Семинар-практикум для педагогов «Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями и детьми с ОВЗ»
методическая разработка по психологии

Зверева Елена Геннадьевна

Одним из направлений развития современного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.     Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.

   Для формирования профессиональной компетентности педагогов в инклюзивной практике современного образования необходима комплексная подготовка кадров.

   В рамках подготовки педагогических кадров актуальным остается проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад №125»

                     Семинар-практикум для педагогов

«Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями

 и детьми с ОВЗ»

https://sun9-79.userapi.com/impg/fNyncqGMVeET6PWvBAo3qlZKKuXBmncNuyJoag/KnOCayPHf70.jpg?size=913x818&quality=95&sign=b087b058842dc5d9da61628d2f1673ec&type=album

                                                                                           Подготовила:

                                                                                   педагог-психолог

                                                                         Зверева Е.Г.

Г.Оренбург

   Одним из направлений развития современного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.     Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.

   Для формирования профессиональной компетентности педагогов в инклюзивной практике современного образования необходима комплексная подготовка кадров.

   В рамках подготовки педагогических кадров актуальным остается проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.

Цель — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.

Задачи:

 повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;

 формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

 проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ;

 обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;

                                                    Ход мероприятия:

Разминка

Правила работы группы.

-общение в доверительном стиле;

-правило «здесь и сейчас»;

-искренности в общении;

-конфиденциальности в отношении всего происходящего в группе;

-оказания каждому поддержки советом, добрым словом, внимательным отношением;

-активное участие в происходящем.

Основная часть

1. Теоретическая часть

Нормативно-правовая база

Педагогам демонстрируется презентация, где представлена основная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагога в условиях образовательной организации.

    Часто возникает вопрос «кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?»

Ответ педагоги и специалисты находят в Законе об образовании: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

    Проблема готовности педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ

   На всех первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема готовности педагогов (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с ОВЗ. Обнаруживается недостаток профессиональных знаний работы в инклюзивной среде, наличие психологических «барьеров» и профессиональных стереотипов педагогов.       Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

Профессиональна готовность:

Формирование представлений о психологии семьи ребенка с ОВЗ. Активной профессиональной позиции: «Особый ребенок — наш ребенок». Курсы повышения квалификации, вебинары, семинары.

Психологическая:

Работа над снятием психологических «барьеров», стереотипов и предубеждений. Работа с собственным страхом. Повышение психологической компетенции, развитие педагогических компетенций.

Методическая готовность:

Восполнение недостатков профессиональных знаний. Подбор пособий, методов и игровых обучающих техник. Самообразование и инициативность.

Анкетирование для педагогов «Определение уровня готовности к работе с детьми ОВЗ»

Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ

     Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В  ДОУ могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.

Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:

1.Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).

2.Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).

3.Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).

4.Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).

5.Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).

6.Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).

Притча «Горчичное зерно»

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной.

На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.

Стихотворение Сони:

Мне страшно. Голова гудит.

Там мечутся слова и просятся уйти.

“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”

Но рот мой на замке,

А ключ к замку в мозгу-

И как его достать?

Ну помогите ж мне!

Я не хочу немой остаться,

Но страх засовом запер рот.

Слова рождаются, живут и чудеса творят

В мирах, что в голове я создаю… И вот

В конце концов и умирают. Чтоб им жить,

Их надо в мир, вовне пустить.

Но как? Скажите мне!

А вдруг их люди не поймут?

Сквозь рот мой проходя,

Изменятся слова, их мир не примет,

Оттолкнёт, а в месте с ними- и меня?

Как жить? Мне страшно. Голова гудит”.

Комментарии ведущего: (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).

2. Практическая часть.

Упражнение «Котенок».

Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.

В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

Упражнение «Мать инвалида».

Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу).

Группа участвует, отвечая на вопросы.

Таблица Упражнение «Мать инвалида»

Часть тела (завязываются лентами)

Символическое значение

Глаза

Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду»

Рот

Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях

Уши

Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения

Руки

Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»

Сердце

Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»)

Живот

Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания»

Бедра

Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии

Ноги

Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается

Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку, как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.

Упражнение «Кенгуру»

Цель: развитие чувства сопереживания другим, эмпатии, корректирует агрессивные тенденции в поседении.

Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.

История о бегунах:

Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки.

Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал.

Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого!

Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.

«Детям о важном».

Рано или поздно перед каждым педагогом встают вопросы:

‒ Как дети общаются с особыми детьми?

‒ Что можно сделать для создания и поддержания в группе здоровой атмосферы, в которой каждому ребенку было бы комфортно?

‒ Как отвечать на «неудобны» вопросы детей: (почему он не такой?)

Большинство родителей еще ни разу не говорили с детьми об особенностях развития, и поэтому к встрече с таким ребенком дети бывают не готовы. У них возникает много вопросов: «Почему он такой? Это у него навсегда? А я заражусь?» Взрослые оказываются застигнутыми врасплох и не знают, что ответить… Но дети не различают диагнозы, им нужно общее объяснение, донесенное простым и понятным языком.

Показ мультфильма «Про Диму».

Рефлексия

Педагог-психолог предлагает дать проведенному мероприятию оценку с использованием следующей шкалы:

Общекультурная польза 0% 100%

Практическая польза ___________________________________________

Новизна информации ____________________________________________

Качество мероприятия ____________________________________________

Усвоение содержания _____________________________________________

Возможность применения знаний в работе ____________________________

Литература:

Барсукова О. В., Гавриш Е. Н. Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 101-105.

Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду// Методические рекомендации. – 2015 г.

Журнал «Справочник педагога-психолога» №2,2016; №7, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей на тему "Взаимодействие педагога с детьми".

Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность.   Наше занятие направлено на форм...

Семинар -практикум с презентацией для родителей. Психологическая готовность ребенка к школе.

Семинар-практикум направлен на формирование психологической компетентности родителей по вопросу психологической готовности ребенка к школе. Презентация поможет родителям воспринимать информацию ...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями и детьми с ОВЗ в ДОУ»

Семинар-практикум для воспитателей  «Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями и детьми  с ОВЗ в ДОУ»Одним из направлений развития современного дошкольного образован...

Практико – ориентированный проект «Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (средней продолжительности)

Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во мно...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар-практикум для молодых педагогов: Кейс-метод технология как форма работы с детьми дошкольного возраста

Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках НОД. Кейсы - это интеракт...

Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...