РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОФИЛАКТИКА ПСИХИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
статья на тему

Давидович Наталья Владимировна

развитие эмоционально-личностной сферы у старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОФИЛАКТИКА ПСИХИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Давидович Н. В., педагог-психолог.

МБДОУ ЦЦР д/с № 2 «Искорка», г.Протвино

 О важности понимания своих эмоций и чувств и адекватного управления ими  для сохранения здоровой психики и взаимоотношений с окружающими людьми.

The development of emotional-personal sphere of preschool children, prevention of mental ill-being and psychosomatic diseases.

Davidovich N.V.

Психологическое  здоровье определяет личностное  и психосоматическое здоровье. Зная эту простую истину, многие практические  психологи в сфере дошкольного образования делают в своей психопрофилактической  работе  приоритетным такое направление как развитие эмоционально-личностной сферы, реализующее главные задачи сохранения  и укрепления психологического здоровья ребенка. Ведь не секрет для педагогов, что в настоящее время  эмоциональная сфера современных дошкольников развита достаточно слабо: очень мало веселых и эмоционально благополучных детей, способных улыбаться и смеяться от души. Все свои усилия родители направляют на развитие интеллектуальной сферы ребенка, отодвигая эмоциональное развитие на второстепенный план. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность, реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.

Ребенок, у которого развита социально-эмоциональная сфера, вступает во взрослую жизнь уверенный в своих силах, способный сочувствовать и легко выстраивать межличностные отношения, понимая и считаясь с мнениями и чувствами других людей. Он веселый и активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий. Эти личностные качества соответствуют ребенку с нормальным психологическим здоровьем. Таких мы и хотим видеть своих детей. А что для этого нужно сделать? Алгоритм психологических развивающих занятий прост. Во-первых, познакомить детей с собственными эмоциями и чувствами, имеющими богатую  красочную  палитру от негативных до позитивных чувств и эмоций. При этом делается акцент на том, что нет плохих  чувств, так как абсолютно все эмоции выполняют ту или иную функцию, сообщая нам  важнейшую информацию о нашем внутреннем психическом мире, о степени удовлетворения глубинных потребностей, и помогают  правильно выстраивать отношения с людьми. Так, например: чувство страха предупреждает об опасности, подсказывает, что нужно искать защиты и поддержки, а чувств одиночества подсказывает о нехватке человеческого общения и близости,  а чувство радости  свидетельствует о восполнении важной потребности.

Во-вторых, научиться распознавать и понимать  свои собственные эмоциональные состояния и чувства,  вступая  с ними в непосредственный контакт. Как это можно сделать? Конечно, прежде всего, надо обогатить словарь чувств, необходимый  при озвучивании своего состояния и чувства на данный момент времени. Для этого можно придумать много игр и  подобрать  различные житейские ситуации, и с помощью словаря чувств разобраться  что герой истории  чувствует и о чем думает. Например: «Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка! Со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок!» - Что зайка чувствует? Что чувствуешь ты сам?

В-третьих, научить  управлять  адекватными средствами своими негативными состояниями и чувствами без причинения себе и окружающим людям физического и морального ущерба. Если  негативные эмоции (страх, гнев, обида) не подавлять в себе, а верно направить их разрушительную энергию на прямое или косвенное  «отреагирование», то этот механизм становится главным способом профилактики психосоматических заболеваний. Так как  энергия не проявленной эмоции никуда не исчезают, а «застревают» в теле  и рано или поздно она все равно дает о себе знать либо взрывом эмоций, либо агрессивным поступком, либо болезнью. А подавливать, скрывать, не обращать внимания на свои чувства ребенок научается в семье, где родители своими бессознательными установками и культурными особенностями «замораживают»  и дает запрет на чувства у своих детей, говоря им следующие фразы «воспитательного процесса»: «Не хнычь, не распускай нюни!», «Не расстраивайся - купим другую куклу!», «Не кричи, не смейся громко - неприлично!», «Мальчики не плачут!»,  «На бабулю не сердятся!».  И чтобы  угодить взрослому ребенок начинает скрывать свои негативные чувства, а значит  скрывать и сильные позитивные чувства тоже. И ребенок растет без контакта со своими чувствами, не умеет  распознавать их, и, следовательно, не умеет настроиться на чувства другого человека, т.е. сочувствовать и сопереживать им.  

Культура выражения чувств и культура общения заключается в том, чтобы уметь выражать свои чувства как, находясь наедине с собой, так и  общаясь с другим человеком или коллективом.

Чувства можно выражать по-разному: поплакать; физически разрядиться (побегать, попрыгать, покричать); нарисовать свои чувства; побыть одному и успокоиться; поговорить с другом; побить подушку; поколотить молотком пластилин; порвать бумагу.

Очень важно правильно говорить о своих негативных чувствах по поводу происходящего собеседнику, используя безопасную форму «я - высказывания», в которой отсутствует оценка личности и не вызывает сопротивления.

Эти теоретические и практические знания, приобретенными дошкольниками, в будущем  позволяет ему быть в роли хозяина своей эмоциональной  сферы и коммуникативных связях, которыми он умело управляет. Он становится целостной личностью со здоровой психикой, способным справиться со всеми жизненными невзгодами и кризисами.

 Другими словами, ребенок научается быть не рабом своих чувств, а быть выше них.

Психологические игры и сказочные истории, направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

 «Жизнь в лесу». Педагог  садится на ковёр, рассаживая вокруг себя детей. «Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных  языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чём-нибудь, как выразить своё доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что всё хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…»

Снежная королева. Педагог  предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно разглядеть всё то хорошее, что есть в каждом человеке. Детям  предлагается «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше  хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и даёт описание двух - трёх детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали.

«Волшебный цветок». Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.

«Свеча». Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2-3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

«Солнечный зайчик». Детям предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем педагог говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время «зайчик», обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.

«Пирамида любви». Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».

«Угадай настроение». Дети садятся в круг. У воспитателя в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»

«Зеркало настроения». Игра проводится в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок - зеркало. Другой - тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера.

«Читаем стихи с разным настроением». Дети садятся в круг. Воспитатель предлагает взять по одной карточке, на обратной стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева, удивления, страха и т.д.). Участники договариваются, какое стихотворение будут читать. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через интонацию, т.е. что у него изображено на карточке.

Литература:

  1. Линда Сибли. Чувства разные нужны - чувства разные важны, или как научить ребенка управлять своими чувствами. Издательство: Триада, 2010 г.
  2. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекции. Издательство: Владос, 2005
  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, воспитывающихся в детском доме

Для многих  воспитанников детских домов характерны неразвитость произ­вольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрес­сивность. Программа коррекционно-развивающих занятий направле...

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушениями речи

Содержание:Введение.1.  Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.2. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.2.1 Причины нарушения развития эмоциональ...

Игры, упражнения, этюды для развития эмоционально-личностной сферы дошкольников

Арт-терапевтические упражнения, психологические игры и этюды направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников и его влияние на психологическое благополучие ребенка

Особое место в психическом развитии детей  дошкольного возраста занимают эмоции. Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний по...

Игры и упражнения для развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.

Здесь приведены игры и упражнения для развития у детей эмоционально-личностной сферы, задачи:- развитие эмоционально-выразительных движений;- развитие психических процессов;- формирование чувствительн...

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников средствами театральной игры

Театр – это мощное средство  эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому...

Арт- терапевтические и психологические упражнения, игры, этюды для работы с дошкольниками по развитию эмоционально-личностной сферы.

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...