Занятие по коррекции и развитию познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на Луну"
план-конспект занятия по психологии (старшая, подготовительная группа)

Иксанова Яна Валерьевна

В представленном материале подобраны игры и упражнения на развитие высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_lunu.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие с детьми

«Путешествие на Луну»

(коррекция и развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста)

Автор-составитель:

Педагог-психолог высшей квалификационной категории

МАДОУ ЦРР д/с № 107

Иксанова Яна Валерьевна

город Калининград

«Путешествие на Луну»

Цель: развитие и коррекция когнитивной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развитие памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления, мелкой моторики, речи.
  2. Развитие фонематического слуха, умения ориентироваться в пространстве, зрительно-моторной координации.
  3. Активизация работы мозга, улучшение межполушарных связей, снижение психоэмоционального напряжения.

Оборудование: игры Воскобовича на каждого ребенка: «Волшебная Восьмерка», «Чудо крестики 2»; музыкальный центр, песенка про «Лунатиков».

Адресат: дети 6-7 лет.

Ход занятия.

1.  Приветствие.

- Ребята, нас с вами сегодня пригласили в гости Лунатики. Вы знаете кто такие Лунатики? … Правильно – это те, кто живет на Луне. Как мы можем туда отправиться? … Чтобы было быстрее, я предлагаю вам туда телепортироваться.

2. Упражнение «Крюки Деннисона» (улучшение координации, делает дыхание более спокойным и глубоким, улучшает социальную адаптацию, повышает возможность выбора реакций и действий за счет рациональной обработки эмоциональных проблем, помогает развитию «Я-концепции».

Упражнение состоит из двух частей.

1. – Встаньте скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.

   - Вытяните руки вперед на уровне груди ладошками наружу. Скрестите их образуя замок ладошками.

   - Сгибая локти, выверните этот замок из ладошек вовнутрь и прижмите к груди.

   - Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза смотрят вверх. Голова при этом не задирается. Двигаются только глаза. Дыхание и тело расслаблены.

Вас может слегка покачивать – это нормальная реакция организма. Если качает сильно, то лучше в этой же позе сесть.

2. – Поставьте ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии друг от друга.

   - Разомкните замок из ладошек и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Кончики пальцев смотрят вниз чуть ниже пупка. Глаза смотрят вниз, язык по прежнему на небе. Постойте так еще некоторое время.

- Ну вот мы и не Луне. Правда здесь никого не видно. Мы наверное приземлились где-то далеко. Что нам может помочь найти дорогу? … Правильно карта. (На коврографе отмечено начало и конец пути). Нам нужно проложить путь к городу Лунатиков выполнив ряд заданий. Чтобы быстро решить все задания нам помогут упражнения. Какие? …

3. Упражнение «Кнопки мозга» (обеспечивает приток крови, обогащенной кислородом к головному мозгу, за счет чего происходит лучшее  восприятие информации. Балансируется работа левой и правой половины тела, улучшается одновременная работа глаз, снижается визуальное напряжение, повышается уровень энергии.

- Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены.

- Положите одну руку ладошкой на пупок.

- Вторую руку разместите под ключицами. Слева и справа от грудины под ключицами между первым и вторым ребром находятся кнопки мозга.

- Массируйте кнопки мозга с одной стороны большим пальцем, а с другой указательным и средним пальцами. Для детей возможна активация зоны кнопок поглаживанием ладошкой. Рука на пупке остается неподвижной.

- Поменяйте руки и повторите упражнение.

4. Упражнение «Думательный колпак» (помогает работе кратковременной памяти, повышает умственные и физические способности, например улучшает равновесие. Помогает концентрировать внимание).

- Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.

- Возьмите руками уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы спереди.

- Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.

- Дойдя до мочки, мягко потяните ее вниз.

- Упражнение выполняется четыре раза

- Теперь мы готовы. И первое  задание.

5. Упражнение «Логические задачи» (развитие внимания, мышления)  

а) Сколько носов у трех котов?

б) Сколько ушей у двух мышей?

в) Сколько орехов в пустом стакане?

г) Сколько дней в одной неделе?

