Тренинг для педагогов и воспитателей "Психологическая разгрузка"
консультация по психологии

Татьяна Тимофеевна Николаева

Тренинг для педагогов и воспитателей "Психологическая разгрузка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologichesaya_razgruzka_dlya_pedagogov.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологическая разгрузка для педагогов»

Цель тренинга: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов, сплочение коллектива, создание благоприятного психологического климата.

Задачи:

  1. Сформировать доверительные отношения в коллективе;
  2. Объединение, сплочение коллектива;
  3. Развитие умения работать в команде

Формы и методы работы:

Комплекс упражнений разработан для воспитателей и применим в работе с детьми.

Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу с группой из 10-15 воспитателей.

Ожидаемые результаты:

  1. Воспитатели лучше узнают друг друга.
  2. Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.
  3. Увеличится работоспособность группы.
  4. У педагогов сформируется умение работать в команде.
  5. Улучшится психологический климат в коллективе.
  6. Повысится сплоченность педагогического коллектива.

Игра-приветствие «Передай мяч». С помощью мяча, который будет передаваться следующему участнику по кругу, участник у которого мяч называет свое имя и на первую букву своего имени качество своего характера.

Когда все участники назовут имена и качества, выполняют упражнение «Аплодисменты» - настрой на позитивную работу. Все участники апплодируют друг другу в знак приветствия.

Начать наш тренинг я бы хотела с «Кокологического теста», автором которого является Елена Воронежская.

Возьмите карандаши, чистый лист бумаги и обрисуйте свою руку. Затем подумайте и напишите на каждом пальце того члена семьи, в том числе и себя, с которым у вас ассоциируется этот палец.

После этого раскрасьте каждый из пальцев определённым цветом, каким захотите.

После того, как все выполнят работу. Слова психолога:

Человеческая рука – это чудесный инструмент, с помощью которого мы можем делать всё, что захотим: работать, писать, брать любые предметы, заботиться о своём теле и т.д.

А если у человека не будет рук, кто первым придёт ему на помощь, подаст пищу, воду, поможет одеться?

Конечно же, члены его семьи.

Семья – это прекрасная, незаменимая  человеческая рука, каждый палец которой является символом одного из членов семьи.

Большой палец отвечает за работу, за деятельность. Именно благодаря противопоставлению этого пальца другим люди каменного века смогли обрабатывать различные предметы.  

 Это тот человек, на котором держится весь дом, кто создаёт тепло и уют вашего дома.

Указательный палец – указывает, разъясняет, даёт советы и распределяет обязанности. Это палец семейной власти. Это человек, который считается хозяином семьи.

Средний палец самый высокий, самый выдающийся. Он не может столько всего, сколько могут большой и указательный, но средний палец всегда на виду, он любит покрасоваться, порисоваться. Это своеобразная звезда вашей семьи.

Безымянный палец – самый беспомощный. Ему даже имени не придумали. Это тот член семьи, который вызывает наибольшую тревогу у домочадцев. Такая «белая ворона».

Мизинец – самый маленький член семьи, тот, о ком все заботятся, кого все любят.

Цвета пальцев

Красный – жизненная сила, успех, влияние, мужественность, агрессия, победа, болезненное отношение к объекту. Этот человек вызывает у вас яркие чувства: любовь, ярость, агрессию, желание. Он сам беспокоен, жаден до жизни, агрессивен, стремится делать, быть активным.

Жёлтый – ожидание от этого человека счастья, освобождения, за счёт этого человека пытаетесь утвердиться, напитаться его жизненной энергией. Этот человек светлый и ясный, тёплый и комфортный. Вам хорошо и радостно с ним.

Зелёный – росток, рост физический и духовный, этот человек нравится, проводит, во что бы то ни стало, свои взгляды в жизнь, этот человек повышает вашу уверенность в себе.

Темно-зелёный – вы зависите от этого человека финансово. Этот человек способствует вашему развитию: духовно либо финансово. Он толкает вас жить, развиваться.

Синий – этот человек даёт вам чувство покоя, уверенности, он ограничивает своё общение с вами, держит вас в рамках, но не мешает, вам он кажется флегматичным, уверенным в себе, спокойным и замкнутым.

Серый – вы совершенно нейтральны к этому человеку. Он вам не интересен. Вы ничего не получаете от него и вряд ли ему даёте что-либо. Серые взаимоотношения.

Фиолетовый – с этим человеком у вас «магические взаимоотношения». Он непростой человек. Любит всё запредельное, колдовское, волшебное. Обладает странными свойствами души. У него необычные пристрастия. Он для вас тайна и загадка. С другой стороны – это может быть ребёнок, незрелый умственно.

Коричневый – этот человек защищает вас. Даёт вам тепло и уют семейного очага, дарит вам чувственные наслаждения  (отдых, сон, еду, одежду и т.д.). Этот человек связан с землёй, корой деревьев, шоколадом.

