Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания
план-конспект занятия по психологии (младшая группа)

Чинина Ольга Викторовна
Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека – двигательных, познавательных, творческих. Поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических структур и формированием на этой основе нужных функциональных органов. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов развития и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, что создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих и специальных способностей.
Важным моментом в развитии у детей способностей выступает их комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга.
Одно из необходимых условий комплексного и разностороннего развития способностей человека - многоплановость и разнообразие видов деятельности. Содержание и методика проведения занятий по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях, ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков. Они не учитывают больших возможностей двигательной деятельности в развитии познавательных, творческих, межличностных, контактных и других способностей. В связи с выявлением форм, средств, методов и организационно-методических условий способствующих комплексному развитию способностей дошкольников в процессе физического воспитания представляет определенный интерес.
При разработке содержания и методики занятий по физическому воспитанию стимулирующих познавательную активность детей, нужно руководствоваться тем, что уровень познавательной деятельности возрастет, если дети  будут воспринимать информацию не пассивно, а активно и если она вызовет у детей интерес. Интерес - положительное эмоциональное состояние способствующее развитию навыков и умений приобретению знаний мотивирующее обучение.
Устойчивый интерес побуждает ребенка к активности, к преодолению препятствий связанных с работой или учебой, делает деятельность приятной.
Надо учитывать также основные требования, которые предъявляются к деятельности развивающей способности человека. Творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя должная мотивация и обеспечение положительного, эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. С учетом этих требований наиболее предпочтительной для проведения занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста, является сюжетно-образная форма.
В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания используемые в сюжетном занятии подчинены определенному сюжету. Использование приемов имитации и подражания образных сравнений обеспечивает должную мотивацию и положительный эмоциональный фон занятия, способствует формированию и поддержанию интереса к деятельности.
Активизировать познавательную деятельность помогут специальные организационно-методические приемы - упражнения дыхательной гимнастики. Особенность этих приемов состоит в создании сопротивления выдыхаемому воздуху со стороны артикуляционных речевых органов, за счет произнесения на выдохе различных звуков и звукосочетаний. 
Использование адекватных возможностям детей статических упражнений, на фоне развития общей выносливости, может служить важным фактором ликвидации и профилактики у них различных дефектов осанки, при условии правильного рационального дыхания во время выполнения упражнений. Без соблюдения этого правила воздействие статических и силовых нагрузок на организм детей может привести к неблагоприятным сдвигам со стороны кардиореспираторной системы. Применение такого методического приема как произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе во время выполнения упражнений статического характера, позволяет избежать задержки дыхания и в то же время способствует развитию органов артикуляции. 
Народные подвижные игры, созданные на основе художественного поэтического текста фольклора, также являются формой проведения занятий. В них  дети легко улавливают музыкальность, напевность и ритмичность родной речи, познают меткость и лаконичность родного слова. Считалки, зачины, потешки придают народным играм своеобразный колорит.
Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения помогают создать правильное зрительное представление о нем, а возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей многократно повторять одно и то же упражнение, что способствует закреплению двигательного навыка и повышению его качества. По ходу выполнения упражнений даются дополнительные яркие образные указания, помогающие детям быстрее осваивать движения. Например, при выполнении упражнения «Чайки летят», дается указание «руки - как крылья». При разучивании упражнений можно также использовать объяснения, которые должны быть точными, понятными, краткими, эмоциональными.
Разработанная методика проведения занятий по физической культуре, предполагающая использование специальных средств, методов и организационно-методических приемов, способствует развитию познавательных способностей дошкольников в процессе физического воспитания. Формированию устойчивого познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека – двигательных, познавательных, творческих. Поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических структур и формированием на этой основе нужных функциональных органов. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов развития и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, что создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих и специальных способностей.

Важным моментом в развитии у детей способностей выступает их комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга.

Одно из необходимых условий комплексного и разностороннего развития способностей человека - многоплановость и разнообразие видов деятельности. Содержание и методика проведения занятий по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях, ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков. Они не учитывают больших возможностей двигательной деятельности в развитии познавательных, творческих, межличностных, контактных и других способностей. В связи с выявлением форм, средств, методов и организационно-методических условий способствующих комплексному развитию способностей дошкольников в процессе физического воспитания представляет определенный интерес.

При разработке содержания и методики занятий по физическому воспитанию стимулирующих познавательную активность детей, нужно руководствоваться тем, что уровень познавательной деятельности возрастет, если дети  будут воспринимать информацию не пассивно, а активно и если она вызовет у детей интерес. Интерес - положительное эмоциональное состояние способствующее развитию навыков и умений приобретению знаний мотивирующее обучение.

Устойчивый интерес побуждает ребенка к активности, к преодолению препятствий связанных с работой или учебой, делает деятельность приятной.

Надо учитывать также основные требования, которые предъявляются к деятельности развивающей способности человека. Творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя должная мотивация и обеспечение положительного, эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. С учетом этих требований наиболее предпочтительной для проведения занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста, является сюжетно-образная форма.

В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания используемые в сюжетном занятии подчинены определенному сюжету. Использование приемов имитации и подражания образных сравнений обеспечивает должную мотивацию и положительный эмоциональный фон занятия, способствует формированию и поддержанию интереса к деятельности.

Активизировать познавательную деятельность помогут специальные организационно-методические приемы - упражнения дыхательной гимнастики. Особенность этих приемов состоит в создании сопротивления выдыхаемому воздуху со стороны артикуляционных речевых органов, за счет произнесения на выдохе различных звуков и звукосочетаний.

Использование адекватных возможностям детей статических упражнений, на фоне развития общей выносливости, может служить важным фактором ликвидации и профилактики у них различных дефектов осанки, при условии правильного рационального дыхания во время выполнения упражнений. Без соблюдения этого правила воздействие статических и силовых нагрузок на организм детей может привести к неблагоприятным сдвигам со стороны кардиореспираторной системы. Применение такого методического приема как произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе во время выполнения упражнений статического характера, позволяет избежать задержки дыхания и в то же время способствует развитию органов артикуляции.

Народные подвижные игры, созданные на основе художественного поэтического текста фольклора, также являются формой проведения занятий. В них  дети легко улавливают музыкальность, напевность и ритмичность родной речи, познают меткость и лаконичность родного слова. Считалки, зачины, потешки придают народным играм своеобразный колорит.

Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения помогают создать правильное зрительное представление о нем, а возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей многократно повторять одно и то же упражнение, что способствует закреплению двигательного навыка и повышению его качества. По ходу выполнения упражнений даются дополнительные яркие образные указания, помогающие детям быстрее осваивать движения. Например, при выполнении упражнения «Чайки летят», дается указание «руки - как крылья». При разучивании упражнений можно также использовать объяснения, которые должны быть точными, понятными, краткими, эмоциональными.

Разработанная методика проведения занятий по физической культуре, предполагающая использование специальных средств, методов и организационно-методических приемов, способствует развитию познавательных способностей дошкольников в процессе физического воспитания. Формированию устойчивого познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитеие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

Конспект НОД по физической культуре в средней группе "Путешествие в лес"....

Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»...

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей

Познавательная способность – основной вид деятельности детей, она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Познавательная актив...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯЭМОЦИОНАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАБОТЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...

Консультация для воспитателей. «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»

Консультация для воспитателей.«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»...

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»...