д) Цапля на одной ноге весит 2 кг, а сколько она будет весить на 2 ногах?

е) Во дворе один павлин, Подошел  еще один, Два павлина за кустами, Сколько их считайте сами?

- Молодцы, вы хорошо справились и вот первая подсказка (3 клетки в верхний правый угол). Следующее задание.

6. «Нарисуй и зачеркни» (слуховое внимание, память, мышление)

- нарисуйте  2 треугольника, 1 квадрат, 1 прямоугольник и зачеркните 3-ю фигуру.

- 3 круга, 1 треугольник, 2 прямоугольника и зачеркнуть 2 и 4.

- 1 прямоугольник, 2 квадрата, 3 треугольника и зачеркнуть 1,3,6.

- Вторая подсказка 6 клеточек вверх.

7. «Волшебная восьмерка» (внимание, память, мышление, фонематический слух, мелкая моторика, ориентировка в пространстве)

По шифру дети выкладывают цифру 6 (кохле-охле-зеле-геле-селе-фи).

- И это последняя подсказка (6 клеток вправа). Ребята, но ворота города Лунтиков закрыты и, чтобы их открыть вам нужно расшифровать слово.

8. Упражнение «Расшифруй слово» (внимание, мышление)

Р –∑

Д –∆

З –#

Я –∞

Ь – ©

У –ö

 - Ну вот мы наконец и добрались, но Лунатиков нигде не видно. Это потому, что Лунтики становятся такими, какими вы их себе представляете. Давайте все вместе придумаем Лунатика.

9. Игра «Чудо крестики 2» (мышление, воображение, пространственное восприятие).

     Дети сообща строят Лунатика на коврографе.

 - Замечательно. А теперь Лунатики приглашают вас поиграть.

 10. Игра «Лунатиков» (внимание, моторная координация).

Пять Лунатиков жили на Луне

Пять Лунатиков ворочались во сне.

И вот один Лунатик упал с Луны во сне,

Четыре Лунатика жили на Луне.

Четыре Лунатика ворочались во сне.

И вот один Лунатик упал с Луны во сне,

Три Лунатика жили на Луне.

Три Лунатика ворочались во сне.

И вот один Лунатик упал с Луны во сне,

Два Лунатика жили на Луне.

Два Лунатика ворочались во сне.

И вот один Лунатик упал с Луны во сне,

Один Лунатик жил на Луне.

Один Лунатик ворочался во сне.

И вот один Лунатик упал с Луны во сне,

Больше Лунатиков нету на Луне.

- Ну вот и все. Пришла пора возвращаться.

11. Возвращение.

12. Обратная связь.

Что больше всего понравилось, чему научились?.

13. Прощание.

 Список литературы:

1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. М., 2007.

2. Водопьянова, Андреева и др. Психологическая и образовательная программа для подготовительных групп на базе школы или детского сада.

3. Денисенко О. Уроки мышления в школе и дома. – СПб, 2002.

4. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Гимнастика мозга. Книга для педагогов и родителей. – М., 1997.

5. Зак  А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. – М., 1994.

6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М., 1998.

7. Осипова А.А., Малашинская Я.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М., 2002.

8.Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. – Волгоград, 2005.

9. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М., 2003.

10. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей. – Ярославль, 1996.

11. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Проблема познавательной деятельности детей этого воз­раста чрезвычайно важна для системы дошкольного образова­ния. Необходимость компетентно ориентироваться в возраста­ющем объёме знаний предъявляет н...

Картотека музыкальных дидактических игр на развитие эмоционально-познавательной сферы для детей старшего дошкольного возраста

Картотека музыкальных дидактических игр на развитие эмоционально-познавательной сферы для детей старшего дошкольного возраста...

Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку

Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку   В настоящее время, в педагогике актуализируются проблемы использования ино...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и моделирования на кинетическом песке

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественн...

Программа по коррекции и развитию познавательной сферы у детей 6-7 лет

Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успеш...

Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие познавательной сферы для детей старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности с моторикой.

Формирование потребности и способности активно мыслить, развитие познавательных процессов, умение преодолевать  трудности при решении разнообразных умственных задач, развитие мелкой моторики....