошкольников на занятиях психогимнастикой

Статья посвящена психогимнастике в детском саду как средством для развития эмционально-личностной сферы дошкольников....