Семинар-практикум для педагогов «Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями и детьми с ОВЗ»
методическая разработка по психологии
Одним из направлений развития современного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.
Для формирования профессиональной компетентности педагогов в инклюзивной практике современного образования необходима комплексная подготовка кадров.
В рамках подготовки педагогических кадров актуальным остается проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 118.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №125»
Семинар-практикум для педагогов
«Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями
и детьми с ОВЗ»
Подготовила:
педагог-психолог
Зверева Е.Г.
Г.Оренбург
Одним из направлений развития современного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.
Для формирования профессиональной компетентности педагогов в инклюзивной практике современного образования необходима комплексная подготовка кадров.
В рамках подготовки педагогических кадров актуальным остается проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.
Цель — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.
Задачи:
− повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;
− формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
− проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ;
− обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;
Ход мероприятия:
Разминка
Правила работы группы.
-общение в доверительном стиле;
-правило «здесь и сейчас»;
-искренности в общении;
-конфиденциальности в отношении всего происходящего в группе;
-оказания каждому поддержки советом, добрым словом, внимательным отношением;
-активное участие в происходящем.
Основная часть
1. Теоретическая часть
Нормативно-правовая база
Педагогам демонстрируется презентация, где представлена основная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагога в условиях образовательной организации.
Часто возникает вопрос «кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?»
Ответ педагоги и специалисты находят в Законе об образовании: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Проблема готовности педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ
На всех первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема готовности педагогов (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с ОВЗ. Обнаруживается недостаток профессиональных знаний работы в инклюзивной среде, наличие психологических «барьеров» и профессиональных стереотипов педагогов. Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
‒ Профессиональна готовность:
Формирование представлений о психологии семьи ребенка с ОВЗ. Активной профессиональной позиции: «Особый ребенок — наш ребенок». Курсы повышения квалификации, вебинары, семинары.
‒ Психологическая:
Работа над снятием психологических «барьеров», стереотипов и предубеждений. Работа с собственным страхом. Повышение психологической компетенции, развитие педагогических компетенций.
‒ Методическая готовность:
Восполнение недостатков профессиональных знаний. Подбор пособий, методов и игровых обучающих техник. Самообразование и инициативность.
Анкетирование для педагогов «Определение уровня готовности к работе с детьми ОВЗ»
Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ
Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В ДОУ могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.
Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:
1.Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).
2.Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).
3.Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).
4.Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).
5.Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).
6.Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).
Притча «Горчичное зерно»
Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной.
На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.
Стихотворение Сони:
Мне страшно. Голова гудит.
Там мечутся слова и просятся уйти.
“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”
Но рот мой на замке,
А ключ к замку в мозгу-
И как его достать?
Ну помогите ж мне!
Я не хочу немой остаться,
Но страх засовом запер рот.
Слова рождаются, живут и чудеса творят
В мирах, что в голове я создаю… И вот
В конце концов и умирают. Чтоб им жить,
Их надо в мир, вовне пустить.
Но как? Скажите мне!
А вдруг их люди не поймут?
Сквозь рот мой проходя,
Изменятся слова, их мир не примет,
Оттолкнёт, а в месте с ними- и меня?
Как жить? Мне страшно. Голова гудит”.
Комментарии ведущего: (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).
2. Практическая часть.
Упражнение «Котенок».
Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.
В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.
Упражнение «Мать инвалида».
Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу).
Группа участвует, отвечая на вопросы.
Таблица Упражнение «Мать инвалида»
Часть тела (завязываются лентами) | Символическое значение |
Глаза | Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду» |
Рот | Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях |
Уши | Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения |
Руки | Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки» |
Сердце | Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа») |
Живот | Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания» |
Бедра | Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии |
Ноги | Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается |
Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку, как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.
Упражнение «Кенгуру»
Цель: развитие чувства сопереживания другим, эмпатии, корректирует агрессивные тенденции в поседении.
Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.
История о бегунах:
Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки.
Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал.
Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого!
Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.
«Детям о важном».
Рано или поздно перед каждым педагогом встают вопросы:
‒ Как дети общаются с особыми детьми?
‒ Что можно сделать для создания и поддержания в группе здоровой атмосферы, в которой каждому ребенку было бы комфортно?
‒ Как отвечать на «неудобны» вопросы детей: (почему он не такой?)
Большинство родителей еще ни разу не говорили с детьми об особенностях развития, и поэтому к встрече с таким ребенком дети бывают не готовы. У них возникает много вопросов: «Почему он такой? Это у него навсегда? А я заражусь?» Взрослые оказываются застигнутыми врасплох и не знают, что ответить… Но дети не различают диагнозы, им нужно общее объяснение, донесенное простым и понятным языком.
Показ мультфильма «Про Диму».
Рефлексия
Педагог-психолог предлагает дать проведенному мероприятию оценку с использованием следующей шкалы:
Общекультурная польза 0% 100%
Практическая польза ___________________________________________
Новизна информации ____________________________________________
Качество мероприятия ____________________________________________
Усвоение содержания _____________________________________________
Возможность применения знаний в работе ____________________________
Литература:
Барсукова О. В., Гавриш Е. Н. Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 101-105.
Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду// Методические рекомендации. – 2015 г.
Журнал «Справочник педагога-психолога» №2,2016; №7, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей на тему "Взаимодействие педагога с детьми".
Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность. Наше занятие направлено на форм...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/16/picture-878289-1484562776.jpg)
Семинар -практикум с презентацией для родителей. Психологическая готовность ребенка к школе.
Семинар-практикум направлен на формирование психологической компетентности родителей по вопросу психологической готовности ребенка к школе. Презентация поможет родителям воспринимать информацию ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/29/picture-453965-1411993191.jpg)
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями и детьми с ОВЗ в ДОУ»
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями и детьми с ОВЗ в ДОУ»Одним из направлений развития современного дошкольного образован...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/03/picture-791603-1680529628.jpg)
Практико – ориентированный проект «Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (средней продолжительности)
Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во мно...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....
Семинар-практикум для молодых педагогов: Кейс-метод технология как форма работы с детьми дошкольного возраста
Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках НОД. Кейсы - это интеракт...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/03/picture-791603-1680529628.jpg)
Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"
Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...