Чёрный – вы отрицаете этого человека, готовы от него внутренне отказаться, испытываете к нему негативные эмоции.

Розовый – этот человек мягок и женственен, к вам относится доброжелательно. Он хрупок: телом либо здоровьем, молод телом либо душой, духовный ребёнок. Его чувства – игрушки, нежность и мягкость.

Оранжевый – этот человек активен, у него жизнеутверждающая позиция, он призывает вас к активности, к продвижению вперёд, манит вас, зовёт. Он – жаждет познать всё и вся. Путешественник, максималист, вызов обществу. Он уникален в своей активности, в своей озорной агрессии.

Голубой – это мягкий человек, который несёт успокоение и отрешённость. Вносит в вашу жизнь гармонию и умиротворённость. Но он всегда чуть холоден, словно не с вами. Он удовлетворён собой, своей жизнью. Этот человек верный.

Продолжаем нашу разгрузку. И в качестве физминутки я предлагаю вам релаксационное упражнение «Посещение зоопарка».

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов.

Содержание упражнения: участники встают вкруг друг за другом. Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Каждое массажное движение повторить по 5 раз.

1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать движения сверху вниз и справа налево).

2. Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника)

3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев сбегать вниз по спине).

4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, редкие несильные хлопки по спине).

5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят к воде (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).

7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

9. А сейчас посетители идут в террариум со змеямиЗмеи медленно ползают по песку ( делать ладонями движения, похожие на змеиные).

10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко щипать ноги и руки).

11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и массажировать кожу головы).

12. А сейчас посетители идут к выходу и садятся в автобус (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи, затем убрать руки).

2. Психолог: Ну вот мы с вами немного отдохнули! Продолжаем.

        Сегодня каждый из нас сделает для себя герб. Помните, в средние века у каждого знатного человека или его семьи был свой герб, не похожий на других.

        Для этого я подготовила для вас бланки, на которых вы создадите свой собственный герб.

Герб мы разделим на 5 частей.

В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.

Во второй – место, где вы чувствуете себя хорошо, уютно и безопасно.

В третьей – самое большое свое достижение.

В четвертой – имена тех людей, которым вы можете доверять.

А в пятой части напишите три слова, которые вы хотели бы услышать о себе.

Все это вы можете изобразить с помощью слов, символов, рисунков, разных предметов.

Участникам дается время на создание герба – 15 минут.

Предложить кому-нибудь представить свой уникальный герб.

вопросы:

? Как вы думаете, для чего мы это делали?

(ответы детей: «чтобы повысить самооценку», «почувствовать уверенность в себе» и др.)

? Во время работы над гербом вам было легко или трудно?

(ответы детей: «было трудно написать, что я хочу услышать о себе», «никаких затруднений не было»).

? Есть ли такие умения, о которых ваши коллеги не знают?

(«есть»).

? Могли бы вы рассказать о своих умениях? (большинство ответили, что нет)

? Какое место для вас самое приятное? (ответы: дом, лес)

? Среди людей, которым вы можете доверять находятся только близкие люди? Или не только?

Ведущий делает основной вывод:

Каждому из нас надо помнить, что герб, который мы составили, поможет нам:

Когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться.

Когда одиноко, подумать о тех людях, к которым можно прийти и поделиться своими мыслями и чувствами.

Стать более уверенными, вспомнив свои достижения.

Мысленно представить себе место, в котором вам уютно и хорошо, можно отдохнуть и успокоиться.

Когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа нужно вспомнить и произнести три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

Психолог: и в заключении добавим себе и своим коллегам настроения, выполним упражнение «Пожелания».

Цель: Создание положительного эмоционального настроения.

Инструкция: Участники группы высказывают пожелание друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Рефлексия.

Приложение 1. Заготовки для создания герба

Что вы умеете делать лучше всего?

Место, где вы чувствуете себя хорошо, уютно, безопасно.

Самое большое своё достижение.

Имена тех людей, которым вы можете доверять.

Три слова, которые бы вы хотели услышать о себе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»

Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»...

Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»

Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»Цели:Формирование благоприятного психологического климата;Сплочение колл...

Тренинг для педагогов "День психологической разгрузки"

Тренинг для педагогов "День психологической разгрузки"...

«Эмоциональная разгрузка» Тренинг для педагогов

    Цель проведения: Повышение психологической компетенции педагогического коллектива по вопросам эмоционального и профессионального выгорания. Познакомить педагогов со способами упра...

Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»

Цели:- Формирование благоприятного психологического климата;- Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;- Профилактика профессионального выгорания;- Развитие коммуника...

Тренинг для педагогов «День психологической разгрузки».

Цели:• Формирование благоприятного психологического климата;• Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;• Профилактика профессионального выгорания;• Развитие комм...

Тренинг для педагогов "День психологической разгрузки"

Цели:· Формирование благоприятного психологического климата;· Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;· Профилактика профессионального выгорания;· Развитие к...